Мария Нестерова
Конспект НОД по развитию речи для детей подготовительной группы «Составление описательного рассказа о зимующих птицах»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4» г. Меленки Владимирской области
Конспект занятия по развитию речи для детей
подготовительной группы
«Составление описательного рассказа о зимующих птицах»
Подготовила :
Ситникова М. А.
Программное содержание:
Цель:
Публикация «Конспект НОД по развитию речи для детей подготовительной группы „Составление описательного рассказа о зимующих птицах“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Птицы. Составление рассказов, описание
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
упражнять в составлении описательного рассказа о зимующих птицах с опорой на план – схему.
Воспитательные задачи:
воспитывать доброе отношение к птицам, проявлять заботу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей – пожалеть, помочь.
Развивающие задачи :
развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами; продолжать развивать мышление, память, внимание;
Обучающие задачи:
расширять представление детей о зимующих птицах (о внешнем виде, питании передвижении);
совершенствовать грамматический строй речи (образование и использование существительных в форме единственного числа родительного падежа);
учить образовывать множественное число существительных; употреблять существительные в уменьшительно-ласкательной форме;
упражнять детей в умении составлять описательный рассказ по план – схеме;
Материалы и оборудование:
письмо с загадками, картинка снегиря, иллюстрации с изображением зимующих птиц, план – схема для составления описательного рассказа о птицах.
Предварительная работа:
до НОД:
рассматривание альбома «Птицы нашего края», беседы о зимующих и перелетных птицах, дидактические и подвижные игры по теме проекта.
после НОД:
выставка кормушек, чтение стихотворений и рассказов о зимующих птицах.
Взаимосвязь с семьей:
попросить родителей подобрать стихотворения и рассказы о зимующих птицах, а также изготовить кормушки для птиц из бросового материала совместно с детьми.
Краткий ход НОД:
Этапы Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников
Организационный момент
Вводная часть
Проблемная ситуация
(вовлечение в деятельность)
Выдвижение гипотез
(проектирование)
Игра
«Воробушки и кот»
Осуществление действий, проверка гипотез
Физкультминутка
Игра: «Птичья столовая»
Игра: «Назови ласково»
Рефлексия
Яркое солнышко
Встало опять,
«Доброе утро!»
Должны мы сказать!
Прошу детей внимательно осмотреться в группе с целью выявления чего – ни будь необычного.
- К нам в гости прилетел снегирь.
- А что у него в клювике?
- Давайте его прочтём.
Пролетая мимо вашего участка, я заметил на дереве кормушку, которую вы, наверное, повесили птицам. И прилетел к вам, чтобы убедиться, что вы не только хотите помочь птицам, но и знаете, как это сделать. Если вы отгадаете загадки, то узнаете, о каких птицах пойдёт речь.
- Ребята, вы умеете отгадывать загадки?
(По мере отгадывания загадок, на доску вывешивается изображение угаданной птицы)
1. Я в тёплый край не улетаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый…
2. Непоседа, невеличка,
Желтая почти вся птичка.
Любит сало и пшеничку.
Кто узнал ее?
3. Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая -
Известная персона.
Кто она?
4. Ктов беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной.
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит.
5. Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая.
- Молодцы! Все загадки правильно отгадали!
- Как мы можем назвать этих птиц одним словом?
-Почему их так назвали?
- Что же нужно рассказать, показать Снегирю, чтобы он был уверен, что мы сможем поддержать птиц в голодное и холодное время года?
- Как это сделать?
- Для составления описательного рассказа мы будем использовать план – схему (вывешена на доске)
- Каждый из вас будет рассказывать про ту птичку, которая вам нравится. Пример рассказа воспитателя о дятле : Это птица дятел. Дятел крупная птица. У него большие крылья, длинный хвост, с помощью которого он крепко держится на дереве. Клюв длинный и крепкий, он стучит им по дереву, и достаёт из-под коры вредителей. У дятла голова, шея, спина, крылья чёрные, на голове, шее и крыльях есть белые пятна, ещё на голове красные пёрышки как – будто красная шапочка. Он питается насекомыми и семенами шишек.
- После примера воспитателя, дети самостоятельно составляют описательные рассказы о зимующих птицах с опорой на план – схему, если возникают затруднения, то помочь ребенку можно при помощи наводящих вопросов.
- Молодцы! Вы хорошо справились с заданием!
- Ребята, а вы знаете, что зима страшна птицам не холодом, а голодом. Если птичка сыта, то ей тепло под её пухом и перьями. Как вы знаете зимой очень много снега, он лежит на земле, деревьях, крышах и птицам очень тяжело найти корм под снегом. Поэтому люди подкармливают их. Что они для этого делают?
- У нас на участке тоже есть кормушка. К нам прилетают различные птицы и мы подкармливаем их.
- Чем можно угостить зимующих птиц :
Воробья
Снегиря
Синичка
Ворона и сорока
- Предлагаю детям назвать предметы в уменьшительно – ласкательной форме:
птица
крыло
лапа
клюв
синица
воробей
- Ребята, вы хорошо справились со всеми заданиями!
- Что вам больше всего понравилось сегодня на занятии?
- Чей рассказ о птичке вам понравился больше? Почему?
- А Снегирю было с нами интересно?
- Как вы думаете, мы смогли убедить Снегиря, в том, что можем заботиться о птицах в зимний период?
Дети входят в группу, проходят за столы, желают друг другу «Доброго утра!»
Один из воспитанников замечает снегиря на окошке.
- Письмо.
- Умеем.
- Воробей!
- Синичка!
- Ворона!
- Дятел!
- Сорока!
- Зимующие.
- Потому что эти птицы не улетают в теплые края, не боятся холода, и остаются зимовать у нас.
- Нужно рассказать, как выглядят зимующие птицы и чем они питаются.
- Составить рассказ о каждой зимующей птичке.
- Выполнение игровых действий детьми
- Это птица воробей. Эта птица маленькая, но шустрая. У нее короткие крылышки, короткие ножки. Тело птички покрыто перьями серого цвета, спинка коричневая, на крыльях есть белые и черные полоски. Воробей питается насекомыми, хлебными крошками, зернами, семенами. Целый день прыгает и чирикает.
- Это птица- синица. Она маленькая. У неё маленький острый клюв, длинный хвост, длинные лапки, острые коготки. Голова, горло и хвост чёрны. Грудка у синички жёлтая с чёрной полоской. Щеки белые. Питается насекомыми, семечками. Эта птичка очень любит сало.
- Это ворона. Она большая. У неё большой клюв, лапы, глаза. Голова, крылья и хвост и лапы у неё черные, остальное оперение темно-серое. Вороны всеядные птицы.
- Это сорока. Она большая. У неё длинный острый клюв, длинный как стрела хвост. Голова, спина, крылья и хвост черные. Брюшко и бока у сороки белые. На крыльях белые полосы. Питается ягодами, семенами, крошками, насекомыми.
- Развешивают кормушки.
- Хлебными крошками.
- Ягодами рябины, боярышника.
- Сало.
- Эти птицы всеядные
- птичка
-крылышко
-лапка
-клювик
- синичка
-воробушек