Раиса Салимгалеева
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Расширить обобщенные представления детей об осени, как о
времени года; о существенных признаках сезона (похолодание,
сокращение светового дня, изменение окраски растений, опадание
листьев, тучи, дожди; сбор урожая, перелет птиц на юг и т. д.).
Словарь (лексический минимум)
Существительные Осень, время года, природа, дождь, туман,
ветер, туча, листья, листопад, сырость, насекомые, звери, птицы.
Прилагательные Хмурый, дождливый, ненастный, пасмурный, короткий, длинный, ветреный, золотой,
грустный.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему „Осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
Глаголы Идти, дуть, желтеть, опадать, засыхать, шелестеть, шуршать, осыпаться.
Наречия Пасмурно, солнечно, ветренно, дождливо,
ясно.
Беседа
Педагог предлагает отгадать загадку:
Дни стали короче, Урожай собирают,
Длинней стали ночи, Когда это бывает? (Осенью)
Ребята, вот на этой картине художник изобразил красивую золотую осень. Как вы думаете, он ничего не перепутал?
Дети находят неточности, объясняют, почему так не может быть. Осенью не бывает столько цветов, они увядают, т. к. становится холоднее. Насекомые прячутся, так как нет цветов. Птицы улетают, так как нет насекомых. И т. д. Сколько интересного вы рассказали про осень! А вы любите гулять в осеннем лесу? Посмотрите, про кого я вам хочу рассказать. Про девочку Машу, она тоже любила гулять. Однажды осенним утром Маша оделась. А что она надела? Помогите Маше подобрать одежду.
Из серии картинок дети подбирают осеннюю одежду. И пошла Маша по дорожке. Она уходила всё дальше и дальше и пришла куда? (В лес.) В лесу она увидела на земле много чего? (Листочков.) Какого цвета были листочки? (Жёлтые, красные, коричневые.)
Каким одним словом их можно назвать? (Разноцветные.) Да, осенью деревья надевают разноцветные платья. При похолодании разрушается вещество, которое окрашивает листья в зелёный цвет. Но, все ли деревья поменяли зелёные платья на разноцветные?
Её всегда в лесу найдёшь,
Пойдёшь гулять и встретишь,
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем.
Увидела Маша среди берёзок ёлочку, подошла, а под ёлочкой
грибы растут. Какие это могли быть грибы? (Дети называют и
выкладывают на столе грибы.)
Только Маша хотела срезать грибы, чтобы мама суп сварила,
как услышала стук по дереву. Кто это мог быть? (Дятел.) А почему он не улетел с другими птицами?
Подняла Маша голову вверх и увидела на дереве не только дятла, но и грибы. И задумалась Маша: как же грибы на дереве выросли? (Это запасы белки на зиму.)
А что ещё запасает белка? (Орехи.) Куда она их складывает?
(В дупло.) Решила Маша оставить найденные грибы для белки.
Маша гуляет по лесу, листочки собирает. Так кто же вас, листочки, с дерева сорвал? (Ветер.) У разных деревьев листья. Падают по-разному: у осины стремительно и прямо, у клёна долго качаются и кружатся в воздухе, у ясеня как будто планируют в воздухе. Опадание листьев спасает их ветки от лишнего испарения
воды и повреждения при обильном снегопаде. С листьями удаляются из растения вредные вещества.
А не хотите ли вы полетать с ветерком? Это так весело и интересно. Листочки ухватились за ветерок и закружились с ним в воздухе. Листочки улетели с ветром, а деревья остались какими? (Голыми.) Листочки укроют землю сплошным ковром, защитят корни
деревьев от морозов. Опавшие листья нужны почве, растениям, которые на ней растут.
Игра «Угадай, где ошибка»
Дидактическая задача. Учить детей выражать в речи целевые
и причинные синтаксические отношения; обогащать их словарный
запас; уточнить значение некоторых слов. Развивать зрительное и
слуховое внимание, связную речь.
Материал. Сюжетная картинка.
Игровое действие. Анализируя изображение на картинке, ребёнок должен перечислить приметы осени : осенью становится холоднее, идут частые дожди, собирают урожай, надевают теплые вещи.
Ход игры
Покажите ребёнку картинку. Скажите, что картинка называется «Осень», но художник изобразил осень неправильно, с
ошибками. Предложите ребёнку исправить ошибки художника.
Предупредите ребёнка, что сначала вы прочтёте стихотворение
А. С. Пушкина об осени, для того чтобы ему было легче найти
ошибки: Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Игра «Подбери слова»
Дидактическая задача. Расширение словарного запаса детей, уточнение значения слов. Развитие мышления.
Материал. Игра проводится устно.
Игровое действие. Ребёнок подбирает к глаголам имена существительные.
Ход игры
Педагог предлагает ребёнку подобрать к глаголам имена существительные
Лексический материал:
Моросит. (дождь); Созревают. (овощи, фрукты);
Вянет. (трава); Улетают. (птицы);
Желтеют. (листья); Выкапывают. (луковицы);
Опадают. (листья); Квасят. (капусту);
Льет. (дождь); Солят. (огурцы);
Мокнет. (земля); Собирают. (семена; овощи).
Игра «Повар»
Дидактическая задача. Учить детей согласовывать имена прилагательные с существительными.
Материал. Игра проводится устно. Игровое действие. Ребёнок рассказывает, что можно приготовить из предложенных продуктов.
Ход игры
Предложите ребёнку стать поваром и рассказать, что можно приготовить из продуктов, которые вы назовете.
Лексический материал
Грибы - грибной суп, грибные котлеты, грибной соус.
Лимоны - лимонный пирог, лимонный сок, лимонный сироп.
Картофель - картофельное пюре, картофельный суп, картофельные котлеты, картофельная запеканка.
Морковь - морковный сок, морковные котлеты.
Яблоки - яблочный уксус, яблочное варенье, яблочное пюре.
Тыква - тыквенное варенье, тыквенный сок, тыквенная каша.
Клюква - клюквенный морс, клюквенный пирог.
Орехи - ореховое печенье, ореховый соус.
Игра «Что сначала, что потом»
Дидактическая задача. Учить детей составлять временные цепочки. Развивать логическое мышление.
Материал. Карточки-схемы с изображением солнца, листа, жука, тучи с дождём, человека, птиц, медведя, снежинок.
Игровое действие. Составление временной цепочки.
Ход игры
Предложить детям вспомнить сезонные изменения и составить цепочку последовательности этих изменений, используя
карточки-схемы.