ЖУКОВА НАТАЛЬЯ
Конспект НОД по развитию речи и изобразительной деятельности в старшей группе «Зимушка-зима в гости к нам пришла»
Цель: развитие всех компонентов устной речи детей
Задачи:
- закрепить знания о признаках зимы;
- уточнить и активизировать словарь по теме;
- закрепить умение подбирать родственные слова и слова антонимы;
- упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным и увеличительным значениями; упражнять в согласовании существительных с числительными; упражнять в согласовании существительных с прилагательными в роде и числе;
- совершенствовать умения составлять связный рассказ по сюжетной картине;
Публикация «Конспект НОД по развитию речи и изобразительной деятельности в старшей группе „Зимушка-зима в гости к нам пришла“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- развивать общую, мелкую моторику, координацию речи с движением; развивать общее звучание речи, интонационную выразительность, темп, ритм;
- развивать изобразительные навыки и умения;
- развивать воображение, творческую фантазию.
Методы и приемы: сюрпризный момент, беседа, вопросы, дидактическое упражнение, загадывание загадок, мнемотехника, дидактическая игра, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, сравнение, рассматривание, рассказ, уточнение, напоминание, поощрение;
Форма работы: групповая
Предварительная работа: наблюдения, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, заучивание стихов и пословиц о зиме, дидактические игры.
Ход занятия:
(Дети стоят полукругом)
Воспитатель: Дети, когда я шла в наш детский сад, почтальон передал мне вот этот конверт. На конверте адрес нашего детского сада и нашей группы. А что в конверте? Давайте откроем. Здесь письмо. Ребята, послушайте, я прочитаю его.
Воспитатель читает письмо:
«Здравствуйте, ребята! Пишут вам дети из далекой жаркой страны - Африки. У нас очень теплая страна. Мы никогда не видели зимы. Мы очень будем рады, если вы нарисуете и пришлете рисунки с зимней природой. До свидания!»
Воспитатель: Дети, вы согласны нарисовать зимний пейзаж и послать в Африку?
Дети: Да.
Воспитатель: Но сначала давайте вспомним, какая бывает зима? Какими словами можно о ней рассказать?
Дети: Зима бывает белая, снежная, холодная, красивая, морозная, пушистая, веселая, суровая и т. д.
Воспитатель: Что бывает зимой?
Дети: Зимой бывает снег, лед, сосульки, мороз, Новый год, елка, подарки.
Воспитатель: А какой снег бывает зимой?
Дети: Снег бывает белый, пушистый, искристый, скрипучий.
Воспитатель: Когда лежит много снега? Что это?
Дети: Сугроб.
Воспитатель: Что такое снегопад?
Дети: Это когда падает много снега.
Воспитатель: Что такое метель?
Дети: Это когда ветер снег поднимает, метет.
Слайд 6 (картинка с зимними развлечениями)
Воспитатель: А как можно веселиться зимой?
Дети: Кататься на санках, ледянках, на коньках и т. д.
Воспитатель: Какие зимние виды спорта вы знаете?
Дети: Хоккей, лыжи, коньки и т. д.
Воспитатель: Молодцы! Очень много вспомнили красивых слов о зиме. Известные поэты посвятили красивому времени года очень много стихов. И мы с вами знаем стихи о зиме.
Дети читают стихотворения, используя мнемотаблицы:
1. Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок.
Он превратится в снежный ком,
И станет ком снеговиком.
Его улыбка так светла!
Два глаза, шляпа, нос, метла.
Но солнце припечет слегка-
Увы! И нет снеговика.
2. Кружится и хохочет
Метель под Новый год.
Снег опуститься хочет,
А ветер не дает.
И весело деревьям
И каждому кусту:
Снежинки, как пушинки,
Танцуют на лету!
3. Раз, два, три, четыре, пять.
Мы идем во двор гулять.
Бабу снежную слепили.
Птичек крошками кормили.
С горки мы потом катались,
А потом в снегу валялись.
А потом домой пришли,
Суп поели, спать легли.
Воспитатель: «О временах года сложено много пословиц, поговорок. О зиме говорили:
• Зима – не лето, в шубу одета;
• Снегирь прилетит – о зиме известит;
• Январь году начало – зиме середина;
• Заковал мороз реки, но не навеки».
Воспитатель обсуждает с детьми значение каждой поговорки.
Игра «Назови ласково» с мячом.
Воспитатель: Пришло время поиграть в мяч. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково:
Снег-снежок,
Лёд – ледок,
Зима – зимушка,
Санки – саночки,
День – денек,
Ночь – ночка,
Звезда – звездочка,
Холод – холодок и т. д.
Воспитатель: А есть еще одна игра, в которой говорится о зиме. Повторяйте за мной.
Физкультурная пауза:
Раз, два, три, четыре,
(Загибают пальчики, начиная с большого)
Мы с тобой снежок слепили.
Круглый, крепкий, очень гладкий.
(«Лепят», меняя положение ладоней.
Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую)
И совсем-совсем не сладкий.
(Грозят пальчиком)
Раз подбросим.
(Подбрасывают воображаемый снежок, смотрят вверх)
Два – поймаем.
(Приседают, ловят воображаемый снежок)
Три – уроним.
(Встают, роняют воображаемый снежок)
И… сломаем.
(Встают, роняют воображаемый снежок. Топают)
Воспитатель: А сейчас все подойдем к стульчикам. И каждый из вас постарается передать в своих рисунках красоту зимней природы. Вспомните, что можно нарисовать кроме снега? (Дома, деревья, снеговиков).
Воспитатель спрашивает, что каждый решил нарисовать, напоминает о том, что рисунки у всех должны получиться разные. Сначала рисуем простым карандашом контур, потом раскрашиваем акварельными красками наш пейзаж, а снегопад рисуем методом тычка, используя ванную палочку и белую гуашь.
(Во время рисования воспитатель включает «Вальс Зима №10» Фридерика Шопена)
Воспитатель: Рисунки готовы. Несите их мне. Какие замечательные работы у вас получились (все рисунки воспитатель раскладывает на стол и спрашивает у детей, кому чья работа понравилась и почему).
Как вы думаете, удалось ли нам сегодня на занятии показать и рассказать о зиме так, чтобы дети, которые написали нам письмо, смогли полюбить это время года так же, как любим его мы?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Дети, наше занятие закончилось. Спасибо вам за работу. Когда ваши рисунки высохнут, мы положим их в конверт и отправим в Африку.