Наталья Александровна Веселова
Конспект НОД по развитию речи «Составление рассказа. «Зима» с использованием технологии интеллект-карты
Цель: составление рассказа
Программные задачи:
Образовательные:
-обобщать и систематизировать знания детей о зиме
- формирование умения отвечать на вопросы
-активизировать словарь детей ;
- формирование умения подбирать родственные (однокоренные) слова –
-формирование умения составлять рассказ, используя технологию интеллект карты;
- учить с помощью интеллект карты обогащать знания о зиме.
Развивающие:
-развитие навыка словообразования ;
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Составление рассказа, „Зима“ с использованием технологии интеллект-карты» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
-развитие мышления, речи, внимания, запоминания.
Воспитательные:
-воспитание у детей интереса к сезонным изменениям в природе
- воспитание любви к родному языку,
- воспитание культуры общения.
Методы и приемы: игровой, сюрпризный, словесный, вопросы, поощрение, наглядный.
Материалы и оборудование: корзинка с сюрпризами,сюжетные картинки о зиме. конверты со снежинками, ватман, фломастеры. телевизор для показа слайда. снежинки на палочках на подгруппу детей.
Предварительная работа: беседа о зиме, закрепление признаков зимы, чтение стихотворении, дидактические игры «Когда это бывает?». «Играем зимой», наблюдения в природе.
Организационный момент. Дети входят в группу, встают в круг.
Воспитатель: - В круг ребята становитесь, за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь! (Дети встают в круг и улыбаются друг другу).
Воспитатель: - Сегодня нам пришло письмо (показывает письмо, а от кого сейчас мы с вами узнаем. Адресовано оно детям подготовительной группы детского сада «Пчёлка».
(Читает письмо)
«Здравствуйте ребята! Пишет вам прекрасная белая повелительница. Угадайте кто я? Вот вам моя загадка. Дел у меня не мало, я – белым одеялом всю землю укрываю, в лёд реки убираю, белю поля, дома, а зовут меня…. (зима).
Слайд «Зима» - Я знала, что вы меня узнаете, приготовила я для вас задания, если вы с ними справитесь и составите обо мне рассказ, то я вас щедро награжу. Задания находятся на снежинках, которые я развесила у вас в группе, будьте внимательными. С уважением Зима».
Воспитатель: - Ребята, вы готовы справиться с заданиями, которые нам приготовила Зима?
Проводится упражнение на развитие речевого дыхания «Подуй на снежинку» (Игра проводится в парах.)
Воспитатель: - Дети, давайте мы с вами найдем все снежинки, которые развесила Зима. (В конвертах со снежинками находятся задания и картинки для «умной карты». Воспитатель выставляет ширму с зимним пейзажем, на ней прищепками прикреплены конверты со снежинками и цифрами от 1 до 6. Задания из конвертов выполняются по очереди.)
1 снежинка – задание. «Вопросы о Зиме»
- когда наступает зима? (ответы детей – сразу после осени, с наступлением холодов, по календарю – 1 декабря).
- как светит солнце зимой? (Ответы детей - зимой солнце светит ярко, оно мало греет, слабо).
- какое небо зимой? (ответы детей – голубым, светлым, безоблачным, чистым, серым, тучным, красивым, вечерним, утренним, ласковым, бездонным, как океан).
- какие деревья зимой? (Ответы детей - Зимой все деревья спят. Осенью деревья сбросили с себя листья. Опавшие листья на земле легли как теплое одеяло и защитили корни деревьев от вымерзания – согрели их. Снег укрывает корни и ветки деревьев).
- что зимой происходит с реками? (Ответы детей - Реки покрываются льдом).
- назовите зимние месяцы. (ответы детей - декабрь, январь, февраль).
Воспитатель: вы правильно ответили на вопросы, в конверте лежит картинка с сезонными изменениями в природе зимой, давайте мы ее наклеим на карту.
Дети размещают картинку, дорисовывают обозначения по желанию.
2 снежинка – задание. Загадки о зиме
Вот какие чудеса:
Стали белыми леса,
Берега озер и рек.
Что случилось? Выпал. (снег)
С неба звездочки летят
И на солнышке блестят.
Точно в танце балеринки,
Кружатся зимой. (снежинки)
Наши окна — как картинки.
Кто художник-невидимка?
На стекле букеты роз
Нам нарисовал. (мороз)
Кружит снег она вдоль улиц,
Словно перья белых куриц.
Зимушки-зимы подруга,
Северная гостья. (вьюга)
В зимний день на пруд легло
Очень скользкое стекло.
Нас в хоккей играть зовет
Синий крепкий гладкий. (лед)
Зацепилась за карниз,
Головой свисает вниз
Акробатка - крохотулька,
Зимний леденец. (сосулька)
Воспитатель: - Давайте назовем все наши отгадки и разместим картинку и рисунки на нашей «умной карте». – приметы зимы.
3 снежинка – задание. «Подбирай, называй, запоминай»
Дети подбирают к существительному прилагательное.
, –зима - суровая, холодная, морозная, белоснежная ;
-снег - пушистый, белый, ватный, холодный, колючий и скрипящий.
- снежинки – холодные, прозрачные, узорные, ажурные, белые, холодные… ;
- лёд – прозрачный, твердый, хрупкий, скользкий, холодный.
(Ответы детей)
Воспитатель: - Дети, мы назвали с вами с вами погодные явления. И можем сказать о жизни животных и птиц зимой.
- как ведут себя птицы, животные зимой? (ответы детей - птицам в зимнею пору очень холодно и они пытаются найти место потеплее, некоторые улетают, а некоторые остаются зимовать. Медведь устраивает берлогу в чаще леса. Берлога - это глубокая яма в земле. В ней медведю тепло. Не спит зимой заяц, скачет он по лесу, по полю, и страшно ему, ведь рядом бродят волк и лиса. Не спит и белка. Скачет она с ветки на ветку в своей теплой зимней шубке. Отыщет на веточках и в дупле заготовленные с осени запасы, подкрепится и дальше поскачет).
Воспитатель: вы правильно ответили на вопросы, в конверте лежит картинка с животными давайте мы ее наклеим на карту.
Дети размещают картинку, дорисовывают обозначения по желанию.
4 снежинка – задание. «Скажи наоборот»
- летом дни жаркие, а зимой - (холодные)
-летом день длинный, а зимой - (короткий)
- летом солнце греет, а зимой - (не греет)
-весной лёд на реке тонкий, а зимой - (толстый)
-одни сосульки длинные, а другие - (короткие)
- снег мягкий, а лёд - (твердый)
Воспитатель: - Дети после наших сравнений скажем об изменениях в поведении человека зимой.
. - как зимой одеты люди? (Ответы детей - люди одеваются в теплую одежду – шапка, шубка, шарфик, пуховик, унты, валенки и. т. д.).
Воспитатель: вы правильно ответили на вопросы, в конверте лежит картинка с зимней одеждой, давайте мы ее наклеим на карту.
5 снежинка – задание. «Скажи ласково».
Зима - (зимушка, мороз – (морозец, лёд – (ледок, холод – (холодок, снежинка – (снежиночка, метель – (метелица, снег – снежок, санки – саночки, снеговик – снеговичок, валенки – валеночки.
Воспитатель: - А теперь давайте назовем зимние игры и забавы.
(Дети называют)
. Давайте наклеим на карту картинку со снеговиком. (Дети по желанию дополняют рисунками.)
Воспитатель. : - ребята, вы очень хорошо отвечали на задания Зимы, я предлагаю Вам отдохнуть.
Физкультминутка «Зимнее окошко»
Посмотри в окошко: (Имитация)
Белая дорожка, (Волнистые движения кистями рук)
Занесло качели, (Вращение руками)
Спят под снегом ели. (Приседание с закрытыми глазами)
В небе желтая луна. (Подтягивание на носочках)
Лишь одна не спит она. (Круговые движения головой).
6 снежинка – задание «Назови предмет для зимнего развлечения»
-Дети должны назвать только те предметы которые относятся к зиме – коньки, ледянка, лыжи, санки,, клюшка с шайбой и т. д.
Воспитатель: - Обратите внимание, снежинки закончились, а значит, и закончились все задания Зимы, вы молодцы хорошо справились со всеми заданиями. Теперь давайте посмотрим на нашу «умную карту» - все что мы знаем о зиме разместилось на карте и мы сможем составить рассказ о прекрасном времени года, а картинки и рисунки помогут вам. (Дети составляют рассказ о зиме. Начинают с первой картинки. по часовой стрелке.)
Примерный рассказ: «Зима начинается после осени, 1 декабря. Солнце зимой светит, но не греет, небо бывает ясным, голубым, но бывает и пасмурным. Деревья зимой спят. А реки покрываются льдом. Зимой выпадает снег, бывают мороз. Метели, снегопад. Сосульки. Зверям в лесу холодно-голодно. Заяц и белка меняют шубку, медведь спит в берлоге, а птиц надо подкармливать. Люди тоже надевают теплую одежду, шубу, валенки. Шапки, варежки. Зимой из снега можно лепить, кататься на лыжах, санках Хорошо лепить снежки снеголепами, играть в хоккей с шайбой, кататься с горы. Мы очень любим зиму.
Итог: Какие задания Зимы вам понравились? Чей рассказ получился интересным? (ответы детей) вас ожидает награда, зажмурьте глаза (дети закрывают глаза, воспитатель выносит корзину с подарками – конфеты «Раффаэлло» -снежные комочки.).