виктория войкина
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Дети блокадного Ленинграда«
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Дети блокадного Ленинграда»
Цель занятия: ознакомление детей старшей группы с ВОВ на примере подвига детей блокадного Ленинграда.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить с жизнью детей в блокадном Ленинграде, с помощью музыки, документального видеофильма, фотографий.
Познакомить детей с понятием «блокада».
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе „Дети блокадного Ленинграда„» размещена в разделах
Развивающие :
Развитие познавательного интереса;
Расширение кругозора;
Развитие речи, активного и пассивного словаря;
Воспитательные:
Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ;
Воспитание уважительного отношения к старшему поколению, памятникам войны.
Предварительная работа:
Посещение музея СОШ №3 р. п. Хор.
Рассматривание иллюстраций и фото военных лет.
Слушание голоса Левитана, метронома, шестой симфонии Шостаковича.
Разучивание стихов.
Подготовка презентации.
Подбор видеофильма о детях блокадного города.
Ход занятия
Восп. : - Ребята сегодня мы вновь находимся в нашем музее «Росинка». Давайте вместе еще раз рассмотрим экспозицию посвященную ВОВ. (Дети рассматривают экспонаты военного времени, воспитатель комментирует). Восп. : - Сегодня я хочу познакомить вас с историей одного города. Это город Санкт – Петербург, один из самых красивых городов нашей страны. Раньше этот город назывался Ленинград. Враги не смогли захватить этот город, но окружили его со всех сторон. 8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады, которая длилась 900 дней и ночей.
Восп. : Ребята а вы знаете, что значит слово блокада? (ответы детей)
Правильно, из города нельзя было выехать, нельзя было и попасть в него.
Уже 75 лет все жители Санкт - Петербурга и всей нашей страны вспоминают и отдают дань великим и храбрым, мужественным и бесстрашным защитникам города, отстоявшим его в годы Великой Отечественной Войны.
Общаясь и гуляя, учась и развлекаясь, нам тяжело представить, что могло быть по-другому. Что ребята, такие же как вы, отчаянно боролись за право жить и возможность быть счастливыми. Вы познакомитесь с этими трагическими событиями, просмотрев подготовленный для вас видео фильм «Дети блокадного Ленинграда». Вы узнаете, какими были ваши сверстники в то далёкое время, дети - пережившие ужас и боль блокадных дней.
Просмотр видео фильма «Дети блокадного Ленинграда»
Восп. : - Ребята, какое настроение у вас после просмотра?
Как вы думаете, что испытывали дети, живущие в блокадном городе?
Почему вы так решили? (ответы детей)
Восп. : Ребята я предлагаю нам с вами сделать «альбом памяти» о детях блокадного города. Вместе с вами, мы отберем фотографии для альбома, оформим его и подарим нашему музею «Росинка», чтобы люди помнили о этих трагических событиях, и они никогда не повторились. Вы согласны?
Восп. : - Несмотря на военные действия, голод и холод, чем занимались дети? (ответы детей)
Верно, дети приходили в школу несмотря на то, что здания были разрушены, в классах не было света и тепла. И даже несмотря на то, что по дороге в школу их могло убить осколком снаряда или внезапно рухнувшей стеной. Ощущая постоянный голод, холод и страшную усталость, они находили в себе силы идти в школу. 39 школ работали в блокадном городе.
Посмотрите на эти фотографии, предлагаю включить их в наш альбом.
Восп. : - Что же еще выпало на долю ленинградской детворы, когда кругом царил холод и голод? Ребята, вспомните, как еще помогали дети взрослым?
Некоторым детям пришлось наравне со взрослыми работать на заводах и фабриках, работали на почте, помогали ухаживать за ранеными в госпитале, поставляли оружие фронту. Они были серьезными и суровыми не по годам. Из комсомольцев и пионеров создавались специальные подростковые группы. Во время налетов немецкой авиации учащиеся выслеживали ракетчиков и сигнальщиков. На случай уличных боев юноши и девушки готовились стать разведчиками, связистами, подносчиками боеприпасов, санитарами, проводниками через проходные дворы.
Вот и следующие фотографии для нашего альбома памяти.
Восп. : - Кто заметил, какие новогодние подарки получили дети? (хлеб)
Почему ребята испытывали радость, получив маленький кусочек хлеба?
Восп. : - В первые дни блокады немцы разгромили продовольственные склады и перед городом встала угроза голода. С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены нормы. Рабочие получали в день хлеба по 250 грамм, а служащие и дети по 125 грамм. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отраслей, мякоти, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев.
Восп. : - Посмотрите, я принесла хлеб. Какой он? (Ответы детей).
Этот хлеб вы едите каждый день, он сделан из лучшего зерна. Не такой хлеб получали ленинградцы. Но все равно, и этот кусочек хлеба они ласково называли «хлебушек» и ценили его каждый грамм. А теперь я отрежу кусочек хлеба на порцию весом в 125 граммов блокадного пайка на день. Посмотрите, какой он маленький, тоненький. Это была практически единственная еда на долгий тяжелый день, вода и хлеб. Мне кажется, что пора отобрать следующую фотографию для альбома.
Восп. : - Постепенно ситуация с продовольствием ухудшалась. Единственной нитью, которая связывала Ленинград с Большой землей, была Дорога жизни, которая проходила по льду Ладожского озера и равнялась 30 километрам. Эта дорога работала в двух направлениях. В Ленинград везли продовольствие, медикаменты, горючее. Зимой 1941-1942 гг. началась эвакуация жителей по "дороге жизни" в тыл. Маленьких ленинградцев вывозили на территорию Сибири, Дальнего Востока и т. д.
Следующее фото «Дорога жизни» Вы согласны?
Восп. : Смерть входила во все дома, унося жизни тысячи детей, женщин, стариков. Ленинградская школьница Таня Савичева в условиях блокады вела краткие записи о том, как на её глазах умирали ближайшие родственники.
Такой дневник - потрясающий документ.
Его нельзя читать без слёз.
(Дети читают стихи)
1.«9 страничек. Страшные строчки.
Нет запятых, только черные точки.
Пусто и тихо в промерзшей квартире.
Кажется, радости нет больше в мире.
2. Если бы хлебушка всем по кусочку,
Может, короче дневник был на строчку.
“Маму и бабушку голод унес.
Нет больше сил и нет больше слез.
Умерли дядя, сестренка и брат
Смертью голодной. Пустел Ленинград.
Умерли все. Что поделать. Блокада.
Голод уносит людей Ленинграда.
4. Тихо в квартире. В живых только Таня.
В маленьком сердце столько страданья!
Умерли все! Никого больше нет.
Девочке Тане 11 лет… (Просмотр фотографий)
Восп. : Ребята давайте добавим эти фотографии в наш альбом.
Восп. : - К сожалению, не все дети, которых вывозили из города, благополучно добрались до места. И сейчас я хочу прочитать вам отрывок из воспоминаний маленькой девочки.
«Когда наш эшелон разбомбили второй раз, мы попали в руки немцев. Фашисты выстраивали детей отдельно, взрослых отдельно. От ужаса никто не плакал, смотрели на все стеклянными глазами. Мы четко усвоили урок: заплачешь – расстреляют. Так на наших глазах убили маленькую девочку, которая кричала без остановки. Немец вывел ее из шеренги, чтобы все видели, и пристрелил. Все поняли без переводчика – плакать нельзя". Вот так просто угасали жизни».
Восп. : - Таким было детство у детей 1942 года.
А каким должно быть детство, как вам кажется? (рассказы детей)
Восп. : - Во всех городах страны и мира помнят и ценят подвиг города-героя Ленинград. И не только пожилые люди, ветераны и участники войны, но и ваши сверстники, ровесники, такие же, как и вы.
Восп. : - 9 мая во многих станах проходят праздники, концерты, посвященные Великой Победе русского народа над фашистами.
И 27 января отмечается снятие блокады и полное освобождение города от фашистской блокады. Посмотрите, это фотографии памятников в разных городах нашей страны, установленные в память о ленинградских детях. Их мы тоже добавим в наш фотоальбом.
Фотоматериал для нашего альбома уже готов, остается лишь подобрать слова, подходящие для ее названия. Давайте назовём его «Дети блокадного Ленинграда». (Дети вместе с воспитателем делают альбом памяти).
Восп. : - Итак ребята подошло к концу наше с вами занятие. Сегодня мы ещё раз увидели, какою ценой нам далась победа - ценой миллионов жизней, в том числе и детских. И поэтому сегодня сравнивая жизнь того времени и нашего бережно относитесь к тому, что имеете: цените и берегите своих родителей, знайте цену каждой крошечке хлеба, радуйтесь мирному небу и каждому дню. Я надеюсь, вы запомните эту трагическую историю нашего народа и с уважением будете относиться к истории своей страны.
(Дети читают стихи) :
1.«Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане - мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты-красноармейцы.
Всею жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград».
2. «В войну солдаты город защищали,
Чтоб жить в родной Отчизне мы могли.
За нас с тобою жизнь они отдали,
Чтоб в мире больше не было войны».
Восп. :
«Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим».
Предлагаю почтить память мужественных ленинградцев минутой молчания.
Звучит метроном. Зажигается свеча.