Дарья Шатилова
Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Лес осенью»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию в старшем дошкольном возрасте.
Тема: «Лес осенью»
Образовательная область.
Познавательное развитие.
Цель: воспитание любви и бережному отношению к природе, лесу.
Задачи:
Образовательные:
- расширять представления детей о разнообразии растительного мира;
-дать знания о видовом разнообразии лесов (лиственный, хвойный, смешанный)
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- учить называть отличительные особенности деревьев и кустарников.
Развивающие :
- развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателей.
- развивать связную речь, умение рассуждать, анализировать.
- расширять и активизировать словарь.
Воспитывающие:
- формировать бережное отношение к природе.
- систематизировать знания о пользе леса в жизни человека и животных, о правильном поведении в лесу.
Методы и приемы: Игровой, наглядный, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра.
1. Организационный момент.
В: Ребята, посмотрите, какой красивый конверт! На нем и адрес есть город Сатка ул. солнечная 36а детский сад №41, ребятам старшей группы. Значит конверт адресован нам.
А что в нем лежит? Посмотрим? (Достаю веточку, украшенную золотистой лентой)
- Кажется, я знаю кому она принадлежит.
Я расскажу вам сказку и вы тоже догадаетесь (музыкальное сопровождение) Слушайте:
Жила - была волшебница. Была она могущественной и капризной. Часто меняла свое настроение. Именно волшебная ветвь помогала ей творить множество чудес. Дотронется она до листьев и сразу они меняют свой цвет.
Какими становятся листочки?
Дети: Желтыми, красными, оранжевыми, коричневыми.
В: Вы уже догадались, как звали эту волшебницу?
Дети: Осень
Основная часть.
В. : - Ребята, сегодня я хочу пригласить вас на прогулку в осенний лес, но в лесу есть свои правила, которые должны соблюдать.
Стихотворение «Лесные правила»
- Вы знаете лесные правила? Давайте их повторим.
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй
Только чур не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь:
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать.
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять;
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, Т
опать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
В: Молодцы, правила вы знаете, но чтобы добрать нам до лесной поляны придется быть аккуратными. Чтобы не сбиться с пути нужно идти строго по лесной тропинке и не куда не сворачивать. (лесная тропинка выложена из массажеров).
Ребята вот мы и оказались в осеннем лесу. (демонстрационные материалы + звуки леса или щебет птиц). Посмотрите внимательно это точно осенний лес, не летний, не зимний?. (ответы детей)
В: Ребята, а вы знаете что каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Я предлагаю встать в круг и назвать приметы осени. (игра с мячом)
А что такое лес? (демонстрационная картинка)
Лес - это место где растет много деревьев, кустарников, ягод, грибов, живут звери, птицы, насекомые.
- А какие деревья растут в лесу? (береза, осина, дуб, ель, сосна, клен и т. д.)
Ребята, если в лесу растут одни ели, сосны, кедры, как можно назвать такой лес одни словом (хвойный) (демонстрационная картинка)
А если в лесу больше всего берез, осин как мы назовем такой лес? (лиственный). (демонстрационная картинка)
А как будет называться лес в котором есть и хвойные и лиственные деревья? (смешанный) (демонстрационная картинка)
В: Чем отличаются деревья от кустарников? (демонстрационная картинка)
Дети: Деревья высокие, а кустарники низкие.
В: (поясняет) У дерева от корня отходит один ствол, а у кустарника несколько довольно тонких стеблей-стволиков.
Предлагаю пройти к столу и разделить деревья и кустарники.
Игра: "Какой лист?" (нужно, чтобы дети находили соответствующий лист, приносили и потом уже называли)
У березы какие листья? - березовые
у рябины - рябиновые
у дуба - дубовые
у клена - клиновые
у осины - осиновые
у липы - липовые
- А что еще растет в лесу? Зачем люди ходят в лес? (ягоды, грибы).
Какие ягоды растут в наших лесах? (земляника, клубника, черника, брусника, рябина, калина). Давайте сделаем бусы из рябины. (на пластилиновой основе).
А сейчас мы немного отдохнём.
Физминутка. (видео)
- А что еще растет в лесу (грибы)
В: Правильно грибы. Грибами питаются люди и жители леса. Грибы бывают съедобные и несъедобные.
Какие съедобные грибы вы знаете? Как называют людей, которые собирают грибы?
Грибники аккуратно срезают гриб ножом, чтобы не повредить корень (грибницу). Тогда на этом месте еще вырастут грибы.
Скажите, а для чего нужны несъедобные грибы? В природе ничего не растёт просто так. Все для чего-то пригодиться. (ответы детей).
Несъедобные грибы животные кушают как лекарство, да и люди изготавливают из них настойки и мази для растирания.
Как думаете, кто из животных больше всех любит грибы?
Дети: Грибы любят белки, они их запасают на зиму.
Молодцы, а ещё их с удовольствием кушают ежи, лоси, медведи, бурундуки.
В: Молодцы. А как называют животных, которые живут в лесу?
Дети: Дикие животные.
В: Что делают дикие животные осенью?
Дети: все животные готовятся к зиме. (делают запасы, меняют шубку и т. д)
В: Ну что ребята я предлагаю вам, не мешать лесным жителям готовиться к зиме и тихонечко вернуться в детский сад. а для того чтобы вернуться я предлагаю преодолеть те же препятствия, которые нам встретились на пути, когда мы шли в осенний лес.
Вот мы и вернулись в наш садик. Какое интересное у нас получилось путешествие. А звери передали нам в подарок осенние угощения.