Ольга Шпанская
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе (6–7 лет) «Русские богатыри»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе (6-7лет) на тему: «Русские богатыри»
Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа, Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.
Задачи:
Темочки:
- Богатыри
- Богатыри. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2023
Образовательные: учить подбирать признаки и действия к слову «сильный», учить давать характеристику героям и их поступкам; обобщить знания об истории Руси, познакомить с русскими былинными богатырями, с тем, как наши предки защищали свою Родину, познакомить с отрывком из былины «Добрыня и Змей»
Развивающие : развивать связную речь, мышление, речевой слух, развивать умение координировать слова с движениями;
Воспитательные: воспитывать интерес к истории России; оживить представление о былине, о былинных героях; формировать умение разгадывать загадки. чувство гордости и восхищения подвигами русских богатырей.
Материалы и оборудование: электронные планшеты, мультимедийный проектор, гусли, оружие богатырей (меч, презентация.
Основная образовательная область: «Развитие речи»
Интеграция образовательных областей: “Познавательное развитие”, “Социально-коммуникативное развитие”, «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Предварительная работа: чтение былин «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Идолище», Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Алёша Попович», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич» «Вольга Святославич», чтение сказок А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», пословицы и поговорки, иллюстрации оружия русских богатырей, их доспехов, словарная работа.
Ход занятия. (Слайд №1)
Воспитатель: Я встречаю вас с хорошим настроением и вы пожалуйста подарите свои улыбки мне и нашим гостям и друг другу. (Дети становятся в круг)
Воспитатель: Я хочу вам предложить отправиться в далекое прошлое, это долгий и трудный путь. Но так просто его не пройти.
Вот преграда на пути
Её так просто не пройти!
Ребята, обратите внимание на камень!
На лево пойдем друзей найдем, прямо пойдем в дорогу друзей соберём, на право пойдем мудрость обретем.
В сказках и былинах камень всегда стоял на распутье. Кто может выбирать путь?
Чтобы узнать правильный ответ нужно выполнить задание. (Смотрим под камень и находим задание. Сложить пазл – Илья Муромец)
Ладно скроен, крепко сшит,
За землю русскую стоит.
Знают взрослые и дети,
Нет его сильней на свете
Одного напомню я – это … Муромец Илья!
- С глубокой древности и до наших дней историки спорят, кем был Илья Муромец, мощный былинный богатырь, сильный, справедливый и добрый. Многие долгое время не верили в его существование, считая его вымышленным персонажем. Однако наука доказала, что такой человек вполне мог родиться в деревеньке, под названием Карачаево, что теперь является одним из районов города Мурома.
- Ребята, кем был Илья Муромец? (богатырь)
- Согласно былине, Он был сын обычного крестьянина, сидел сиднем на печке в избе родительской ровно 30 лет, однажды вдруг выздоравливает. Исцелили Илью пришедшие просить помощи старички нищие.
- Как назывется былина, в которой Илья Исцеляется? (Былина «Исцеление Ильи Муромца»)
- Как называли в народе Илью Муромца? (Чобитько или Чоботок, что с древнерусского означало «сапог».
- За, что Илья Муромец получил такое прозвище? (Говорят, что в одном из сражений, крепкий, молодой мужчина перебил всех врагов при помощи обычного сапога, за что и получил столь характерное прозвище)
Воспитатель: первая стрелочка «На лево пойдем друзей найдём» (подходим к экрану)
(Слайд №2)
Появляется слайд с изображением 3 богатырей. Картина «Богатыри»
- Кто Автор картины «Богатыри»? (Виктор Михайлович Васнецов)
- Кто изображен на картине? Как их зовут?
- Что охраняют богатыри?
Продолжите пожалуйста пословицы
Жить – Родине… служить.
Если дружба велика, будет Родина …крепка.
Воспитатель: Правильно!
Ребята, скажите пожалуйста какими качествами должен обладать богатырь?
Дети: мужественным, смелым, сильным, отважным, добрым, умным.
Воспитатель: А, сейчас давайте и мы с вами немного разомнемся и свою силушку богатырскую покажем.
ФИЗМИНУТКА
Дружно встали.
Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри! (Руки в стороны.)
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо, (Поворот вправо.)
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже (Поворот влево.)
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще (Поворот вправо.)
Через левое плечо. (Поворот влево.)
Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри! (Руки в стороны.)
Воспитатель: Молодцы!
2 стрелка «Прямо пойдём в дорогу друзей соберём»
Нужно собрать богатырей в дорогу, интерактивная игра «Соберу богатыря в дорогу». (Дети выполняют задания на электронных планшетах). Правило игры: Нужно выбрать необходимые предметы, которые необходимы богатырю для его подвигов.
Воспитатель: Молодцы!
Кто славил богатырей в своих песнях былинных, сказаниях, песнях? (Сказитель)
Да, действительно, сказитель ходил из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, об их подвигах, о том, как они одолевали врагов, защищали родную землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.
Воспитатель: Сказитель так и говорил (звучат гусли). Входит сказитель и проговаривает
Расскажу я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские!
Ребята, как называется этот инструмент?
Гусли – русский народный инструмент.
Воспитатель: В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. Какие былины вы знаете?
Дети: «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Идолище», Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Алёша Попович», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич» «Вольга Святославич»…
Послушайте отрывок из былины "Добрыня и Змей".
Обратите внимание на то, какими интересными словами, совсем не похожими на нашу современную речь, рассказывается былина. Слушайте внимательно!
Богатырь Добрыня Никитич живет под Киевом вместе с матерью, вдовой Мамелфой Тимофеевной. Все любили Добрыню за его силу, добрый нрав и веселый характер.
Как-то в жаркий день отправился он к Пучай-реке искупаться, и там напал на него Змей Горыныч. Стали они биться. Отбил Добрыня одну голову Змею, и начал тот пощады просить. Пообещал Змей Горыныч, что больше не станет русских людей в плен брать. Поверил ему Добрыня и отпустил.
Однако Змей тут же полетел в Киев и похитил там племянницу князя Владимира по имени Забава Путятишна. Увидел это Добрыня и поскакал в Киев, где князь повелел ему отправиться на гору Сорочинскую и спасти Забаву.
Узнала про это матушка, опечалилась, но виду не подала. Наутро велела она Добрыне вывести из стойла коня Бурку и оседлать его. И дала сыну плетку-семихвостку.
Приехал Добрыня к змеиному логову, а там ползают змееныши. Стал Бурка их топтать, но их было много, обвили они ноги коню, тот сдвинуться не может. Тогда Добрыня ударил его меж ушей плеткой-семихвосткой, и у Бурки силы появились. Потоптал он всех змеенышей до последнего.
Тут и Змей Горыныч прилетел, и начался у них бой, который длился целых три дня и три ночи. И победил Добрыня врага. Еще три дня ждал богатырь, пока земля впитает всю кровь Змея, а потом отправился к пещерам змеиным. Освободил там множество народа, а среди них и Забаву. Посадил ее на коня и отправился в Киев.
Так русский богатырь освободил родную землю от страшного врага и выполнил волю своего князя.
1. О чём говорится в былине (о битве Добрыни и Змея)
2. За что любили Добрыню? (за силу, нрав, веселый характер)
3. Как звали коня Добрыни? (Бурка)
4. С кем вёл бой (Змей Горынычем)
5. Кого освободил Добрыня (Забаву Путятишну и русский народ)
Воспитатель: Ребята, богатыри обладали силой великою и добрым сердцем. Давайте узнаем, откуда они брали силу?
Подвижная игра «Передай меч» (Предлагается поиграть в подвижную игру, в которой нужно передать меч по кругу и продолжить предложение «Богатырь силён потому, что.» (Дети встают в круг)
Дети: «Богатырь силен потому, что он пил ключевую воду»
«Богатырь силен потому, что ел кашу»
«Богатырь силен потому, что делал зарядку»
«Богатырь силен потому, что пахал землю»
«Богатырь силен потому, что охотился»
«Богатырь силен потому, что сеял зерно»
«Богатырь силен потому, что ковал железо»
«Богатырь силен потому, что косил траву»
«Богатырь силен потому, что участвовал в битвах»
Воспитатель: «Богатырь силён потому, что любит и защищает свою родную землю»
Рефлексия.
На этом наше путешествие в прошлое закончилось.
Что вам было интересно? Что узнали нового? Какие были трудности?
Хотели бы вы быть такими же, как русские богатыри?
Родная земля – это место, где родился и живет человек, беззаветно любит и защищает ее. Желаю, что бы вы были смелыми, честными, добрыми, храбрыми, как былинные богатыри – защитники земли русской!
В знак дружбы давайте пожмем друг другу руки! До свидания!