Анастасия Новикова
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Мой сказочный Байкал»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в средней группе «Мой сказочный Байкал»
Цель: Знакомить детей с родным краем: с жемчужиной Сибири — Байкалом, с его флорой и фауной. Прививать любовь к природе родного края. Формировать экологическую культуру.
Задачи:
Познакомить детей с новыми животными (куница)
Развивать мышление и любознательность детей.
Темочки:
- Байкал, озеро
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
Продолжать развивать умение слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, обогащать словарный запас детей.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Воспитывать аккуратность при выполнении приемов работы.
Дать знания о подводном мире озера Байкал.
Активизация словаря:
Озеро, Байкал, куница, нерпа, чистое.
Материалы и оборудование:
Фильм о Байкале «Озеро Байкал. Смешарики - Рубрика 'Наследники'», мультемедийная презентация о Байкале.
Воспитатель: Ребята, какие озера вы знаете? Предлагаю узнать вам что-то новое о Байкале. (фильм)
Чтобы узнать, какие животные живут на Байкале, нужно отгадать мои загадки. Готовы? (презентация)
В снежном логове родится,
Простудиться не боится,
Подрастут, начнут нырять,
Шубки белые менять.
Догадайтесь сами,
Что за зверь с усами? (нерпа)
Нерпа – символ Байкала и главный эндемик озера. Этих млекопитающих, можно встретить только здесь. На каменных берегах острова находятся лежбища нерпы. Это животное может жить и в воде, и на суше. Взрослые нерпы питаются рыбой. Своих детенышей они кормят молоком. Несмотря на неповоротливость на суше, под водой нерпа развивает довольно высокую скорость и становится первоклассным охотником.
Хищный маленький зверек,
Но не норка, не хорек
Белочка в дупле боится
Что ее найдет… (куница)
Рассматриваем картинку куницы.
Куница – ловкий, красивый, хищный зверек. Шубка у него пушистая, теплая. А на лапках острые когти. Весь день куница спит, а ночью выходит на охоту.
Снежный барс – самое загадочное животное сибирских лесов. На данный момент достоверно известно, что на территории Иркутской области обитает 6–8 особей ирбиса, в Бурятии – порядка 30
Кабарга – самый мелкий олень, который живет по берегам Байкала. Длина тела составляет всего один метр при массе около 17 килограмм. Отсутствуют рога, хотя у самцов есть изогнутые, длинные клыки
Орлан-белохвост - самый крупный гнездящийся хищник Иркутской области. Отлично приспособился к жизни вблизи крупных рек, озер, болот и даже морских побережий, став умелым рыбаком
Что за рыбка-невеличка
Меньше вашей рукавички?
Жаль, на солнце рыбка тает,
Рыбьим жиром истекает.
Это голомянка. Обитает на глубине от 100 до 300 метров. Она почти прозрачная, точно сделанная из розового стекла. Голомянка не откладывает икру, а рождает живых мальков. Название этой рыбки происходит от слова «голомень», что означает «открытое море». В Байкале живет огромное количество эндемичных рыб. Самым уникальным является семейство рыб голомянковые, в котором особый интерес представляют два глубоководных вида: большая голомянка длиной до 20 см и голомянка Дыбовского длиной около 9 см. Происхождение этой рыбы до сих пор неизвестно.
Рачок эпишура - основной потребитель планктонных водорослей, способен поглощать бактерии и поэтому является биологическим фильтром, обеспечивая чистоту байкальских вод
Омуль – главная промысловая рыба озера. Основная промысловая рыба на Байкале – омуль. Он долгожитель среди рыб. Живет около 20 лет. У народов Сибири есть поверье: если тяжелобольному человеку провести по губам хвостом омуля, болезнь отступит.
А это рыбка – хариус. Хариус узнают по крупным и ярким спинным плавникам. Наверное, они помогают этой рыбе, охотясь за летающими насекомыми, выпрыгивать из воды на высоту до полуметра.
Воспитатель: какие молодцы ребята, всех животных угадали, а теперь нам нужно взбодриться, отдохнуть и зарядиться хорошим настроением.
Физминутка:
От зеленого причала оттолкнулся теплоход
Он шагнул назад. А потом вперед!
И поплыл, поплыл по Байкалу,
Набирая полный ход.
Встал на мостик капитан.
Смотрит здесь и смотрит там.
То в бинокль, то в трубу.
Влево, вправо, на корму.
Ребята, как вы думаете, какая вода в Байкале? Что может делать вода? (Течь, бежать, капать, журчать, выпиваться.) А какая вода нужна нашим рыбкам? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
Давайте убедимся, что в нашем озере самая чистая и прозрачная вода.
ОПЫТ №1
На столе у воспитателя два стакана с водой, чашка с землей, камешки.
Воспитатель опускает в первый стакан землю, перемешивает. Ребята, что произошло с водой? Верно, если в нее опустить камешки, то их не видно (воспитатель опускает камешки в воду). А теперь опустим камешки в другой стакан. Что можно сказать об этом стакане с водой?
Воспитатель спрашивает, какая вода в первом стакане? (грязная)
А во втором стакане, какая вода? (чистая, прозрачная) Давайте грязную воду в стакане профильтруем и посмотрим, что с ней произойдет? Какая становится вода?
Ребята, чтобы вода в озере оставалась такой чистой, как мы должны относиться к ней? (не загрязнять, не бросать мусор, стекло). Правильно, беречь!