Светлана Пудова
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Мои зелёные друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные:
Закрепить знания об основных частях растений (стебель, корень, лист)
Закрепить знания названий растений, способы ухода за ними.
Подвести детей к пониманию того, что комнатные растения – это живые организмы.
Развивающие :
Развивать связную речь, внимание, мышление.
Воспитательные:
Воспитать любовь к растительному миру, умение видеть красивое, желание ухаживать за растениями.
Материал:
Комнатные растения, лейка с водой, палочка для рыхления, опрыскиватель, тазик с водой, кисточка, тряпочка.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе „Мои зелёные друзья“» размещена в разделах
Наблюдение за ростом и развитием растений в группе.
Рассматривание и сравнение стеблей и листьев у разных растений
Уход за комнатными растениями уголка природы (полив, рыхление, протирание листьев)
Дидактические игры: «Угадай растение по описанию»
«Найди растение по названию»
«Чего не стало»
«Где спряталась матрёшка?»
Приё мы: Вопросы, объяснение, показ.
Ход занятия.
Вос-ль: Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости. Давайте их поприветствуем.
Давайте, поздороваемся и с окружающим нас миром.
Здравствуй, солнце золотое! (показывают большой круг руками)
Здравствуй, небо голубое! (поднять руки вверх и посмотреть на небо)
Здравствуй, вольный ветерок! (покачать руками)
Здравствуй, Утро! (жест вправо)
Здравствуй, День! (жест влево)
Нам здороваться не лень! (разводят обе руки в стороны)
Вос-ль: Ребята, давайте передадим наше хорошее настроение и тепло нашего сердца друг другу и нашим гостям, улыбнёмся друг другу (дети улыбаются гостям и друг другу).
Присаживайтесь на стульчики.
СТУК В ДВЕРЬ.
ВХОДИТ НЕЗНАЙКА.
Незнайка: Здравствуйте, ребята.
Меня зовут Незнайка
Я приехал к вам в гости из Солнечного города и привёз письмо,
А в письме загадка, которую я не могу отгадать
Помогите, мне пожалуйста.
Вос-ль: Незнайка, ребята с радостью тебе помогут. Верно, ребята.
ОТВЕТ ДЕТЕЙ,
Вос-ль: Давай, Незнайка, я прочту загадку:
Рук нет, ног нет, а двигаются
Носа нет, а дышат
Рук нет, а пьют и едят
Воздух очищают, создают уют
На окнах зеленеют
Круглый год цветут.
Что это, дети?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.
Правильно, это комнатные цветы.
Незнайка, мы тебе помогли?
Незнайка: А, что такое комнатные растения? Я о них ни чего не знаю…
Вос-ль: Ребята, давайте расскажем Незнайке, что мы знаем о комнатных растениях. Незнайка, а ты присаживайся рядом с ребятами и внимательно слушай.
В загадке которую нам привёз Незнайка говорится, что цветок двигается.
Как же он двигается, если у него нет ни рук, ни ног.
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ. Цветок растёт – значит двигается.
Цветок поворачивается к свету - значит двигается.
А как цветы дышат? (через листья)
А как растение питается? Как мы? (Растение питается через корни)
А где же хранится питание для растений? (В земле находится питание для цветов)
Верно, растения питаются совсем не так как мы с вами и хранит своё питание в холодильнике они не могут. Питание для растений содержится в земле, в которой они растут.
Ребята, а если выдернуть цветок из земли и оставить так, что с ним случится?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ Цветок погибнет
Верно, цветок погибнет.
Растения двигаются, дышат, питаются, про них можно сказать, что они такие же живые как мы с вами.
Скажите, значит, растения относятся к живой природе или к неживой?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ,
Незнайка: Я понял, что такое комнатные растения.
Ой, у вас так много деревьев.
Я знаю это – лес.
Вос-ль: Нет, это не лес.
Что это ребята?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ, (Это зелёный уголок, в котором растут комнатные растения)
Незнайка: Посмотрю на цветы поближе, как много у растений лап…
Вос-ль: Это не лапы… Что это, ребята, у цветов? (листья)
Незнайка: А, что за палки торчит из земли?
Вос-ль: Ребята, что это у цветка? (стебель)
Незнайка: А, что спряталось у цветка в земле? (в земле растения корни)
Вот такие корешки - показываю детям.
На, что похожи корни цветка? (на ниточки)
Ребята, смотрите к нам прилетела бабочка, она садится на вас думая, что вы цветы.
Присядьте на ковёр, закройте глаза и представьте, что вы маленькие растения. Вас посадили в землю. Вы ещё совсем маленькие ростки, хрупкие, слабые совсем беззащитные. Но вот чьи, то заботливые руки за вами стали ухаживать. Вы начинаете расти, Ваши стебельки подросли, Вы тянетесь к свету. Из почек появились листочки, а затем распустился красивый цветок (дети расставляют ладони, изображая цветы)
ФИЗМИНУТКА.
К солнцу потянулись (встали на носочки, руки вверх)
Солнцу улыбнулись (помахали руками)
К солнышку цветочки, повернут листочки (развернуть ладони вверх0
Развернут бутоны (сложить руки над головой)
В солнышке утонут (опустить руки через стороны вниз)
Ребята, скажите:
Самолет, когда,
Чтобы лететь,
Он реветь: как?
У-У-У-У-У!
Комар, когда
летит, звенит: как?
З-З-З-З-З!
Жук,
Когда летит,
он жужжит: как?
Ж-Ж-Ж-Ж-Ж!
И только бабочки не жужжат, не звенят, а тихонечко летят, и наша бабочка полетела в наш зелёный уголок. Займите тихонечко свои места, чтоб не спугнуть её.
На какой цветок села бабочка? (колеус)
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
Предлагаю описать цветок.
(Цветок с крупными овальными листьями, по краям зубчики. Цвет листьев розовый, а по краю зелёная полоска)
Над каким цветком кружит бабочка? (кактус)
Почему бабочка боится на него сесть? (Потому, что у кактуса вместо листьев иголки)
А сейчас на какой цветок села бабочка? (герань)
Предлагаю описать цветок (листья у герани округлой формы, они светло-зелёного цвета.
Если листок герани растереть в пальцах, он имеет сильный запах)
Ребята, посмотрите этот цветок немного повял, почему это произошло, как вы думаете?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ (забыли полить)
Незнайка: А как узнать, что цветок нужно полить?
Вос-ль : Нужно посмотреть цвет земли
Сухая земля, какого цвета? (Серого)
А мокрая земля, какого цвета? (черная)
А еще можно определить сухая земля, или мокрая (на ощупь)
Какая земля бывает на ощупь (сухая и мокрая)
Предлагаю пойти полить повядший цветок
Правильно, носик лейки касается цветочного горшка, воду льём аккуратно.
Почему воду нужно лить аккуратно?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ (Чтобы не размыть корни)
Спрашиваю: Как называется цветок, который поливали? (Китайский розан)
Пока цветок пьёт воду давайте прочтём ему стихотворение
ФИЗМИНУТКА
Я прошу, тебя цветок
Подними-ка свой листок,
Выйди на дорожку и притопни ножкой.
Да головкой покачай.
Стебель наклони слегка
Вот зарядка для цветка
Вос-ль: Что нужно делать, чтобы вода и воздух легче проходили сквозь землю в цветочном горшке?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ (землю нужно рыхлить)
А как нужно рыхлить почву?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ. (Осторожно, чтобы не повредить корни)
Правильно, так как если корни повредить они могут начать гнить и что может случиться тогда с цветком?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ (Цветок может погибнуть)
Предлагаю взрыхлить почву в горшке, где посажен алое.
Правильно, нужно рыхлить к краю горшка, вокруг растения.
Ребята, чтобы растение росло здоровым, их листья нужно протирать от пыли.
Чем протирают листья от пыли у цветов?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ (тряпочкой)
Вос-ль: Какие цветы нужно протирать пыль тряпочкой.
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ (Влажной тряпочкой протирают цветы с крупными листья)
Предлагаю протереть пыль с листьев фикуса.
Правильно, мы кладём лист на ладонь и аккуратно, чтобы не оторвать листочек, протираем от стебля к краю листочка.
А вот герань и фиалку нельзя протирать тряпочкой.
Почему ребята скажите Незнайке нельзя протирать эти растения тряпочкой.
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ (потому, что листья у этих цветов с ворсинками, и тряпочка их может повредить)
Незнайка: А как же с этих цветов удалять пыль?
Вос-ль: Ребята, чем можно протирать такие цветы?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ (пыль с таких цветов сметают влажной кисточкой)
Предлагаю кисточкой протереть пыль с листьев фиалки.
Смочи кисточку, протирай от конца листика к его началу.
И ещё одно правило: Растения с узкими листьями невозможно протереть ни тряпочкой, ни кисточкой. Поэтому его опрыскивают.
Берём опрыскиватель в правую руку и направляем струю на листья.
Предлагаю детям опрыснуть цветок.
Ребята название этого цветка-драцена.
Предлагаю повторить хором, а затем индивидуально.
Незнайка: Молодцы дети, как хорошо у вас всё получается.
Я тоже хочу комнатный цветок, я буду о нё заботиться: поливать, рыхлить почву, протирать пыль с листьев.
Вос-ль: Мы с ребятами будем рады подарить тебе цветок.
Незнайка: Спасибо, а я вас за ваше доброе отношение к растениям угощу конфетами, я знаю что все дети их любят.
Угощает, прощается, уходит.
Вос-ль: А мы с вами будем продолжать ухаживать за нашим зелёным уголком, чтобы в нашей группе было красиво и уютно.
Вы все сегодня хорошо потрудились и теперь надо перед тем, как есть конфету помыть руки.