Виктория Андреевна Губа
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Таинственный мир насекомых»
▼ Скачать + Заказать документы
ГБДОУ «Детский сад №89» г. Севастополя
Воспитатель средней группы Моховикова В. А.
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Таинственный мир насекомых»
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе „Таинственный мир насекомых“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Средняя группа
- Темочки
Цель: расширять представления детей о насекомых, воспитывать любовь к природе. Закрепить знания детей о разнообразном мире насекомых; развивать внимание, память, воображение; воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира.
Задачи:
Образовательные:
-расширять и уточнять знания о насекомых, об их существенных признаках;
-обобщать представления о многообразии насекомых, о приспособлении к условиям жизни;
-уточнять знания о пользе и вреде насекомых для человека;
-продолжать учить отгадывать загадки.
Развивающие :
• Развивать внимание, память, мышление, речь детей.
• Способствовать развитию любознательности.
• Развивать творческое воображение и вкус.
Воспитательные:
• Воспитание любви к природе, желания беречь ее.
• Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми.
Оборудование:
Презентация, магнитная доска, фигурки насекомых, игрушки-моталочки (насекомые, рарезные картинки, гуашь, кисточки по количеству детей, стаканы-непроливайки, салфетки, камни, ватные палочки, лист для божьих коровок.
Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, сегодня, к нам на занятие пришли гости, давайте мы с ними поздороваемся.
-А теперь давайте поздороваемся все вместе.
Воспитатель: Вы любите путешествовать? Сегодня мы пришли на прогулку на весеннюю поляну. Посмотрите, как красиво здесь, сколько разноцветных цветов. Но кого-то здесь не хватает?
Звучит звук на телевизоре (открывается письмо-обращение насекомых) : «Дорогие ребята, группы «Радуга» мы попали в беду! Злой паук заколдовал нас, мы теперь в опасности! Помогите нам, пожалуйста! Ваши «Насекомые».
Воспитатель: Ребята, что же нам нужно сделать?
Дети: спасти насекомых, выручить из беды.
Основная часть:
Воспитатель: ну, что ребята, у нас с вами важное задание! Для того, чтобы спасти наших насекомых, нам необходимо присесть на стулья и внимательно слушать, какое задание для нас подготовил паук.
Воспитатель: 1 задание - отгадать загадки. Как только вы разгадаете загадку, назовёте правильный ответ, волшебные чары злого паука пропадут, и насекомые выйдут на свободу. Загадки с сопровождением презентации и рассказом
1. Целый день в траве скакал,
Скрипку где-то потерял.
И теперь грустит у речки
Наш зелёненький. (кузнечик)
Усы кузнечиков длиннее, чем их тело. Органы слуха у этих созданий расположены на передних лапках. Кузнечики умеют одним прыжком преодолевать расстояние, превышающее длину их собственного тела в двадцать раз. Кровь у кузнечика белого цвета. Обитающий в Северной Африке кузнечик - эфгастер в случае опасности умеет «выстреливать» в противника собственной кровью, чтобы дезориентировать его и тем временем сбежать. Питаются они мелкими насекомыми, но могут полакомиться некоторыми фруктами или цветами. Многие кузнечики способны не только загрызть мелкую мошку, но и больно укусить человека
2. Над цветами кто летает,
Сок цветочный собирает,
В домик свой его несет,
Из него готовит мед? (Пчела)
Пчелы носят сладкую «добычу» в свой дом. Дикие пчелы живут в дуплах деревьев, а домашним пчелам человек делает специальные домики, которые называются ульи. У пчел пять глаз: три в верхней части головы и два спереди. Тело пчелы имеет полосатый желто-черный окрас и состоит из трех отделов: · верхний – голова; · средний – грудь (сюда же крепятся 2 пары крыльев); · нижний – брюшко. С помощью длинного хоботка насекомое высасывает нектар из растений, превращая его в мед. Пчелы создают большие семьи, число особей может быть от 10 до 70 тысяч. У каждого насекомого свои обязанности. Насекомые питаются нектаром и пыльцой растений. Так пчелы запасаются необходимой энергией и питательными веществами. Если насекомые живут на пасеках, пчеловоды их подкармливают приготовленным сахарным сиропом
3. Самолётик лёгкий быстрый
Над цветком летит душистым.
Крылья, хвостик и глаза.
Это чудо. (Стрекоза)
Стрекозы - самые быстролетающие насекомые. Питаются стрекозы насекомыми, в больших количествах поедая мух, комаров и мошек. Стрекозы нападают на насекомых с удивительной точностью благодаря своим громадным сложным глазам, каждый из которых состоит из более чем 30 тысяч отдельных линз. Каждая линза-фрагмент воспринимает свой кусочек пространства, составляющий общую картину как мозаику. Личинки стрекозы - страшные подводные хищники, которые нападают даже на маленьких рыбок, головастиков. Живет личинка в воде, дышит жабрами. Ловить добычу ей помогают цепкие крючки, расположенные на нижней губе.
Когда приходит время, личинка выползает из воды на растение, где и замирает, превращаясь в куколку. Через некоторое время ненужная оболочка куколки рвется и на свет выбирается слабенькая маленькая стрекоза, около двух часов ей необходимо, чтобы высушить и расправить крылья, а затем она уже может летать
4. На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём миллион. (Муравей)
Муравья очень легко узнать среди других насекомых. У него крупная голова, тонкое тело и большое круглое брюшко. Он передвигается на 6 лапках, на которых есть острые коготочки. Благодаря им, муравей без труда забирается на любую вертикальную поверхность, будь то дерево или стебель. Запахи он различает при помощи усиков, а видит благодаря сложно устроенным глазам. По цвету муравья чаще бывают желтыми, зелеными, красными, коричневыми, черными. Общаются муравьи с помощью запахов. Запахами они передают информацию - например, отличают чужих, сообщают о надвигающейся опасности или просят о помощи.
Они могут защищаться от врагов, используя свои челюсти или жало, в котором образуется муравьиная кислота.
5. На цветке сидит цветочек,
В два всего лишь лепесточка.
Лепестки цветные, По краям резные!
Посидит и улетает. Если кто не угадает,
То подскажет мамочка: «Да ведь это …» (Бабочка)
основной отличительный признак этих насекомых — мельчайшие чешуйки на крыльях.
Также один из главных признаков бабочек – это свёртывающийся тонкий хоботок, который идёт в ход, когда бабочки питаются. Бабочки ночуют в цветах, в траве, деревьях.
Воспитатель: Ребята, у бабочки интересная история превращения, давайте мы ее посмотрим:
7. Всех жучков она милей, спинка алая на ней
А на ней кружочки, чёрненькие точки (божья коровка)
Божья коровка — симпатичный маленький жучок. У нее выпуклое овальное тело и ярко-красная спинка, украшенная черными точками. Она умеет ловко ползать по стебелькам трав, а может и летать, даже на большие расстояния: у нее есть маленькие крылышки, а под ними жесткие коричневатые полупрозрачные подкрылья. В нашей стране самым распространенным видом является семиточечная коровка. На ее красной спинке насчитывается ровно семь черных пятнышек. Божья коровка является хищником. Красная или оранжевая окраска божьей коровки называется предостерегающей. Птицы знают, что насекомые такой окраски несъедобные, и не клюют их. Причем еще и очень дурно пахнущую, которая в больших дозах даже смертельна! Молочко и яркий наряд божьей коровки отпугивает даже пауков-тарантулов!
Воспитатель: и вот, ребята, когда мы с вами отгадали наших насекомых и узнали о них много нового, паук все равно напроказничал и перепутал картинки с насекомыми. Ребята, вам необходимо собрать разрезанные, картинки с изображением насекомых.
Воспитатель: Ребята, мы нашли насекомых и сейчас я предлагаю вам станцевать танец и немного размяться, для этого мальчики надевают шапочки муравьев, а девочки бабочек и божьих коровок.
Воспитатель: Ребята, никак паук не хочет отпускать наших насекомых и для нас он оставил еще одно задание, которое называется «Соревнование» : нам необходимо узнать, кто из насекомых быстрее летает. (На столах лежат игрушки – моталочки)
Игра «Куда спрятались насекомые?» На магнитной доске «Полянка» из фетра
Воспитатель: Ребята, наши насекомые спасены и нам необходимо вернуть их на нашу поляну.
-Артем, подойди и посади кузнечика на траву.
Куда ты посадил кузнечика?
Ребенок: Кузнечика посадил на траву.
И продолжаем: на цветок, на кору дерева, на листик цветочка, над цветком, на стебель…
Воспитатель: Ребята, вместо того чтобы вернуть нам на полянку насекомых, паук принес нам камни. Мы эти камни с вами оживим и сделаем настоящих насекомых (разукрашиваем камни, ставим точки и получаются божьи коровки)
Ребята, вот и у нас с вами получились свои божьи коровки, давайте мы свами их посадим на большой зеленый лист.