Конева Елена
Конспект НОД по познавательному развитию «Термометр»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта
непосредственно-образовательной деятельности
«Термометр»
Составила:
Конева Е. Н., воспитатель
Тема: Термометр.
Вид. Познавательно-исследовательская деятельность.
Образовательная область. Познавательное развитие.
Тип. Развивающее, познавательное, расширение знаний.
Форма образовательной деятельности (технология). Непосредственно-образовательная деятельность, технология развивающего обучения, ТРИЗ.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Термометр“» размещена в разделах
Возраст: Старший дошкольный возраст (5 – 6 лет).
Форма организации: группа воспитанников
Уровень подготовленности детей:
• Имеют элементарные представления о температуре;
• Обладают навыками целеполагания;
• Умеют выполнять инструкцию педагога, работать с раздаточным материалом.
Цель. Способствовать развитию познавательной активности у детей в процессе экспериментальной деятельности
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить детей с различными видами термометров и принципом их работы;
2. Формировать навыки безопасного обращения с термометром.
Развивающие :
1. Развивать интерес к творческому поиску, учить видеть результат своей деятельности.
2. Упражнять в подборе антонимов к прилагательным и глаголам.
3. Активизировать мыслительную деятельность детей: упражнять в умении сравнивать, доказывать свою точку зрения, делать выводы.
4. Способствовать обогащению словарного запаса воспитанников новыми словами.
Воспитательные:
1. Воспитывать доброжелательное отношение к товарищам, умение трудиться в коллективе.
Ресурсное обеспечение:
Программно-методическое:
• Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Радуга». – Т. Н. Доронова, Т. И. Гризик, Е. В. Соловьева – М. : «Просвещение» 2016.
• Рабочая программа педагогов группы, раздел «Познавательной развитие»;
• Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. :
• Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Щетинина В. В. Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2010.
Учебно-дидактическое обеспечение:
Демонстрационный материал: «Волшебная» коробка, термометры : водный, медицинский (электронный и ртутный, комнатный, уличный); большой самодельный термометр, 2 тазика с водой (холодная и горячая, карточки для игры «Скажи наоборот».
Раздаточный материал:
Словарная работа.
Обогащение словаря: термометр
Активизация словаря: температура
Формы образовательной деятельности: совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей, образовательная деятельность в ходе режимных моментов.
Предварительная работа:
• Наблюдение за температурой воздуха на прогулке и в помещении;
• Опыты и игры с водой (теплая, холодная).
Педагогические эффекты:
• дети познакомятся с термометром, его видами, назначением;
• дети научатся работать в парах, группе;
• закрепится представление о необходимости соблюдения правил при проведении опытов.
Структура занятия
Вводная часть.
• Эмоциональное вхождение в занятие: сюрпризный момент – появление «волшебной коробочки»;
• Загадывание загадки.
Основная часть.
• Разгадывание загадки
• Опытно-экспериментальная деятельность
• Игровая деятельность
• Физминутка
Заключительная часть
• Подведение итогов занятия
Ход НОД.
Вводная часть
Воспитатель: Ребята, сегодня я принесла в группу нашу волшебную коробочку. А что там, узнаете, если отгадаете загадку:
И в жару, и в мороз
За окном стеклянный нос,
Чтоб в любое время года
Знали мы, что за погода.
(Ответы детей)
Основная часть
Воспитатель: (достает термометр, показывает). Молодцы, ребята, вы отгадали загадку. Это термометр. А для чего он нам нужен? (Ответы детей). С помощью термометра мы измеряем температуру. Давайте рассмотрим термометры. Что общего у них? У термометра есть стеклянный корпус, шкала с делениями и цифрами, ртутный столбик.
Каждое деление на шкале обозначает один градус. Цифры, стоящие около делений, показывают число градусов. Ноль – граница между градусами тепла и холода. Когда столбик термометра поднимается выше нуля – это означает, что температура высокая, то есть тепло; а когда столбик термометра опускается ниже нуля – значит температура низкая, то есть холодно.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что мы измеряем термометром? (Ответы детей). Верно, термометр необходим нам для измерения температуры тела, горячей и холодной воды, температуры на улицы и в помещении. Термометры бывают разные (показывает) : водный, медицинский, комнатный и уличный.
Воспитатель: Как узнать температуру тела человека на градуснике? (посмотреть на термометре на шкалу с цифрами).
Воспитатель: Нормальная температура тела человека 36,6. А что нужно делать, если у человека высокая температура? (Ответы детей).
Воспитатель: Лучше вызвать скорую помощь. А по какому номеру мы вызываем скорую помощь? (03). Что надо сказать по телефону? (Ответы детей). Правильно надо сказать фамилию, имя, отчество, адрес и состояние больного.
(Разыгрывается диалог вызова скорой помощи).
Воспитатель: А вы хотите узнать температуру воздуха на улице? Каким термометром мы воспользуемся? (Ответы детей). Вы правы, для этого нам понадобиться уличный термометр. Я сейчас помещу его за окном, а мы поиграем в игру "Скажи наоборот"
Воспитатель:
Здоровый – больной;
Растаял – замёрз;
Морозно – жарко;
Высокая – низкая;
Пушистый – колючий;
Горячий – холодный;
Зима – лето;
Чёрный – белый;
Солнечно – пасмурно;
Стеклянный – деревянный.
Воспитатель: Давайте с вами немного отдохнём.
Физкультминутка. А часы идут, идут
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются)
Воспитатель: Отдохнули, а теперь продолжим.
Опыт: Посмотрите, у нас в двух тазиках вода. Сейчас мы измерим температуру холодной и теплой воды. Каким термометром мы воспользуемся? (Ответы детей). Вы правы, нам понадобится водный термометр. Потрогайте руками, какая вода в этом тазике? (Ответы детей). А в - другом? (Ответы детей). (Определяют температуру холодной и горячей воды).
Воспитатель: И в горячей и в холодной воде столбик поднимается выше нуля. Температура любой холодной воды всегда будет выше нуля. А когда она будет ниже нуля, то вода превратится в лед. Вывод: какую бы холодную воду не налили, температура будет выше 0°.
При 0° вода превращается в лед, а если будет 100°, что произойдет с водой? (закипит).
Воспитатель: А теперь проверим температуру воздуха на улице. Как вы думаете сейчас температура на улице выше нуля или ниже? (Ответы детей). Посмотрим, кто же из вас прав. (Определяют температуру воздуха).
Воспитатель: У нас в группе висит термометр, как он называется? (Ответы детей).
Это комнатный термометр, в нашей группе температура +20. Это оптимальная температура, чтобы мы не замерзли и не заболели. А как вы думаете, можно ли детям пользоваться термометром, измерять температуру, без помощи взрослого? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, запомните, вам самим, без помощи взрослого, нельзя пользоваться никаким термометром. Во-первых, в нем есть опасные вещества: ртуть, спирт; во - вторых, разбив его случайно, можно пораниться об стекло и надышаться ртутью, что очень опасно для организма. Вы со мной согласны? Будем беречь себя и свое здоровье.
Заключительная часть
Воспитатель: Сегодня мы с вами проводили опыты по измерению температуры. Давайте вспомним, чем мы можем измерить температуру?
- При какой температуре тела вы чувствуете себя комфортно?
- Какие опыты мы проводили?
- Что интересного узнали?