Гусева Наталья
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Сладкие опыты»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе "Сладкие опыты"
Цель:
Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности.
Задачи:
1. Расширить и уточнить знания детей о выращивании и переработке сахарной свеклы.
2. Познакомить детей со свойствами сахара (цвет, запах, вкус, растворимость) и его значении для человека.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе „Сладкие опыты“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
3. Закрепить знания детей о том, что твердое вещество (сахар) при нагревании переходит в жидкое, и наоборот, в твердое, о применении этого свойства в пищевой промышленности.
4. Упражнять детей в элементарном экспериментировании с сахаром.
5. Развивать активность мышления : умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
6. Воспитывать любознательность, интерес к познавательной деятельности.
Оборудование:
У детей на столах баночки с водой, сахар-песок, чайные ложки, тарелочки, лупы.
У воспитателя на столе: спиртовка, штатив, чаша.
Мультимедийная установка.
Ход занятия
Дети с воспитателем заходят, обращает внимание на гостей, дети приветствуют их.
Дети проходите на кубы, устраиваетесь поудобней (на одном кубе лежит необычная книга).
Ребенок, которому достался куб, где лежит книга:
– Ой, какая - то необычна книга.
(На первой странице нарисована шкатулка, на второй странице изображение лупы, пробирки, микроскопа, на третьей странице коробка фокусника).
– Может, её кто-то потерял? (оглядывается).
– Как можно найти хозяина этой книги?
(Воспитатель помещает книгу на мольберт)
– Рассмотрим внимательно книгу, начнем с первой страницы (на первой странице изображена шкатулка).
– Посмотрите, наверное где-то рядом находится шкатулка?
-Ребята, я предлагаю посмотреть, что находится в шкатулке.
Ой, да здесь мешочки (дети берут по одному мешочку).
- Как вы думаете, что там может быть? (волшебная пыль, камешки, гречка, горох, ракушки)
- Какие мешочки на ощупь? ( Предположения детей: песок, сахар, соль, крупа и т. д.)
Загадка поможет вам отгадать: «В поле родился, в котле варился, в воде растворился?»
- Давайте откроем мешочек и посмотрим, что же там (ответы детей)
- Правильно, это всем известный сахар. Кто-нибудь из вас знает, из чего получают настоящий сахар? (Предположения детей).
Звучат позывные от компьютера.
Дети умный компьютер предлагает посмотреть, как получают сахар из сахарной свеклы (презентация)
- Сахар получают из сахарной свеклы. Но чтобы получить сахарную свеклу, нужно ее семена посадить в землю (слайд). Затем появятся всходы (слайд, которые нужно пропалывать от сорняка. Во время роста сахарную свеклу нужно поливать (слайд, удобрять. В течении лета свекла растет, набирая массу и сахаристость. И только к середине осени, когда она становится особенно сладкая, приступают к уборке. Убирают свеклу специальные свеклоуборочные комбайны (слайд). Они сразу же очищают клубни от листьев. Клубни ссыпают в грузовые машины, которые везут ее на сахарные заводы (слайд). На заводе ее моют, режут на мелкие кусочки. Стружку опускают в котлы с водой и варят. Вначале получается патока – сладкая жидкость (слайд). А потом ее нагревают, вода испаряется, а остаются кристаллы сахара. Этот сахар отбеливают и получается настоящий сахар, который мы видим у себя на столе (слайд). По ленте сахар поступает в упаковочный цех. В упаковочном цеху сахар фасуется по мешкам и поступает на склад хранения. По заявкам потребителя сахар везут в магазины, пекарни, кондитерские фабрики.
Теперь вы знаете сколько людей участвуют в производстве сахара, сколько труда вложено, чтобы мы могли полакомиться сладким.
– Итак, содержимое шкатулки мы рассмотрели, посмотрим, что же изображено на второй странице?
Назовите эти предметы (микроскоп, пробирки, лупа).
– Как называется место, где их можно увидеть это оборудование? (лаборатория).
– Для чего нужна лаборатория? (чтобы проводить опыты, исследования, открывать что-то новое).
Все верно и мы с вами уже были в роли ученых. Что мы с вами исследовали? (свойства воды, магнитов, песка, изучали камни, играли с воздухом).
Но прежде чем начать исследования давайте вспомним правила поведения в лаборатории:
- без разрешения ничего не трогать;
- слушать очень внимательно и выполнять то, что говорят;
– Я приглашаю вас в лабораторию.
– Займите места за столами.
Наденьте жилеты маленьких ученых. Все готовы?
- Сегодня мы исследуем некоторые свойства хорошо знакомого вам сахара. Посмотрите на свои лабораторные столы, они полностью готовы к работе.
- Ребята, перед вами стоят пустые тарелочки, пересыпьте в них немного сахара. Легко ли сахар пересыпается? Что можно сказать о сахаре, что он (он сыпется легко). О каком свойстве нам это говорит (сахар сыпучий как песок) Правильно: он сыпучий. Недаром так и говорят сахарный песок.
Арсений выбери карточку, обозначающее это свойство сахара.
(Вывешивается алгоритм, символизирующий это свойство сахара)
- А теперь рассмотрите сахар.
Что еще можно о нем сказать? (состоит из мелких частиц, он белого цвета).
Олеся выбери нужные символы.
На что похожи крупинки сахара? Рассмотрите в лупу.
Никита выбери нужную карточку.
Как вы думайте имеет ли сахар запах? Правильно сахар не имеет ярко выраженного запаха.
Данила выбери нужный символ.
Попробуйте сахар на вкус? Верно он сладкий, этот вкус вам знаком еще с раннего детства.
Алина выбери нужную карточку.
-Дети, как вы думаете, что произойдет с сахаром если его положить в воду, он растворится как в чае? Давайте попробуем (не растворяется, а если размешать (растворяется).
Рита выбери нужный символ.
Прежде чем мы продолжим опыты с сахаром, давайте поиграем в игру «Сладкое - не сладкое».
Проводится игра на внимание.
- Если вы услышите название блюда, в которое добавляют сахар, - поднимите белые фишки. Не добавляют – красные фишки.
Варенье, чай, борщ, компот, кисель. Вареная картошка, мармелад, шоколад. Жареная рыба, винегрет, уха, сок.
Возвращайтесь на свои рабочие места.
- Сегодня мы с вами сахар пересыпали, растворяли, но не нагревали. Как вы думаете, что произойдет с сахаром, если его нагреть? (Предположения детей).
- Какой вывод можно сделать? (при нагревании сахар становится жидким).
Рома выбери нужный символ.
-Ребята, вам нравится быть исследователями?
Что вы можете рассказать о свойствах сахара?
- обратите внимание, я вылила жидкий сахар на тарелочку, а каким он стал сейчас?
Что с ним произошло? (постучать ложкой по застывшему сахару)
- Какой же мы с вами сделаем вывод, уважаемые ученые (ответы детей).
Воспитатель: расплавленный сахар остывает и становится твердым.
Пользу или вред приносит сахар? (показ картинок по мультивидео)
Минусы сахара:
1. Сахар вреден для зубов.
2. Сахар в больших количествах вреден для фигуры и здоровья.
3. С избыточным потреблением сахара у детей появляется аллергия.
4. Снижает уровень зрения.
Плюсы сахара:
1. Сахар делает нас счастливыми.
2. Сахар дает нам энергию.
3. Улучшает память.
Какой же мы можем сделать вывод? (ответы детей)
Выводы: Мы пришли к выводу, что сахар – продукт неоднозначный. С одной стороны, он необходим нашему организму, но, с другой стороны, избыток сахара приводит к различным нарушениям и болезням. Здесь поможет золотое правило, - во всём надо знать меру. Умеренное поедание сладостей сохранит ваше здоровье и поднимет настроение.
Сделай сахар своим другом.
Вот мы и побывали учеными в лаборатории, а теперь давайте посмотрим на книгу, что же изображено на третьей странице?
(ответы детей - волшебный ящик фокусника).
Позывные компьютера-видео обращение фокусника.
Здравствуйте, дорогие ребята!
Моя волшебная карта помогла вам узнать много интересного о сахаре, побывать в роли ученых в лаборатории, а теперь я предлагаю превратиться в фокусников. Я приготовил для вас сладкие опыты и предлагаю использовать свойства сахара для волшебных превращений.
-Ребята, посмотрите, фокусник оставил нам схему опыта. Олеся расскажи по схеме, что нужно делать.
Опыт 1
Как покрасить сахар.
Для этого опыта нам понадобятся кубики сахара и подкрашенная акварельной краской вода. В блюдце мы наливаем окрашенную воду и ставим кубики, которые очень быстро из белых становятся голубыми. Вода за несколько секунд поднимаются по кубику снизу вверх.
Ну и фокусник, но мы - то с вами знаем, почему это происходит (потому что сахар быстро впитывает воду). Да и пока он не успел растаять, вся башенка стала цветной.
Опыт 2
Для проведения опыта вам понадобятся : миска с водой, 8 деревянных зубочисток, кусок сахара-рафинада (не быстрорастворимого).
1. Располагаем зубочистки лучами в миске с водой.
2. В центр миски аккуратно опускаем кусочек сахара, - зубочистки начнут собираться к центру.
Что же происходит? Сахар всасывает воду, приводит её в движение, плывут зубочистки к центру.
Вы сегодня выполнили все сладкие опыты от фокусника. Что же интересного и нового вы узнали о сахаре? (в помощь на столе разложены алгоритмы о свойствах сахара).
После выполнения опытов :
Дети, посмотрите, фокусник приготовил еще одну шкатулку, давайте посмотрим, что в ней.
Ой, да здесь леденцы.
Как вы думаете, из чего они сделаны? (из сахара)
Как же из сыпучего сахара может получиться такие прозрачные, твердые сладости?
Ребята, вы сегодня узнали много нового. Я думаю, вам будет, чем поделиться с родителями и друзьями.
А я тоже приготовила для вас интересные опыт с сахаром. Но мы его с вами делать не будем. Я раздам вам схемы, вы с родителями сделаете его дома, а результат опыта сфотографируйте, нарисуйте, или сделайте аппликацию, а завтра мы с вами обсудим и пополним странички нашей энциклопедии.
Надеемся, что и наши гости возьмут что-то на заметку.