Анна Проскурякова
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Волшебное электричество»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию
в подготовительной к школе группе
Тема: «Волшебное электричество»
Цель:
Обобщить и расширить знания детей об электричестве и его использовании.
Задачи:
1. Учить устанавливать простые связи между явлениями и предметами.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе „Волшебное электричество“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2022
2. Развивать у детей мыслительные операции причинно – следственного характера и связную монологическую речь, с помощью игровой методики «Круги Луллия»
3. Воспитывать интерес к самостоятельно поисково – исследовательской деятельности.
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций;
- Беседы по теме;
- Заучивание стихотворений;
- Рисование электроприборов.
Материал:
Иллюстрации «Электоробезопасность»; презентация; пластмассовые трубочки; кусочки шерстяной ткани; бабочка из салфеток; тарелочки с горохом и бумажным мусором; Круги Луллия «Электробытовые приборы».
Методы и приемы:
Наглядные: Просмотр презентации; выставка картинок по теме «Электробезопасность»; показ опыта «Волшебная палочка».
Словесные: Беседа, художественное слово (загадка, объяснение, вопросы – ответы, рефлексия.
Практические: Самостоятельная деятельность с кругами Луллия; опыт «Помоги Золушке»,
Игровые: Физкультминутка «Электрончики», дидактическое пособие «Круги Луллия».
Словарная работа:
обогащение словарного запаса: статическое электричество, элементы питания, аккумуляторы и др.
Ход занятия:
Дети входят в зал и встают возле воспитателя.
Воспитатель:
- Здравствуйте ребята, давайте улыбнемся друг другу. Я, рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Они зажглись, словно электрические лампочки, и озарили все вокруг. Сегодня, я хочу пригласить вас в Страну волшебных предметов. Согласны?
Дети: Согласны.
Воспитатель:
- А чтобы узнать, кто нас там встретит, нужно отгадать загадку;
«Она не боится работы,
Красива и очень мила.
Всё время в трудах и заботах
У мачехи злобной была.
Но крестная фея однажды
На бал ей попасть помогла…»
- Вы догадались, о какой девушке идет речь? (О Золушке)
(слайд 2)
Воспитатель:
- Она работает целыми днями, а о чем же мечтает Золушка? (Ответы детей).
Воспитатель:
- Ребята, а вы хотите помочь Золушке попасть на бал? (Ответы детей).
- Сегодня мы с вами будем волшебниками, как крестная Фея и поможем ей? Для начала давайте посмотрим на экран и вспомним, какие дела выполняла Золушка по дому каждый день. (Ответы детей). (Слайд 3)
Воспитатель:
- Скажите, какие предметы – «помощники» помогают вашим мамам выполнять домашние дела? (Ответы детей).
Воспитатель:
- Вот какие молодцы! Сколько предметов – помощников вспомнили.
- Как можно, назвать их одним словом или выражением? (Ответы детей)
- Правильно. Это электробытовая техника, которой мы пользуемся каждый день дома.
- Кто знает, что общего у всех электроприборов? (Все они работают от электричества).
Беседа об электричестве
Воспитатель:
- Ребята, а вы знаете, откуда берется электрический ток? (Ответы детей)
Воспитатель:
- А вы хотите узнать, как к нам в дом приходит электричество?
(Слайд 4)
- Электрический ток вырабатывается на больших мощных электростанциях. Чтобы получить электричество, на таких станциях используется сила воды, тепловая, солнца, ветра.
(Слайд 5)
- Затем, электрический ток течёт по проводам, спрятанным глубоко под землёй или очень высоко над землёй, приходит в наши дома, больницы, школы, детские сады.
(Слайд 6)
- Провод – это дорожка. Сверху она одета в резиновую рубашку, а под ней пучок тонких медных проволочек. По проводам ток попадает в розетки, а затем и в электроприборы.
Воспитатель:
- Вокруг нас много приборов – помощников, но ими нужно правильно пользоваться! При не правильном обращении, электричество, при помощи которого работают электроприборы опасно для человека.
Воспитатель:
- Почему? (Ответы детей).
- Ребята, вы знаете правила обращения с электроприборами.
Давайте вспомним правила безопасности. Посмотрите на картинки.
1. Электроприборы могут ударить током, стать причиной пожара. Поэтому, выходя из дома, необходимо выключать телевизор, магнитофон, утюг и т. д.
2. Нельзя играть с розетками.
3. Нельзя мокрыми руками трогать электрические приборы и провода.
Воспитатель:
- Правила вспомнили, а теперь давайте расскажем Золушке, какие предметы заменили бытовые приборы, которыми мы пользуемся. А помогут нам в этом волшебные круги Луллия (приглашает детей за столы).
Воспитатель:
- Посмотрите внимательно на круги. На верхнем круге на картинках изображены современные электробытовые приборы, на втором – разнообразные предметы, и на третьем – расположены предметы, которыми пользовались люди без электричества.
Воспитатель:
- Предлагаю каждому из вас выбрать картинку, на которой изображен предмет, про который вы расскажете Золушке. И теперь вы соедините под стрелочкой предмет, который изображен на картинке, затем на втором круге найдете, для чего этот прибор нужен, и на третьем – как этот предмет выглядел раньше, когда люди обходились без электричества. И расскажете Золушке.
Воспитатель:
- Вот, например, мой электробытовой прибор – миксер предназначен, для того чтобы замешивать тесто, приготавливать различные крема для тортов, взбивать коктейли. Раньше, когда еще не было миксера, люди пользовались венчиком.
(Стиральная машина – корыто, пылесос – веник, электроплита – русская печь, чайник – самовар, швейная машина – игла, утюг – угольный утюг).
(Стиральная машина - с грязным бельем, электроплита - с продуктами, пылесос - с пылью, утюг - с чистым бельем, чайник - с чашкой, швейная машина – с тканью).
Воспитатель:
- Ребята, а сейчас я предлагаю вам превратиться в «Электрончиков», которые бегут по проводам. Выполняйте движения со мной.
(Слайд 8)
Физминутка.
Ток бежит по проводам, (Бег на месте)
Свет несёт в квартиру нам. (Руки вверх, встать на носочки)
Чтоб работали приборы, (Кулачками постучать друг о друга)
Холодильник, мониторы. (Обнять себя и подрожать)
Мясорубки, пылесос, (Вращение руками)
Ток – энергию принёс. (Взяться за руки)
(Слайд 9)
Воспитатель:
- А сейчас я предлагаю вам стать настоящими изобретателями, и с помощью наших волшебных кругов изобретем свои приборы. Для этого раскрутим круги и попробуем объяснить необычное сочетание, которое у вас получилось.
Например: холодильник – шланг пылесоса, утюг – насадка для фена и т. д. Воспитатель:
- Молодцы, вы настоящие ученые – изобретатели.
Воспитатель:
- Ребята, а вы знаете, что люди научились приручать электричество, и даже прятать его в специальных «домиках»: аккумуляторах и батарейках – их называют «элементы питания» (Рассматривание различных элементов питания).
- А какие предметы могут работать с помощью батареек или аккумуляторов
(Ответы: телефоны, фонарики, пульт управления, часы и т. д.).
- А еще, электричество бывает неопасное, тихое, незаметное, оно живет повсюду, само по себе. И если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть.
ОПЫТ «Бабочка»
(Перед детьми на столе лежат: кусочек шерстяной ткани, пластмассовая палочка, бумажная бабочка).
Воспитатель:
- Дети, посмотрите, я беру палочку и прикасаюсь к бумажной бабочке. С бабочкой что – то происходит? (ответы детей).
Воспитатель:
- Сейчас мы сделаем обычную палочку волшебной, электрической. Возьмем кусочек шерстяной ткани и натрем ими палочку. Медленно поднесем её к бабочке и тихонько поднимем её. Что же происходит с бабочкой?
(Бабочки притянулись к палочке)
- Как же палочка стала электрической? (Ответы детей)
Воспитатель:
- Когда мы с вами терли палочку шерстяной тряпочкой, на нее перескакивали крошечные заряженные частички и создавали статическое электричество, под действием которого наша бабочка начала притягиваться.
Воспитатель:
- А на себе вы когда – нибудь ощущали лёгкий треск, а иногда даже искры, когда снимали одежду?
Воспитатель:
- Какой же вывод можно сделать?
- Электричество живёт в одежде, в шерстяной ткани.
- Правильно! Молодцы, вы теперь знаете, как оно правильно называется – Статическое электричество.
(Слайд 10)
Воспитатель:
- Ребята, злая Мачеха придумала Золушке ещё одно задание: перемешала горох с мусором и велела успеть разделить их до утра. Бедная Золушка не знает, как это сделать. Сможем ли мы ей в этом помочь?
Если дети сами не вспомнят о существовании статического электричества, то воспитатель с помощью наводящих вопросов напоминает им об этом явлении.
Дети потирают карандаши (деревянные палочки) о свои шерстяные тряпочки и прикасаются к смеси. К наэлектризованным предметам быстро прилипает мелкий мусор. Дети аккуратно его ссыпают в другую емкость. (Мусор легче гороха, поэтому свободно прилипает к палочкам под действием электричества).
Воспитатель:
- Это электричество опасно, как вы думаете? (Ответы детей)
- С ним можно поиграть. (Ответы детей)
Итог
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, мы помогли Золушке. Она успеет побывать на балу?
- Вы помогли Золушке справиться с заданием, и она готова отправиться на бал! (слайд 11)
Воспитатель:
- А чтобы Золушке теперь всегда быстро справляться с домашними делами, мы подарим ей наши электробытовые приборы, Подойдите и выберите, кто какой подарок подарит Золушке, а я когда буду возвращаться в свой детский сад, отправлю посылку по почте.
- Ребята, вам понравилось быть волшебниками?
- Что вы узнали нового об электричестве?
- С какими трудностями вы встретились?
- А что понравилось больше всего?
- Какие правила безопасного обращения с электроприборами вы запомнили? (нельзя мокрыми руками трогать электроприборы, нельзя тянуть за провод руками, нельзя играть с розетками).
- Где живет безопасное электричество? (в одежде). Как оно называется? (статическое)
Какие вы – молодцы!