Альфия Магзумовна Акчурина
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук [ч]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Звуковая культура речи звук [ч]
Цель:
уточнить и закрепить правильное произношение у детей звука [ч] изолированно, в слогах, словах и предложениях.
Задачи :
подготовить артикуляционный аппарат детей к работе через артикуляционную гимнастику;
добиться правильного звучания изолированного звука в речи ребёнка через игровые приёмы и демонстрацию правильной артикуляции со стороны педагога (приём подражания);
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в средней группе „Звуковая культура речи: звук [ч]“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
развивать фонематический слух;
формировать фонематическое восприятие;
продолжать учить определять наличие звука в слове или его отсутствие ;
развивать высшие психические функции детей;
развивать музыкальные способности детей, расширять представления детей о неречевом звуке — звуке стука колёс паровоза.
Методы и приё мы: Словесные (художественное слово, объяснение, указание); игровые (пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, сюрпризный момент); практические (упражнения на закрепление знаний).
Предварительная работа: Разучивание стихов, проведение артикуляционных гимнастик, физкультминутки.
I Организационный момент
- Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком, а с каким, вы догадайтесь сами, послушав внимательно стихотворение:
Ручеек
Ручеёк, ручеёк,
Дай водички на чаёк.
Мы чаёк горячий
Будем пить на даче.
Пить с печеньем,
С калачом,
И пирог испечём!
И, сверкая
Под лучами,
Засмеялся родничок,
Быстро прыгнул
С камня в чайник, -
Дал водички на чаёк!
- Какой звук часто повторялся в стихотворении? Верно, звук [ч]. Сегодня на занятии мы будем учиться, правильно, произносить этот звук. Для этого давайте пройдем в «Школу язычка».
II Развитие артикуляционной моторики через артикуляционную гимнастику.
Артикуляционное упражнение «Грибочек»
Открыть рот, присосать широкий язык к небу, чтобы напряглась подъязыковая уздечка, и получился грибок на «тонкой ножке». Стараться удерживать язык на «тонкой ножке» как можно дольше.
На тонкой ножке вырос гриб,
Он не мал и не велик.
Присосался язычок!
Несколько секунд – молчок!
Артикуляционное упражнение «Гармошка»
Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
Непослушный язычок
Делает вот так – молчок!
Челюсть нижняя вниз
Это вовсе не каприз.
Гармошку делать продолжаем!
Рот закрываем, открываем.
Молодцы!
III Знакомство со звуком [ч].
Воспитатель: А теперь я вам расскажу, а вы послушайте историю о Язычке. «Однажды язычок увидел паровоз, который подъезжал к станции и громко пел «ч-ч-ч-ч». Захотелось и язычку спеть такую песенку. Он поднял кончик языка, сделал шаг назад в своём домике и стал стучать в потолок. Он пустил тёплый ветерок, и у него получилось: «ч-ч-ч-ч». Обрадовался язычок, что научился петь песенку паровоза.
Давайте и мы все вместе её споём.
(Дети произносят звук [ч] сначала хором, затем индивидуально)
Послушайте, как поёт песенку Юлин язычок!
А теперь паровозик поехал быстро. Послушайте, как поёт песенку язычок Кати, Димы и т. д.
Ой, а что это? Послушайте. (звучит фонограмма - звук паровоза и появляется макет паровозика.
-Что это? ( дети: паровоз). Правильно.
Здравствуй паровозик. Дети здороваются.
-Здравствуйте мальчики и девочки. Я услышал, как хорошо вы поете мою песенку и приехал к вам. Я предлагаю вам поиграть с моим любимым звуком.
-Да конечно паровозик мы поиграем.
IV Развитие фонематического слуха
Игра «Найди звук»
Воспитатель: А вы знаете, что звуки умеют прятаться в словах? Звук [ч] тоже решил с нами в прятки поиграть. И сейчас мы будем его искать в начале или конце слова. Если вы услышите звук [ч] в начале слова, хлопайте в ладоши, если в конце слова, топайте ногами. Слушайте внимательно: Чай, меч, чудо, ключ, врач, чашка, мяч, червяк.
Молодцы!
А теперь встанем в кружок, повернемся друг за другом и проведем физминутку.
V Физминутка.
Физкультминутка «Паровоз»
Я паровозик ЧУХ-ЧУХ, по рельсам я стучу,
Сначала я вперед бегу, потом назад качусь,
Теперь звоню в звонок: ДЗИНЬ-ДЗИНЬ!
Теперь в свисток свищу: ТУУ-ТУУУУУУ!
Ой! Неужели это я такой наделал шум. (дети двигаются по кругу, убыстряя темп).
Воспитатель: Ой посмотрите. Кто это едет в паровозике?
(Чебурашка) Правильно.
-Здравствуй Чебурашка.
-Здравствуйте мальчики и девочки. Я очень люблю звук [ч] и предлагаю вам проговорить чистоговорки с моим любимым звуком.
Воспитатель:
VI Автоматизация звука Ч в слогах и словах
Воспитатель:
Я буду проговаривать, а вы должны за мной повторить.
Ча-ча-ча в комнате горит свеча.
Чу-чу-чу молоточком я стучу.
Чо-чо-чо в печке очень горячо.
Чи-чи-чи спрятались мои ключи.
Чок-чок-чок а в кармане пятачок.
Ач-ач-ач дайте мне большой калач.
Оч-оч-оч наступила ночь.
Уч-уч-уч а на небе яркий луч.
Ич-ич-ич на стройку привезли кирпич.
Воспитатель:
Ребята посмотрите кто у нас появился в уголке природы. (достает черепаху)
«Кто на свете ходит в каменной рубахе?
В каменной рубахе ходят…. (дети – ЧЕРЕПАХИ)
(вносится игрушка «Черепаха» с красивой коробкой на спине)
Воспитатель:
- Черепаха к нам приползла не просто так. Она приготовила для вас интересное задание. Для того чтобы его выполнить возьмите стульчики и садитесь за столы (на столах стаканчики с карандашами).
Воспитатель: Надо раскрасить только те, предметы в названии которых есть первый звук «Ч» (дети выполняют задание).
На рисунке изображены: чашка, шарик, мяч, бант.
VII Итог занятия
С каким звуком мы играли?
Покажем паровозику как мы научились его произносить! (ответы детей).
Ребята, паровозику пора домой, давайте с ним попрощаемся.
(под песенку паровоз уезжает домой).