Кристина Калмыкова
Конспект НОД по развитию речи «Путешествие ребят с Гердой и Каем на Север»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД с детьми подготовительной группы дошкольников по развитию речи в игровой форме.
Тема «Путешествие ребят с Гердой и Каем на Севере».
Программные задачи:
1. поддерживать проявление субъектной позиции ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками;
2. обогащать положительными эмоциями опыт общения старших дошкольников в процессе активного участия в ИОС, сценарий которой разработан на основе содержания знакомого, литературного произведения;
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Путешествие ребят с Гердой и Каем на Север“» размещена в разделах
3. поддерживать использование в речи средств языковой выразительности: антонимов. синонимов, многозначных слов, метафор, образных сравнений, олицетворений;
4. развивать речевое творчество, учитывая индивидуальные способности и возможности детей;
5. воспитывать интерес к языку и осознанное отношение детей к языковым явлениям;
6. обогащать представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература, видах (проза и поэзия) и многообразии жанров;
7. продолжать знакомство с животными холодных стран;
8. воспитывать любовь и гуманное отношение к животным;
9. развивать фантазию, творческое воображение; умение не только придумывать название загадочному животному, но и сочинять сказочные истории о нем.
Предварительная работа:
беседы с детьми по теме «Животный мир Севера»;
чтение сказки Г. -X. Андерсена «Снежная Королева»;
просмотр одноименного мультфильма;
рисование и лепка животных Севера;
знакомство с особенностями обитания северных животных;
загадывание и разгадывание загадок о животных Севера.
Материалы и оборудование: картинки с изображениями животных Севера,
которые частично «спрятались», для игры «Узнай по описанию», разрезанные картинки с изображениями животных Севера.
Ход ситуации
Педагог приглашает детей удобно расположиться на ковре и начинает с ними
беседу.
Воспитатель. Ребята, вы любите сказки?
Дети. Да, любим!
Воспитатель. Что вам больше всего нравится в сказках?
Дети. Волшебство,
Воспитатель. Назовите ваши любимые сказки.
Дети вспоминают названия и сюжеты знакомых сказок, высказываются. Педагог
наводящими, уточняющими вопросами помогает им делиться своими впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности.
Воспитатель. Сегодня нам предстоит путешествие в сказку. А для этого нужно
немного пофантазировать и помечтать. Сказка, в которую мы отправимся, вам всем знакома. Она о дружбе и взаимовыручке, о смелости и отваге. О том, как дружба помогает победить самых страшных и коварных врагов. Сейчас я назову вам героев, характерные предметы и явления из этой сказки, и вы легко сможете отгадать ее название.
Хотите попробовать?
Дети. Да.
Воспитатель. Тогда слушайте внимательно, постарайтесь не пропустить ни одного слова. Я буду произносить их парами, итак: девочка и мальчик, розы друзья, осколок зеркало, холод и зима, разбойница и королева, олень и снег, доброе сердце и капли слез.
Дети. Это сказка «Снежная Королева».
Воспитатель. Конечно, это сказка «Снежная Королева». A вы, ребята, можете
себе представить, как будто вы отправились путешествие на Север Гердой и Каем?
(Ответы детей.) Тогда вспомните, где находился дворец Снежной Королевы?
Дети. На далеком и холодном Севере, в Лапландии.
Воспитатель. Кто помог девочке добраться до владений Снежной Королевы?
Дети. Олень
Воспитатель. Северный олень. Он согласился показать все самое интересное, что есть в этой холодной стране, Герде и Каю. А мы с вами представим, что тоже будем
Путешествовать вместе с нашими героями. Для начала отгадайте, кто живет в этой
северной стране.
Педагог читает стихотворение-загадку В. Лактионова.
Вразвалку ходит не спеша,
Хорош как рыболов.
В воде летает что стрела,
Преследуя мальков.
Прогулки любит среди льдин.
Одежда — фрак, зовут.
Дети (хором). Пингвин.
Воспитатель.
Живет в краю холода, снега и льда,
Ему не страшна ледяная вода,
Не ленится рыбку ловить каждый день,
Зовется животное это…
Дети. Тюлень.
Воспитатель читает стихотворение-загадку О. Удачной.
Невидимка в белой шубке,
Хищник – остренькие зубки.
Лис, охотник и хитрец,
Называется…
Дети. Песец.
Педагог читает стихотворение-загадку Л. Шишкиной.
У него большие бивни,
Ходит ластами во льдах,
Этот зверь, довольно сильный,
В северных живет морях.
Дети. Морж.
Педагог читает. стихотворение-загадку Ж. Синючковой.
Отличные зренье и слух зверь имеет.
Под снегом учуять добычу сумеет!
B мороз удается ему не болеть.
Он Арктики житель.
Он.
Дети. Белый медведь.
Воспитатель. Молодцы, все загадки разгадали. Как вы думаете, почему эти
животные могут жить в холодных странах?
Дети. У них теплый мех.
Воспитатель. А еще у некоторых животных (моржи, тюлени, пингвины) организм защищен от мороза толстым слоем жира. Посмотрите, вон там вдалеке дружно
идут пингвины.
Игра с движениями «Пингвины» (сл. Г: Давидовой, движ. согласно тексту, на
выбор педагога и детей)
Идут вразвалочку пингвины
По огромной белой льдине.
Друг за другом, все гуськом
По снегу прямо босиком. (Дети идут друг за другом по кругу, переваливаясь с боку на бок)
Вот и море, остановка,
Начинают подготовку. (Останавливаются, поворачиваются лицом в круг)
Чтоб рачка в воде поймать,
Нужно воздуха набрать. (Надувают щеки)
Растопырить крылышки. (Разводят руки в стороны и, растопырив в
стороны пальчики, шевелят ими)
Смело прыгают пингвины. (Прыгают на месте)
Прямо в море с белой льдины.
И плывут уж по волнам,
Машут крылышками нам. (Выполняют плавательные движения,
поочередно поднимая то левую, то правую
руку)
Поохотились пингвины,
Вновь вернулись все на льдину. (Поворачиваются и гуськом друг за другом
возвращаются на свои места)
И гуськом пошли домой
Кормить птенчиков едой. (Выполняют движения, имитирующие
кормление птенцов)
Воспитатель. С пингвинами поиграли и дальше пошли. Посмотрите, вокруг
горы ледяные, льдины скользкие. А впереди ледяная берлога. Вон и медведи! Надо
постараться в лапы медведям не попасться.
Игра «Белые медведи». Условно (с помощью цветного шнура или скакалки) обозначается «берлога», в которой будут «жить» «белые медведи». Двое детей берутся за руки — это «медведи». Со словами «Медведи идут на охоту» они бегут, стараясь окружить и поймать других участников игры. Потом «медведи» ложатся спать, а затем снова идут на охоту. Игра проводится до тех пор, пока не останется двое непойманных детей, которые назначаются новыми «белыми медведями».
Воспитатель. Медведи тоже оказались совсем не злыми. А теперь и другие животные решили с нами поиграть. Они предлагают поиграть в прятки.
Игра «Чей, чье, чья?» Дети рассматривают картинки с изображениями животных, которые спрятались. Взрослый задает им вопрос, а дети отвечают. Например:
- Чье ухо? - Пингвинье ухо.
- Чей хвост? - Пингвиний хвост.
- Чья морда? - Пингвинья морда.
На берегу лежит тюлень.
Чья морда? — Тюленья морда.
- Чьи лапы? - Тюленьи лапы.
- Чье туловище? — Тюленье туловище.
По льдине идет медведь.
Медвежьи лапы.
Чьи лапы?
- Чей нос? — Медвежий нос.
- Чье ухо? — Медвежье ухо
Воспитатель. А сейчас постарайтесь узнать животное по описанию.
Игра «Узнай животное по описанию». Взрослый описывает внешние признаки
животного, а дети называют его. Например: «Цвет шерсти у этого зверя напоминает снег. Шерсть густая, толстый слой жира под кожей. Ловит рыбу в холодной воде, любит спать в самые холодные месяцы зимы. Является хищником, ест тюленей».
Дети. Белый медведь.
Воспитатель. Ходит на двух лапах. Вместо еще двух лап у него крылья. Вся
спинка черная, а брюшко — белое. Прекрасно плавает и ныряет, при этом совершенно не намокает. Он высиживает яйца стоя. В сильные холода эти животные собираются в стаи и согреваются, прижимаясь друг к другу.
Дети. Пингвин.
Воспитатель. Передние и задние лапы большие и подвижные, задние лапы немного похожи на хвост. Он может держаться и передвигаться только на передних лапах. Прекрасный пловец, легко догоняет рыб, кальмаров. Кожа гладкая темно-серого цвета.
Дети. Морской котик.
Воспитатель. Это морское животное. Оно похоже на огромного тюленя со
складками на коже. У него два больших бивня, которые могут достигать двух метров в длину, с их помощью они ищут ракушек и крабов в песке, на дне моря и глотают их целиком. Очень медленно передвигаются по суше, лежат стаями на берегу или на льдинах, но, оказавшись в воде, они становятся ловкими пловцами, которых не догонишь
Дети. Моржи.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Всех животных узнали. A теперь давайте
подвигаемся и поиграем.
Игра «Волк во рву». Поперек группы двумя параллельными линиями на расстоянии около 100 см одна от другой обозначен ров. B нем находится водящий
волк. Остальные дети — козы. Они живут в домиках (обручи) на противоположной стороне групповой комнаты. На слова воспитателя «Козы, поле, волк во рвy!» дети бегут из дома в поле и перепрыгивают по дороге через ров. «Волк» бегает во рву стараясь осалить прыгающих «коз». Осаленный отходит в сторону. Воспитатель говорит: «Козы, домой». «Козы» бегут домой, перепрыгивая через ров. После 2—3 перебежек выбирается другой водящий.
Воспитатель. Дети, Герда и Кай приготовили для вас новое задание. Посмотри-
те на картинки с животными — здесь перепутались все части. Необходимо правильно собрать их, чтобы получилась изображение со знакомым всем животным, которое нужно назвать.
Дети рассаживаются за столы и начинают выполнять задание. Педагог держит
в поле зрения всех, наблюдает за ходом общения и выполнения заданий, при необходимости оказывает помощь.
По окончании совместной деятельности взрослый обязательно подводит итог
( например: «Давайте посмотрим, что. вас получилось», при этом деликатно и тактично дает оценку выполненному заданию.
Воспитатель. А сейчас предлагаю вам продолжить работу за столами. За каждым столом — команда смышленых ребят, которые все вместе будут выполнять зада-
ния. Поиграем и узнаем, какая команда окажется самой дружной и внимательной, ребята какой команды лучше умеют друг с другом договариваться. Итак, первое задание. Герда и Кай придумали новых животных и дали им свои названия, а вы попробуйте их отгадать.
Игра «Загадочное животное». Детям нужно отгадать, из названий каких животных получились следующие слова: пингвиномедведь, тюленеморж, чайкопесец, котобелмедведь, моржекотик, тюленепингвин. Каждой команде дается свое слово для отгадывания.
После того как каждая команда назовет всех животных, названия которых входят в данное слово, детям предлагается нарисовать свое загадочное животное, а затем представить его всем по следующему плану:
- Как выглядит это животное? (У нашего животного туловище медведя, а голова и лапы - как у пингвина.)
- Какого оно размера? С дом? С дерево? (И т. п.)
- Доброе оно или нет?
- Чем оно питается?
- Как передвигается?
- Какую пользу приносит природе?
Дети составляют рассказ о своем загадочном животном и решают, кто из ко-
манды будет о нем рассказывать. Педагог держит в поле зрения всех, наблюдает
за ходом общения и выполнения задания, при необходимости оказывает помощь. По окончании продуктивной речевой деятельности взрослый обязательно подводит итог ( например: «Давайте посмотрим, что у каждой команды получилось», при этом деликатно и тактично дает оценку каждому выполненному заданию.
Воспитатель. Мы сегодня побывали на Севере, но пора возвращаться домой,
Педагог читает стихотворение С. Васильевой.
Ветер, снег и лед -
Но не мечтают о тепле,
Кто же там живет,
На холодной земле?
Морж, песец и тюлень
Любят ветреный край,
Белый мишка, олень -
Для них Север как, рай.