Лариса Семенова
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «В заколдованном лесу»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, познавательно - исследовательская, коммуникативная, двигательная, музыкальная.
Цель: развитие познавательного интереса у детей, любознательности и познавательной мотивации.
Задачи:
Образовательные:
- способствовать развитию у детей представления о частях суток;
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе „В заколдованном лесу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2020
- упражнять детей в умении считать до 5, соотносить счёт с соответствующей цифрой;
- закреплять представления детей о приметах осени;
- совершенствовать умение решать познавательные задачи, учить анализировать ритмичную последовательность, исправлять нарушения в чередовании предметов, называть порядок следования.
Развивающие :
- развивать логическое мышление, мелкую моторику, память, внимание, восприятие, умение сравнивать;
- закреплять знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, развивать сенсорные способности детей, умение группировать фигуры по двум признакам - цвету и размеру, выбирать необходимый;
- развивать желание экспериментировать, умение выбирать предмет нужного размера, учить классифицировать по особенностям поверхности (гладкие, шероховатые) с помощью осязания, показать детям возможность использования камней в игровых постройках.
- развивать умение составлять целое из частей с опорой на образец (разрезные картинки);
Воспитательные:
- воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость и доброжелательность, желание участвовать в совместной деятельности, умение преодолевать трудности, умение радоваться достигнутому результату, интерес к физическим упражнениям.
Демонстрационный материал:
Запись шума, декорация «Заколдованный лес», блоки Дьенеша, камни, логические цепочки, разрезные картинки, игрушки, маска кота, схемы.
Методические приё мы:
Словесный: постановка проблемы, беседа-диалог, вопросы к детям, анализ деятельности, подведение итогов.
Наглядный: ИКТ,
Практический: игровая ситуация, эксперимент с камнями.
Используемые современные технологии: ИКТ, проблемно - игровая технология, здоровьесберегающие, личностно – ориентированные, технология маделирования и эксперементирования.
Ход НОД:
Дети с воспитателем входят в группу.
Психогимнастика:
Здравствуй, Небо! (руки вверх)
Здравствуй, Солнце!
(Руками над головой описать большой круг)
Здравствуй, Земля! (руками к полу)
Здравствуйте гости!
Здравствуй, наша большая семья!
(Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх)
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся.
И друг другу улыбнемся! (Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).
Вдруг раздаётся шум, треск и на экране появляется Баба-Яга.
Баба Яга: Ах вы нехорошие дети! Не хотите со мной играть, не хотите пригласить меня в гости! Я вижу, вы много гостей пригласили, а про меня забыли! Почему это вы не хотите со мной дружить?
Дети: Ты всегда грубая, невежливая, страшная.
Баба Яга: Ага, значит вы меня не любите! Я вам отомщу за это! Вот возьму и превращу вас в пни и коряги… Нет-нет лучше отправлю-ка я вас всех в заколдованный лес и вы никогда оттуда не выберетесь.
Раздается шум, дети приседают на корточки и закрывают глаза. В это время выставляются декорации леса: елки, пень, куст. Дети открывают глаза когда все утихает –они оказались в заколдованном лесу.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а ведь она нас действительно в лес отправила. А как же нам отсюда выбраться? Давайте подумаем, кто нам может помочь. Кто живет в лесу и охраняет его, как зовут этого лесного человечка?
Дети: Лесовичок живет в лесу. Надо позвать Лесовичка!
Воспитатель: Правильно ребята, он нам должен помочь (появляется Лесовичок)
Лесовичок: Здравствуйте, ребята. Я все слышал и буду рад вам помочь, но многое зависит и от вас самих. Этот лес не простой, и тропинка, ведущая из него состоит из заданий. Если вы выполните эти задания правильно, то выйдите из леса.
Воспитатель: Ну что, ребята, постараемся?
Дети: Мы согласны, мы постараемся.
Лесовичок: Но прежде чем отправиться путь я хочу проверить по силам ли вам колдовские задания?
Воспитатель: тогда для разминки предлагаю поиграть в игру «Части суток» («Закончи предложение»)
- Спим мы ночью, а делаем зарядку … (утром)
- Умываемся мы утром, а гуляем … (днём)
- Обедаем мы днём, а возвращаемся домой из детского сада … (вечером)
- Ужинаем мы вечером, а спим … (ночью)
- А теперь назовите все части суток. Скажите, сейчас мы отправляемся в путешествие, какое сейчас время суток? (день)
Лесовичок: Молодцы, ребята как ловко вы справились. Отправляйтесь в путь. Следующее задание вам нужно отыскать самим. Для этого вам нужно, отсчитать 5 шагов и найти кленовый листочек.
Дети: отсчитывают пять шагов, и находят жёлтый листик.
Воспитатель: Ребята, а почему листик жёлтый?
Дети: Потому, что сейчас осень. А какого цвета листья ещё бывают осенью?
Воспитатель: Этот листик, очевидно, упал с этих осенних деревьев (показывает на фланелеграф).
На фланелеграфе расположены логические цепочки «Деревья»
- На листике написано, что нужно выполнить следующее задание. Деревья в лесу у Лесовика растут в определённом порядке, а Баба Яга нарушила этот порядок и нам нужно определить, какие деревья исчезли от колдовства Бабы Яги и вернуть их на место (рассматривают цепочку)
Воспитатель:
- Давайте внимательно посмотрим в каком порядке растут деревья, наведём порядок у Лесовичка. (дети внимательно рассматривают карточки в ряду, определяют закономерность расположения деревьев)
Воспитатель: - Первым растет какое дерево?
Дети: 1 растёт красное дерево, 2- зёлёное, 3- жёлтое, 4- оранжевое.
Воспитатель: Ребята, обратите внимание, затем идёт повторение, какое опять дерево растёт?
Дети:1 растёт красное дерево, 2- зёлёное, 3- жёлтое
Воспитатель: - Кто найдёт среди карточек, какого дерева не хватает?
выбирают карточки для продолжения ряда. Свой выбор комментируют.
Затем рассматриваю второй ряд деревьев.
Воспитатель: Ребята,мы справились с этим заданием? Что мы делали? (наводили порядок). Вернули на место все деревья в лесу, навели порядок. И теперь отправляемся дальше в путь по тропинке.
Физминутка в кругу:
У нас славная осанка
Мы свели лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдем мягко, как лисята.
И как мишка косолапый,
У как заинька – трусишка,
Прыгать будем: прыг да скок.
Вот свернулся волк в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся,
Сладко ёжик потянулся.
Воспитатель: Ребята, в лесу живут лесные звери, Баба Яга своим колдовством всё перепутала и теперь они не могут найти свои домики, давайте выполним следующее задание и поможем им?
У каждого из зверей есть подсказки для нас, как найти домик. У ежа – красные фигуры, у зайца – жёлтые фигуры, у лисы – синие фигуры (дети берут, кто что захочет).
Игра «Найди свой домик»
Воспитатель: - Дети, выберите себе по одной цветной геометрической фигуре (круг, квадрат, треугольник, у того зверя которому вы хотите помочь.
- Подойдите к домикам, посмотрите на подсказки и подумайте, в каком доме живёт зверь, которому вы помогаете? В группе разложены три обруча, в каждом из которых лежит цветовой символ, не похожий по форме на геометрические фигуры, выданные детям. В данном случае «свой домик» — это обруч, в котором лежит предмет того же цвета, что и в руках у ребенка. Педагог проводит беседу по окончании игры, уточняя, почему дети выбрали те или иные домики и вместе с детьми селят зверей и фигуры в домик.
Воспитатель: - Маша, ты кому помогаешь? (зайчику).
-Почему ты решила, что это домик зайчика?
Дети: - Потому, что цвет в домике и цвет фигуры жёлтый.
Воспитатель: - Вика, а ты кому помогаешь? (ёжику).
-Какой цвет ты выбираешь для ёжика? (синий)
- Данил, почему ты решила, что это домик лисички?
Дети: - Потому, что цвет в домике и цвет фигуры лисички красный.
Воспитатель: - Дети, мы с вами правильно расселили зверей? (да)
- Как мы определяли цвет? (Соотносили цвет фигуры с цветом в домике)
Воспитатель: пока зверей не было дома у них завелись мыши и лесной кот решил их всех выловить (одевает маску кота).
Игра «Кот и мыши»
Воспитатель:
- Звери благодарят нас за помощь и дарят мешочек с разными камешками, которые они собирали в лесу, возле озера, и говорят, что выход из леса мы найдём, когда перейдём через озеро.
Воспитатель – Посмотрите какое красивое озеро и мост (подводит детей к озеру)
- Но, что же случилось с мостом?
Дети: - Он разрушен. (обнаруживает, что Баба Яга, колдовством разрушила каменный мост)
Воспитатель: – Теперь, когда у моста не хватает камней, мы не сможем перейти озеро и найти выход.
- Что мы должны сделать с мостом?
Дети: - достроить
Воспитатель: Нам нужно достроить мост недостающими камнями. Камни нам подарили звери, но, вот все ли из них подойдут для строительства?
Опыт «Подбери камни»
Воспитатель: - Ребята, чтобы достроить мост, нам нужно сначала узнать, какие нужны камни для его строительства. Давайте станем за столы и рассмотрим указатель подсказку, из каких камней был выстроен мост.
Воспитатель: Посмотрите первую подсказку, какого размера нужны камни большие или маленькие?
Дети: - большие (маленькие перечёркнуты)
Воспитатель: Большие камни нужны, чтобы удобно было наступать.
Воспитатель: посмотрим втору подсказку, на ней изображены шероховатые и гладкие камни, какие нам понадобятся? (показать указкой)
Дети: шероховатые, гладкие зачёркнуты.
Воспитатель: правильно шероховатые нужны, чтобы не поскользнуться. если на мост попадёт вода.
- Как определить, что камень шероховатый, а не гладкий? (пощупать, погладить)
А теперь выберите себе 2 больших шероховатых камня.
Воспитатель: Чем похожи камни, которые мы выбрали? (Большие и шероховатые)
Давайте надавим на камни и постучим. Камни твердые или мягкие? (твёрдые, значит подходят для строительства).
Теперь нам нужно всем вместе достроить мост, подойдите к озеру и достройте мост камнями. (совместная игра с камешками «Выложи мостик» — каждый ребёнок, кладёт свои камни и достраивает мост).
Воспитатель. Хорошо. Все правильно сделали? Ребята, кажется, я вижу выход из этого леса.
Лесовичок: (появляется) давайте вспомним, кто же вас сюда отправил?
Дети: Это Баба Яга нас сюда отправила.
Лесовичок: Правильно! А почему?
Дети: Она на нас обиделась.
Лесовичок: сделайте ей что-нибудь приятное. Может, она изменит свое отношение к вам. А может быть, и сама изменится! А заодно и с последним заданием справитесь.
Воспитатель: мы согласны, ребята, предлагаю из разрезных картинок составить портреты доброй бабы Яги, пусть порадуется бабулечка (дети садятся на палас и делают работы)
Лесовичок: Молодцы, ребята! Так красиво получилось! Бабе Яге понравится. А сейчас я должен попрощаться с вами. Все задания вы выполнили, значит, скоро вернетесь к себе в группу, а чтобы вернуться нужно посчитать до 5. До свидания!
Пальчиковая гимнастика «Осень»
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал,
Один дубовый,
Два кленовый,
Три рябиновый резной,
Четыре с берёзки – золотой,
Пять последний лист с осинки,
Ветер бросил на тропинку.
(Выполняют плавные, волнообразные движения ладонями. Затем загибают по одному пальчику на обеих руках. В конце спокойно стряхивают ладошки).
Снова слышится шум. Убираются декорации, дети открывают глаза, а на экране Баба Яга.
Баба Яга: Ребята, а я следила за вами и очень рада, что вы справились со всеми заданиями. А последнее ваше решение меня обрадовало. Поэтому я обещаю вам исправиться, быть хорошей и доброй.
Воспитатель: мы дарим тебе эти портреты. Мы все очень старались и хотели чтобы тебе понравилось. А еще мы хотим тебя пригласить к нам в гости на Новый год.
Баба Яга: Спасибо, ребята! Обязательно приду, до свидания!
Дети: До свидания!
ИТОГ: ребята, мы с вами справились со всеми заданиями, потому, что все постарались, определили порядок в котором росли деревья, помогли найти домики лесных зверей, научились находить камни, нужные для строительства моста, сделали приятное для Бабы Яги и она стала доброй. Вы довольны нашим путешествием? Вам понравилось? Теперь мы знаем как нам выбраться из сложной ситуации.