Нина Левенкова
Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения «Зима — волшебница» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
с использованием технологии проблемного обучения
«Зима – волшебница»
в старшей группе компенсирующей направленности
Тема: «Зима - волшебница»
Цель: Систематизирование и закрепление знаний детей о зиме, зимних явлениях природы; уточнение и расширение представлений о свойствах снега, льда
Задачи:
1. Развивающие :
Публикация «Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения „Зима — волшебница“ в старшей группе» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
• формировать у детей правильное представление о зиме: зима – волшебница, зима-художница;
• совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, доказательную речь;
2. Образовательные:
• учить детей устанавливать связи и закономерности в природе; побуждать сравнивать, обобщать, делать выводы;
• развивать логику рассуждения, решая проблемные ситуации
3. Воспитательные:
• воспитывать интерес к познанию;
• приобщать к общепринятым нравственным правилам и нормам поведения
Методы и приемы:
• Игровой (персонаж Снеговик, сюрпризные моменты).
• Использование природного материала – снега, воды для опытов
• Словесные методы (беседа, использование художественного слова – загадки, стихотворение А. С. Пушкина «Волшебница зима», вопросы поискового характера).
• ТСО: телевизор, ноутбук, телефон (музыкальное сопровождение – слайды, музыкальная разминка, SMS)
Оборудование и материалы:
ТСО, картинки к дидактической игре «Четвертый лишний», телефон, инвентарь для опыта со снегом: ведерки со снегом и водой, ситечки, ватные диски, стаканчики с чистой водой, сок лимона, сахар.
Предварительная работа:
Беседа о признаках зимы; наблюдения за явлениями неживой природы (снег, снежинки, сосульки, льдинки); опыты и эксперименты со снегом и льдом (окрашивание талой воды и замораживание); серия познавательных рассказов воспитателя на тему «Зима»; чтение познавательной литературы по теме; рисование зимних пейзажей, разгадывание загадок о зиме, снеге, зимних явлениях,
Ход НОД:
Дети входят в группу. Образуют круг.
Все вместе: Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, беленький снежок!
Воспитатель: Здравствуйте, милые дети
Вы прекрасней всех на свете!
Воспитатель: (Телефонный звонок). Ребята, нужно срочно ответить на звонок. Да это SMS. Послушаем?
«Стою у ваших я дверей. Откройте мне их поскорей!
Нам с вами встретиться пора.
Скучаю я без вас, друзья!
Снеговик.
Воспитатель: Снеговик решил придти к нам в гости.
Ребята, а как вы думаете, почему именно в это время года решил прийти к нам Снеговик? (Потому что зима)
Воспитатель: А вы любите зиму? (Да, любим). У А. С. Пушкина есть прекрасное стихотворение о зиме - «Волшебница зима!» Мы с вами его недавно учили. Кто расскажет нам его?
Дети читают:
1ребенок: Вот север тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима!
2 ребенок по желанию продолжает. Пришла, рассыпалась клоками,
Повисла на суках дубов,
3 ребенок: Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
Все дети: Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы!
Воспитатель: Ребята, какие приметы зимы вы знаете? Назовите их? (Дети перечисляют приметы)
Какие природные явления бывают зимой? (Иней, мороз, метель, вьюга, снегопад, стужа)
- Какая погода бывает зимой? (Холодная, ветреная, морозная)
- Какой бывает снег? (Лёгкий, белый, холодный, пушистый, колючий, грязный)
(Раздается стук. Входит Снеговик. В руках держит ведерко со снегом).
Снеговик: Здравствуйте, ребята! Я очень соскучился и вот решил сам придти к вам в группу (Здравствуйте)
Воспитатель: Проходи, Снеговик, мы очень рады тебя видеть. Ой, а почему ты такой невеселый?
Снеговик: Прилетела ворона, села мне на плечо, клюнула и сказала, что я не вкусный. Рассердилась и улетела. И мне стало очень грустно. Почему я не яблоко или шоколадка…
(Снеговик ставит на стол ведерко со снегом)
Воспитатель: Ребята, а давайте развеселим нашего гостя. Снеговик, вставай рядом с ребятами. Наши ребята покажут, как они лепили тебя на участке.
Физ. разминка:
Включается слайд танцующих детей «Лепим, лепим снежный ком». Дети повторяют движения, глядя, как их выполняют дети на экране телевизора.
Опыт1
Воспитатель: Снеговик, а где же твое ведерко со снегом?
Снеговик: Ой, где же снег, здесь только вода. Что случилось со снегом?
Дети: Снег растаял и превратился в воду
Воспитатель: Как вы думаете, почему снег превратился в воду?
Дети: Потому что в группе тепло
Дети делают вывод: Снег только на морозе такой рыхлый и пушистый. А в тепле он превращается в воду.
Снеговик: Ой, что – то и мне жарко стало. Нужно водички попить. (Собирается попить талую воду)
Дети: Нет, Снеговик. Эту воду пить нельзя. Мы тебе сейчас расскажем, почему.
Воспитатель: Ребята, проходите за столы, присаживайтесь. Снеговик, и ты присаживайся с нами. Ребята тебе покажут опыт, какая вода бывает из талого снега.
Опыт 2.
Воспитатель:
Воспитатель предлагает детям перелить в стаканчики талую воду через ватный диск.
Воспитатель: Что случилось с диском?
Вывод детей: Он стал грязный. В воде микробы. Можно заболеть. Можно простудиться.
Воспитатель: Вот почему, Снеговик, пить воду из растаявшего снега нельзя!
Опыт 3.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а в этих стаканах у меня чистая вода из крана, ее можно пить. Попробуйте эту воду. (Дети пробуют). Какая она на вкус?
Дети: Безвкусная. Она не имеет вкуса.
Воспитатель: А если мы добавим в нее немного лимонного сока, то какая на вкус будет вода? (Кислая)
Воспитатель: А если добавим сахара? (Сладкая). Почему?
Дети: Лимон кислый и вода приобретает свойства лимона. (Сахар сладкий. Вода будет сладкой)
Вывод детей: Снег, лед – это замерзшая вода. Вода не имеет своего вкуса, но может приобрести любой другой вкус.
Снеговик: Вот теперь мне стало все понятно, почему ворона сказала, что я не вкусный. Я же сделан из снега. А снег – это вода, а вы сказали, что вода безвкусная.
Воспитатель: Не расстраивайся, Снеговик, мы тебе еще расскажем о снеге много хорошего.
Снеговик: Ребята, а вы умеете отгадывать загадки? Хотите отгадать мои?
Загадки:
1. Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (Снег)
(Людмила Алдошина)
2. Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка)
(«Литературное чтение» 2 класс. Учебник Л. Ф. Климанова, В,Г, Горецкий. Стр. 189)
Воспитатель: Ребята, Снеговик загадал загадки про снег. А что представляет из себя снег? Кто может сказать?
Дети: Снег – это атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде снежинок. Снег – это много, много снежинок!
Воспитатель: Ты нам загадывал загадки, а теперь мы хотим тебе загадать свои. Хотите, ребята? На столе лежат листки бумаги. На обратной стороне листа изображены картинки. Нужно взять одну картинку и угадать, что же лишнее изображено на ней? Ребята, поиграем? Научим Снеговика играть?
Снеговик рассматривает картинки и делает вид, что ошибается в ответах. Дети подсказывают ему.
Дидактическая игра «Что лишнее?»
(Методические разработки по окружающему миру «Зимние забавы»)
Работа раздаточным материалом.
Воспитатель: Молодцы, вы правильно подсказывали Снеговику!
Снеговик: Какие умные ребятки! Все знают и, наверное, все умеют!
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, снег и лёд – это хорошо или плохо? (Ответы детей). Давайте посмотрим на экран
Презентация слайдов
1. Слайд.
Маленькие ростки пшеницы под снегом, они не замерзли. Почему? (Снег сохраняет тепло. Это хорошо.)
2. Слайд.
Где образуется лёд? (На поверхности рек, озер, водоёмов)
3. Слайд.
Что делают рыбаки на реке зимой? (Ловят рыбу)
4. Слайд.
Почему все живое не замерзает подо льдом? (Лёд тоже сохраняет тепло. Это хорошо)
Снеговик: Ребята, значит, снег и лёд – это очень хорошо. Это я тоже понял, и мне стало весело. Я хочу еще хочу поиграть с вами. Только не умею так играть, как вы на улице, на участке играете. Может быть, вы тоже меня научите?
Воспитатель: Ребята, в какую игру мы можем научить играть Снеговика?
(Выбор игры по желанию детей).
Музыкальная подвижная игра «Снежная Баба».
(Музыка М. Картушиной)
Дети: Мы слепили это чудо в пять мину, в пять минут! (Стоя в кругу, изображают ладонями лепку снежков)
Как зовут такое чудо? Как зову? (Показывают руками на Снежную Бабу, которая стоит в середине круга)
Снеговик: «Снежная Баба!»
К Снежной Бабе близко, близко подойдем, (Делают несколько шагов в центр круга)
Снежной Бабе низкий, низкий наш поклон! (Кланяются)
Мы над Бабой посмеемся; «Ха-ха-ха! (Руки в стороны, покачиваются)
Хороша ты, наша Баба, хороша! (Показывают большой палец)
Раз – два – три
Ты нас, Баба, догони!» (Разбегаются врассыпную)
Снежная Баба осаливает – («замораживает» детей). Последний ребенок «размораживает» всех детей своим сердечком, обнимая их.
Воспитатель: Вот теперь и Снеговик знает, что зимой нам бывает, не только холодно, но ещё хорошо, весело и даже жарко
Снеговик: Спасибо вам, ребята! Я понял. Пусть я не вкусный, но зато красивый и полезный. А теперь мне пора. Я буду ждать вас на улице, на вашем участке и мы вновь поиграем. До свидания!
Рефлексия:
Ребята, присядьте за столы и, если вы узнали что – то новое на занятии, и вам было интересно, то нарисуйте Снеговику веселое лицо, а если не интересно, то грустное.
(Раздает листки с нарисованным снеговиком)