Анастасия Гринько
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе (5–6 лет) «Уж небо осенью дышало»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Уж небо осенью дышало…
Задачи:
1. Расширить знания детей о временах года, основных приметах осени, познакомить с народными названиями первого осеннего месяца : Хмурень, Ревун.
2. Развивать наблюдательность и внимание.
3. Воспитывать нравственные понятия: справедливость, милосердие, дружба, трудолюбие и партнерские отношения во время игры.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе (5–6 лет) „Уж небо осенью дышало“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2024
Материал: игрушка Знайка, Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе (5-6 лет)
магнитная доска, атрибуты для дидактических игр «Подбери и вырежи листок», «Догадайся, как надо разложить?», большие часы «Времена года», маленькие круги, линейки, простой карандаш, цветные карандаши или фломастеры.
Раздается стук в дверь и входит Знайка, с грустью сообщает детям о том, что орн нес своим друзьям подарок, но Хмурень все испортил.
Воспитатель обращается к детям:
- Дети, вы знаете, что такое Хмурень? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что так называют месяц сентябрь)
- Почему сентябрь называют Хмурень? (часто идет дождь, много хмурых, ненастных дней, когда все небо в темных облаках, дни становятся короткими и т. д.)
- К какому времени года относится сентябрь? (К осени)
- Почему сентябрь называют запевалой осени? (Сентябрь – первый месяц осени)
- Сколько всего месяцев длится осень? (Три месяца)
Знайка добавляет, что месяц сентябрь еще называют ревуном.
- Кто из вас, ребята, догадался почему? (Осенью дуют сильные ветры)
- Дети, давайте поразмышляем, какой подарок нес нам Знайка, и как Хмурень мог испортить его? (дети высказывают свои предположения)
Знайка достает из портфеля 12 бумажных лепестков в форме овалов 4-рех цветов, соответствующие временам года (голубые или белые, желтые, зеленые и красные), которые помялись и кое-какие стали мокрыми.
Воспитатель предлагает детям помочь Знайке, найти варианты и исправить проказы Хмуреня. ( Выдвигают предположения: лепестки прогладить, положить на солнечную сторону окна, в альбом между листами, вырезать новые.)
Знайка просит выбрать тот вариант, который поможет быстро исправить проделки Хмуреня. (Выбирают вариант – вырезание новых листочков)
Проводится дидактическая игра «Подбери и вырежи листок» Дети выбирают заготовку-шаблон из картона, подбирают соответствующие цвета бумаги, поочередно используя шаблон, обводят и вырезают соответствующее количество лепестков (3 белых, 3 зеленых, 3 красных и 3 желтых). Знайка благодарит детей за помощь и сообщает, что эти лепестки и есть подарок для детей. Он просит воспитателя принести часы «Времена года».
Воспитатель выставляет на магнитной доске часы «Времена года» - календарь природы (круг, разделенный на 4 части: белую или синюю, зеленую, красную и желтую со стрелочкой в центре). На столах у детей аналогичный раздаточный материал. Воспитатель предлагает детям догадаться, для чего принес Знайка нам эти листочки? Проводится дидактическая игра «Догадайся, как надо разложить? Воспитатель предлагает детям разложить лепестки разными вариантами самостоятельно. Все варианты детей обсуждаются. Но подводятся к тому, что надо лепестки наложить на часы «Времена года» или положить лепестки рядом с соответствующим сегментом круга часов. (Один ребенок работает у магнитной доски).
- Ребята, вы догадались, что нам принес в подарок Знайка? (часы «Времена года» в форме цветка)
- Давайте посчитаем лепестки каждого времени года.
- Сколько лепестков у зимы, весны, лета, осени? (по три)
- Как называется первый, второй и третий месяц осени? (сентябрь, октябрь, ноябрь.)
Знайка сообщает, Незнайка, их общий друг, тоже передал детям подарок – свои часы. Потому что очень беспокоился, что годовые часы у детей есть, а вот таких, как у него, нет.
- Ребята, вы догадались, какие это часы? (Ответы детей обсуждаются)
Знайка загадывает детям загадку:
Братцев этих ровно семь. Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом ходят братцы друг за другом.
Попрощается последний, появляется передний (Дни недели)
Что за птицы пролетают по семерке в каждой стае?
Вереницею летят, не воротятся назад (Дни недели)
Незнайка вместе со мной изготовил недельные часы. Но по дороге я встретил малышек из Цветочного города, у них как раз сломались часы. И я думаю, что вы догадались, как я поступил? (Дети выдвигают разные предположения, но приходят к тому, что Знайка оставил часы малышкам)
Воспитатель проводит нравственную беседу с детьми:
-Знайка поступил правильно или нет? (Правильно, надо помогать тем, кто в этом нуждается)
- Но Знайка оставил малышкам чужой подарок.
- Можно чужие подарки дарить другим? (Чужие подарки нельзя брать и тем более дарить)
- Значит поступок Знайки плохой и нельзя сказать, что Знайка поступил правильно? (Ответы детей обсуждаются, но подводятся к тому, что Знайка, хоть и поступил неправильно, но его поступок помог малышкам, а самое главное, Знайка сознался в своем поступке)
Знайка огорченно спрашивает у детей: «Я теперь должен пойти и отнять у малышек часы?»
Воспитатель предлагает детям помочь Знайке в данной ситуации. Воспитатель в ходе обсуждения данного вопроса подводит детей к тому, что можно помочь Знайке и самим сконструировать часы и приглашает Знайку на следующее свое занятие по изготовлению недельных часов.
Знайка прощается с детьми и уходит. Воспитатель подводит итог занятия.