Наталия Кондратьева
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Как животные готовиться к зиме»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе
Тема «Как животные готовиться к зиме»
Цель: Воспитание у детей познавательного интереса к диким животным.
Задачи:
- систематизировать знания детей о сезонных изменениях в неживой природе изменения в растительном мире, изменения в животном мире (осень);
- закрепить знания детей о том, как звери готовятся к зиме;
- развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе „Как животные готовиться к зиме“» размещена в разделах
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Конспекты занятий
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- развивать познавательный интерес, формировать экологическое мировоззрение;
- развивать память, внимание, наглядно-действенное мышление;
- воспитывать любознательность и любовь к животным, вызывать желание им помочь.
Предварительная работа:
- Чтение художественной литературы о жизни диких животных : В. В, Бианки «Как животные к зиме готовятся», Г. Снегирёв «Как птицы и звери к зиме готовятся»;
- Отгадывание загадок о диких животных;
- Рассматривание иллюстраций о диких животных;
- Дидактические игры: «Кто, где живёт?», «Кто чем питается?», «Чей хвост?», «Кто это?», «Четвёртый лишний»;
- Рассматривание альбома «Дикие животные», чтение энциклопедии о животных.
Материал для НОД: картина «Осенний лес», силуэты диких животных, фигурки животных, иллюстрации с дикими животными, карточки с едой для игры.
Ход НОД:
Вводная часть.
Воспитатель:
- Ребята, наше занятие я хочу начать со стихотворения Алексея Николаевича Плещеева:
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птицы улетели
В тёплые края.
Основная часть.
Воспитатель: - А каком времени года говорится в стихотворении?
- Правильно, об осени!
- А какие вы знаете осенние месяцы?
- Совершенно верно: Сентябрь, Октябрь и Ноябрь.
Воспитатель:
- Помните, как говорят про каждый осенний месяц:
Сентябрь – Ранняя осень
Октябрь- Золотая осень
Ноябрь – Поздняя осень
Воспитатель:
- Скажите, а какой сейчас месяц осени?
- Правильно, ноябрь.
Руки мерзнут в ноябре:
Холод, ветер на дворе,
Осень поздняя несет
Первый снег и первый лед.
Воспитатель:
- А какая погода сейчас на улице?
- Да, погода холодная, пасмурная, дождливая.
- Какие приметы осени вы ребята знаете?
- Молодцы, совершенно верно назвали все приметы: листья желтеют и опадают, птицы улетают в тёплые края, солнце греет мало, частые дожди, небо серое, становится холоднее, люди надевают теплую одежду.
- А как вы думаете, что же делают животные леса в это время года?
- Конечно, готовятся к зиме.
Воспитатель:
Белка осенью без спешки
Прячет желуди, орешки,
Мышка - зерна собирает,
Норку плотно набивает.
Это склад, а не нора -
Зерен выросла гора!
Что же делают зверята?
Угадайте-ка, ребята! (Запасы на зиму)
Воспитатель:
- Ребята нам сегодня почтальон принёс посылку, давайте посмотрим, что там! (открываем)
Посмотрите, ЧТО ЭТО?
- Правильно это картина.
- А что изображено на этой картине? Конечно же лес.
- А какое время года изображено на картине?
- Правильно осень, значит это осенний лес.
Сегодня я предлагаю вам отправимся в осенний лес, и посмотреть, как звери готовятся к зиме. Давайте закроем глазки и тихонько покружимся:
Все вместе покружитесь,
В листочки превратитесь.
В осеннем лесу окажитесь!
Вот мы и оказались с вами в осеннем лесу, посмотрите, как красиво вокруг, но звери лесные испугались и спрятались, давайте поможем им показаться нам и рассказать, как они готовятся к зиме.
- Ребята у меня на столе лежат силуэты зверей.
- Давайте будем отгадывать загадки и прикреплять силуэты зверей к картине.
Воспитатель:
- Ребята, кто же первый спрятался в лесу.
- Слушайте внимательно загадку, и вы сразу узнаете кто это?
Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета –
На зиму, на лето (Заяц)
Дети подходят и прикрепляют к картине зайца
Воспитатель:
- Как заяц готовится к зиме? (ответы детей)
Осенью зайчик начинает менять цвет шубки и линять. Но линяет зайчик не сразу. И поэтому зайцы любят тереться о кусты, чтобы побыстрее избавиться от летней шерстки. Поменял зайка шубку – значит, к зиме готов! Зимняя шубка его спрячет и от лисы, и от волка! А где же находится домик зайца? Заяц живет под кустом. Зимним днем он обычно спит в снежной яме или зарывается в сугроб, а ночью выходит добывать себе пищу.
Грызет кору деревьев и веток, а еще он ест траву, которую заготовил лесничий на зиму, чтобы зверям помочь перезимовать холодную и голодную зиму. Лесничий-это такой человек, который следит за порядком в лесу.
Воспитатель:
- Слушайте следующую загадка.
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придёт весна,
Просыпается от сна (Медведь)
Дети прикрепляют силуэт к картине.
Воспитатель:
Как медведь готовится к зиме? (ответы детей)
Воспитатель: Медведь осенью тоже готовится к зиме. Зимой он будет спать в берлоге, но ведь дом — берлогу сначала надо подготовить! Медведь делает берлогу для зимовки под вывернутом с корнями деревом в сухом месте. Перед тем, как лечь в берлогу и уснуть, мишка путает свои следы, чтобы никто его не нашел. Он ходит по лесу петлями, шагает по бурелому, по деревьям, чтобы скрыть свои следы. Если кто-то рядом есть, то медведь ни за что не пойдет в свою берлогу! Будет ждать, когда все уйдут и путать свои следы! Медведь ложится спать еще до первого снега, чтобы его следы не были заметны на снегу. Интересно, что медведи ложатся спать головой к югу.
Воспитатель:
- Ребята угадайте кто же ещё у нас в лесу спрятался
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки — ни одной. (Ёж)
Дети прикрепляют силуэт к картине.
Воспитатель:
- Как ежик готовится к зиме? (ответы детей)
Воспитатель:
Как часто мы видим в мультфильмах радостного ежика, несущего грибы на своих иголках. Но на самом деле ежик готовится к зиме совсем по-другому! Осенью ежик готовит себе дом для зимовки. Дом ежика называется «нора». Ежик нанизывает себе на спину листики, а потом в норе их стряхивает. И ночью, и днем трудится ежик, делая себе уютный домик – гнёздышко, носит в него мох и листья. Из мха и листьев ежик сделает себе мягкую теплую зимнюю постельку! Потом заберется он в свою нору, зароется в листья и теплый мох и заснет сладким сном на всю зиму! А проснется уже весной! Есть и еще один миф о ежике, что он собирает осенью яблоки для своего пропитания. Это тоже не так! Осенью в лесу много клещей, которые забираются между ежиных иголок и очень беспокоят ежиков. Ежики спасаются тем, что насаживают на свои иголки яблоки. Получается яблочная кислота, которой очень боятся насекомые. Вот поэтому ежик на себе осенью яблоки и носит!
Воспитатель:
- Мне кажется вы немного устали, я предлагаю вам отдохнуть.
Физкультминутка «Ёжик»
Ёжик топал по тропинке (Топают на месте)
И грибочек нёс на спинке.
Ёжик топал не спеша,
Тихо листьями шурша. (Ходьба на месте.)
А навстречу скачет зайка,
Длинноухий - попрыгайка.
В огороде чьём-то ловко
Раздобыл косой морковку. (Прыжки на месте.)
Воспитатель:
- Отдохнули, теперь можно продолжать дальше.
- Ребята, а у нас и на деревьях спрятался лесной зверек.
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке — летом (Белка)
Дети прикрепляют силуэт зверька
Воспитатель:
-Как же белка готовится к зиме? (ответы детей)
Воспитатель:
К зиме белки готовят свои дома. Дом у белок называется «дупло». Но если дупла нет, то белка строит себе гнездо. Это шар из веточек и кусочков коры с одним входом. Внутри гнезда белочка кладет мох, птичьи перья, чтобы было теплее. Она затыкает мхом и травой щели. Гнездо белка строит очень высоко на дереве, чтобы никто в него не забрался. Зимой деревья стоят без листьев и на фоне темно-серых ветвей и стволов деревьев зимняя серая беличья шуба менее заметна. А летом – рыжая. Белочка – большая хлопотунья и труженица. К зиме она подготовила не только дупло. А вы знаете, что еще? Конечно припасы, которыми белка питается всю зиму. Летом и осенью она собирает, что? (орешки, желуди, сушит грибы на ветвях деревьев) Все это она хранит в специальных кладовичках - в пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А еще она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Так что голодать белочке не приходится.
Воспитатель:
- Ребята, послушайте кого ещё лес спрятал из зверей!
Роет норы он умело
Знает, любит это дело.
Потому кроту и друг,
А зовут его (Барсук)
Дети прикрепляют силуэт к картине.
Воспитатель:
- Как барсук готовится к зиме? (ответы детей)
Воспитатель:
Барсук тоже готовит свой дом к зиме. Дом барсука – нора. Осенью барсук ремонтирует дом, приносит сухую траву, мох, листья и готовит себе на зиму теплую и мягкую постель. Как у нас на кровати есть матрац и подушка, чтобы было мягко и удобно спать, так и барсук хочет сделать свою постель мягкой и удобной. А еще барсук запасает себе еду на зиму, сушит ее и прячет в нору. Запасает он желуди, семена, корни растений.
Воспитатель:
- Ребята предлагаю вам немного отдохнуть и провести зарядку для наших пальчиков.
Пальчиковая гимнастика «У кого какая шуба?»
(Дети поочередно загибают пальцы на руке, перечисляя диких животных)
Шуба серая у волка,
Шуба ежика в иголках,
Шуба рыжая лисы –
Удивительной красы.
Шуба серая у зайца,
У медведя – бурая.
Не страшны ему дожди
И погода хмурая.
Воспитатель:
- А кто это спрятался на лугу?
Юркая и быстрая,
С усиками пышными,
Серой шубкой прикрываюсь,
Подскажи, как называюсь? (Мышка)
Дети прикрепляют силуэт мышки.
Воспитатель:
- Как мышка готовится к зиме? (ответы детей)
Воспитатель:
Мышка подготовила свою кладовую на зиму и наполнила ее зерном. Иногда мышки делают свою кладовую прямо на поле и каждую ночь носят в нее зерна. Нора мышки имеет несколько входов, и в ней есть «спальня» и несколько «кладовых». Зимой мышка спит только в холодную погоду, а в остальные дни ей надо есть, поэтому и запасает она еды так много!
Воспитатель:
- Кого же ещё спрятался в лесу?
На овчарку он похож:
Что ни зуб — то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)
Дети прикрепляют силуэт волка.
А вы знаете ребята, что волки к зиме особо не готовятся, они не делают запасов, не уходят в спячку. Потому что, даже зимой они могут найти себе питание, а когда становится очень холодно, они прячутся в свое логово. Логово - это большая нора или расщелина, в которой живет волк.
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост - ее краса.
Этот зверь лесной - (Лиса)
Дети прикрепляют силуэт лисы.
Воспитатель:
Как лиса и волк готовятся к зиме? (ответы детей)
Воспитатель:
Лиса к осени уже вырастила своих лисят, поэтому она не сидит в норе. Но если опасность угрожает, то лиса бежит в свой дом и прячется. Нора у лисы на опушке леса на холме, чтобы лиса могла видеть лес со всех сторон. Лиса очень умная, она никогда не бежит сразу к норе, сначала делает петлю, чтобы запутать свои следы, а потом уже прячется в норе. Лиса – хищник, она зимой не спит и запасов на зиму не делает, как и волк. Но вот шубку к зиме и лиса, и волк готовят. Шерсть у них, как и у всех зверей, отрастает и становится очень теплой и пушистой, чтобы зимой не было холодно. Днём лиса спит в своей норе, а ночью охотится на мышей и других грызунов. Иногда, из-за нехватки пищи, лиса может красть домашних птиц, готовясь к зиме лиса роет нору. Как называется жилище лисы?
Воспитатель:
- Ребята сколько нового мы узнали о том, как животные готовятся к зиме.
- Давайте проверим как вы запомнили, как кто готовится к зиме и, кто где живет.
- Сначала ответьте на вопрос, нужно ли менять медведю, лисе и волку свои шубки на новые, зимние?
Воспитатель:
- Правильно, конечно, нужно. Ведь летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы нам не было жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные также должны переодеться. Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех. Такой период в жизни животных, называется линька. Линька- это когда звери меняют мех.
Д/игра «Где чей дом?» (угадай и продолжи)
В берлоге живет… (медведь)
В норе может жить… (барсук, ёж, лиса, мышка)
В логове живет (волк)
В дупле живет… (белка)
Под кустиком живет (заяц)
Игра "Кому что дадим?"
На столе стоят фигурки животных и карточки с изображением корма, дети кладут их к соответствующим фигурам, комментируя свое действие.
Мясо – волку.
Малину - медведю
Мёд - медведю
Морковку - зайцу
Орехи - белке
Грибы - ежику.
Игра «Закончи предложение»
Неуклюжий, как …
Быстроногий, как …
Хитрый, как …
Голодный, как ….
Колючий, как …
Итог НОД
Воспитатель:
- Ребята, понравилось вам наше путешествие в лес?
- Ребята, о каком времени года мы сегодня говорили?
- Каких животных мы встретили в лесу?
- Какие дикие животные впадают в спячку (ёжик, медведь, барсук)
- Кто делает запасы на зиму (белка, мышка)
- Кто из животных меняет зимой окраску? (заяц, белка)
- Молодцы, ребята! Все сегодня хорошо себя вели и отвечали на мои вопросы.