Лучший педагог года

«Чтение русской народной сказки «Морозко». Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе

Галина Чечик
«Чтение русской народной сказки «Морозко». Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательная область: «Речевое развитие», «Чтение художественной литературы» (интеграция с образовательными областями «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», физическое развитие)

Тема: Чтениерусской народной сказки «Морозко».

Цель: развитие всех компонентов устной речи детей; формирование навыков владения языком и его коммуникативными функциями в процессе приобщения воспитанников к русскому народному творчеству.

Образовательные задачи:

- знакомить детей с русским народным творчеством;

-обогащать и систематизировать знания детей о разнообразии художественной литературы

- учить определять характер персонажей, помочь понять поступки героев.

Развивающие задачи:

- совершенствовать речь как средство общения, помогать осваивать выразительные средства языка, побуждать детей полно отвечать на вопросы по содержанию сказки.

- развивать любознательность, память и мышление детей;

- развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству;

- развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера.

- развивать мелкую моторику.

Воспитательные задачи:

- воспитывать интерес к русскому народному творчеству;

- Воспитывать положительное отношение к таким качествам как вежливость, трудолюбие, уважение к старшим, проявлению эмоциональной отзывчивости;

- воспитывать интерес к художественной литературе.

Предварительная работа:

- экскурсии в районный музей, детскую библиотеку, в парк «Горка»;

- знакомство дошкольников с русскими народными сказками «Мороз Иванович», «Снегурочка»;

- проведение с детьми занятия-беседы в уголке «русской избы», по ознакомлению с русской кухонной утварью.

Активизация словаря:

мачеха, родная и неродная дочь (падчерица, трескучий мороз, озноб, короб, окостенела, рогожа.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, музыкально-художественная.

Материалы, оборудование:предметы старинного русского обихода: самовар, крынка (кувшин для хранения молока, рушник; русская печь; искусственные деревья; ноутбук, проектор,стихи, загадки, слайд «Зима»с репродукцией русского художника И. И. Шишкина.

Методы и приемы: постановка проблемного вопроса, работа с дидактическими карточками, отгадывание загадок, опрос, беседа, показ слайд-шоу, игры.

Используемые технологии: технология продуктивного чтения, технология моделирования.

Ход занятия:

Групповая комната поделена на две части.

В одной имитация леса, в другой крестьянской избы. На стене слайд с репродукцией картины И. И. Шишкина «Зима». Дети с воспитателем входят в группу.

1. Организационный момент

(Под загадочную музыку)

Где можешь ты увидеть чудеса?

Везде! Ты в лес войди, взгляни на небеса.

Природа дарит тайны нам свои.

Лишь внимательно вокруг ты посмотри.

А где животные, как люди, говорят?

И добрые волшебники там чудеса творят?

Ты ответишь без подсказки.

Ну, конечно, это … (Сказки)

2. Основная часть

- Ребята, мы с вами попали в сказочный лес! И как вы уже догадались, сегодня мы совершим путешествие в сказку, а как она называется, вам помогут понять подсказки.

1 подсказка – это загадки:

Без рук рисует,

Без зубов кусает (мороз)

Не огонь, а жжётся (мороз)

Чтобы осень не промокла,

Не раскисла от воды,

Превратил он лужи в стёкла,

Сделал снежными сады (мороз)

Кто без брёвен мосты строит? (мороз)

– Вы правильно угадали, что ответ у всех этих загадок один – Мороз.

2 подсказка – умные вопросы:

– Мальчики, девочки, а куда это мы попали? (в лес)

- Этот лес настоящий?

- Какое время года в этом сказочном лесу?

-Почему вы решили что зима?

- А как вы думаете, каких животных мы можем встретить в лесу зимой?

- А каких не можем и почему (медведь, барсук)

3подсказка – картина художника:

Обратите внимание на эту репродукцию и скажите, что вы чувствуете глядя на неё?

- А как думаете, с каким настроением писал художник эту картину?

- Что хотел показать нам художник, когда писал её?

- А какая погода в этом сказочном лесу? (включить звуки завывания ветра)

- Как вы себя чувствуете?

- Что надо делать в морозную погоду, чтобы не замёрзнуть?

Физ. минутка.

Встали дружно, потянулись.

Мы – березки, мы проснулись.

Наши ветки закачались, сил у солнышка набрались,

А теперь пора нам сесть. К вам, друзья, вопросы есть.

- Вы согрелись? Через какое-то время мы опять замёрзнем, что же нам делать? (Искать дом или избушку. Подходят к избе)

- Что надо сделать, прежде чем войти в дом (постучать)

- Нам никто не отвечает, что будем делать? (войдём)

- Обратите внимание на предметы,которые есть в этой избе и скажите кто в ней можетжить? (крестьянская семья)

- Почему так решили? (в музее видели эти предметы, в сказках о них слышали).

- А что в крестьянской избе самое главное (печь) Почему?

- А вот и 4 –подсказка: возле печи, лежит книга, прочтём её?

Чтение сказки «Морозко»

- Понравилась вам сказка? (Да)

- Почему это произведение относится к жанру сказка? (Потому что в ней есть сказочные персонажи Морозко, Баба Яга, старичок Лесовичок, говорящая собачка, волшебная дорога).

– Сравним падчерицу и родную дочку из сказки. Их отношение к другим людям, к работе, их ум и скромность.

– Назовите качества, присущие падчерице? (Добрая, трудолюбивая, скромная, с уважением относится к старшим) .

– А родной дочке бабы? (Ленивая, злая, проявляет неуважение к старшим).

– На кого вы хотите быть похожи? (На Настеньку)

– Уточним героев сказки «Морозко»

– Кто из героев вам больше всего понравился и почему?

– Как жилось дочке старика? (Плохо)

- Почему старик повез свою дочь в лес? (Мачеха приказала)

– Почему Морозко пожалел Настеньку? (Потому что она добрая, скромная и отнеслась к нему с уважением).

– Почему старуха отправила свою дочь в лес? (Из жадности, она хотела, что бы Морозко ее дочери тоже дал сундук серебра).

– Чему же учит нас сказка? (Сказка учит нас доброте, находчивости, уважению к старшим, трудолюбию. Высмеивает плохие черты характера. Учит нас не судить о человеке по внешнему виду, смотреть глубже, оценивать людей по их душевным достоинствам, их делам.)

- Ребята, а сейчас я вам предлагаю немного поиграть, вы согласны?

4. Подвижная игра.

По дорожке, по дорожке,

Скачем мы на правой ножке,

А по этой по дорожке,

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп. Немножко отдохнем

Сказку продолжать пойдем. (Выполняют движения по тексту) .

Проблемная ситуация

В сказку можно не поверить,

Сказку можно и проверить,

Сказка может правдой быть,

Сказку нужно не забыть.

- А для того, чтобы мы ее не забыли, я сделала маленькие книжки с картинками, чтобы мы могли посмотреть и вспомнить сюжет сказки. Но, что это все картинки из моей сказки пропали, это, наверное, мачеха все картинки украла. Как же теперь быть, что делать? (Можно нарисовать) .

- Можно, но это займет много времени.

- Чем можно заменить рисунки? (Их можно заменить моделями из геометрических фигур).

Сговор на моделирование сказки.

- Для моделирования сказки мы будем использовать геометрические фигуры из бумаги: круг, треугольник, квадрат.

- Ребята, в нашей сказке есть и положительные герои и отрицательные. Давайте это тоже обозначим. Кто знает, как это можно сделать?

- Давайте вспомним и назовем положительных персонажей. (Настенька, Морозко, старичок Лесовичок) .

- Отрицательных персонажей. (Мачеха, Марфуша, Баба Яга, старик) .

- Отрицательных героев из сказки мы обозначим геометрическими фигурами черного цвета, а положительных героев красным или синим цветом.

Ситуация сбоя.

- Ребята, книжки у меня всего две, а вас много, что же делать (Нужно поделиться на две команды, и делать работу коллективно).

- Приступайте к изготовлению книжек.

Моделирование сказки (Самостоятельная работа детей) .

Пересказ сказки с опорой на алгоритм.

- Ребята, все ли у вас получилось, что вы задумали?

- Сложно было с помощью моделей составить сюжет сказки?

- Сейчас мы это проверим. С помощью своей книжки вы будете пересказывать сказку. Рассказывать вы будете по одной странички из книжки, передавая ее друг другу. (Пересказ сказки детьми с опорой на алгоритм) .

3. Заключительный этап

Рефлексия

- Вы старались, мастерили, трудно было не устать! Потрудились от души, все работы хороши!

- А для чего мы делали эти книжки? (Для того чтобы не забыть сказку).

- Почему не надо забывать эту сказку?

- Чему она учит нас? (Доброте, находчивости, уважению к старшим, трудолюбию, не судить о человеке по внешнему виду, смотреть глубже, оценивать людей по их душевным достоинствам, их делам).

- Ребята, подумайте и оцените себя, а лично вам нужно чему ни будь научиться из этой сказки? Если да то возьмите желтый кружок, если нет, то розовый.

- Я очень рада, что каждый из вас сделал какие - то выводы из этой сказки, а наши книжки помогут нам стать чуточку добрее, трудолюбивее, помогут не судить о человеке только по внешнему виду и проявлять больше уважения к старшим.

Публикации по теме:

Конспект НОД по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста. Чтение русской народной сказки «Рукавичка»Конспект НОД по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста. Чтение русской народной сказки «Рукавичка» Цвикло Ирина Васильевна, воспитатель МБДОУ «Называевский детский сад №1», г. Называевск, Омская область Конспект непосредственно образовательной.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко»Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко» Конспект НОД в средней группе по развитию речи. Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко». Интегрированное занятие с.

Конспект открытого занятия в средней группе по развитию речи «Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк», помочь оценить поступки героев. Предварительная работа:.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Чтение русской народной сказки «Морозко». Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе
Опубликовано: 10 февраля 2025 в 06:44
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Чтение русской народной сказки «Морозко». Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Галина Чечик (УИ 3051285) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
11 февраля 2025 вторник
Международный день женщин и девочек в науке
Путешествуем по книгам Виталия Бианки
12 февраля 2025 среда
Мeждунapoдный дeнь нaуки и гумaнизмa, День Дарвина



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД