Мария Климова
Конспект НОД по познавательному развитию «Знакомство с символикой Нижнего Новгорода»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, продуктивная.
Цель: Расширить представление о родном крае; знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Знакомство с символикой Нижнего Новгорода“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нижегородская область, Нижний Новгород
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Задачи: Формировать представления о символике Нижнего Новгорода. Учить находить общие и отличительные признаки герба и флага города. Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с современной музыкой. Подбор прилагательных, образование относительных прилагательных, развитие фонематического слуха. Закрепить умение лепить барельеф – изображение из пластилина на плоской пластине. Воспитывать любовь к родному краю.
Словарная работа:
Активизация словаря: древний город, Нижний Новгород, область.
Обогащение словаря: предки, князь, герб, символика, Дятловы горы.
Предварительная работа:
Рассматривание альбомов: «Мое село», «Кулебаки», «Нижний Новгород».
Знакомство с достопримечательностями Нижнего Новгорода.
Беседа о достопримечательностях Нижнего Новгорода.
Коллективная работа: поделка из крупы «Нижегородский Кремль».
Разучивание песни «Нижний Новгород».
Методы и приемы: беседа, рассказ воспитателя, рассматривание: иллюстраций с достопримечательностями Нижнего Новгорода, портрета князя, герба и флага Нижнего Новгорода; использование художественного слова; индивидуальная работа с детьми по ходу занятия; ИКТ; участие специалистов.
Материал: иллюстрации Нижнего Новгорода, портрет Юрия Всеволодовича, герб и флаг Нижнего Новгорода, материал для лепки.
Ход НОД:
1. ч. Воспитатель:
- Сегодня, ребята, мы поговорим с вами о главном городе нашей области. Кто знает, как он называется?
- Что вы можете рассказать о городе?
- Какой Нижний Новгород?
Давайте посмотрим, какой он красивый. (Воспитатель выставляет на стенд иллюстрации с видами города).
Игра «Какой? Какая? Какие?» (учитель-логопед).
- Вы правильно сказали, что Нижний Новгород очень красивый, но он еще и очень древний.
- Что значит древний?
- Древний – это значит, что он возник очень, очень давно.
В те давние времена еще не было ни городов, ни домов, в которых мы живем. А были небольшие деревянные домики по берегам рек, в которых жили наши предки. Предки – это люди, от которых мы произошли. Наши предки – восточные славяне. Они жили возле рек Оки и Волги. Было на слиянии Оки и Волги место сказочное по красоте – Дятловы горы.
Легенда. ДЯТЛОВЫ ГОРЫ
Возник Нижний Новгород на месте большого дремучего леса. Высокие холмы по правому берегу Оки, прорезанные глубокими оврагами, называ-лись Дятловыми горами. А название, говорят, вот откуда пришло.
Во времена стародавние на том месте проживал мордвин Скворец, друг и помощник Соловья-разбойника, побежденного и связанного Ильей Му-ромцем.
Здесь он женился на восемнадцати женах, и было у Скворца семьдесят сыновей. Все они жили вместе, занимались скотоводством, пасли стада на горах, а по вечерам гоняли их оврагами на водопой к Оке-реке.
Тут же, в ущелье горы, обитал чародей Дятел, бывший также некогда в ладах с Соловьем-разбойником.
Вот раз пришел Скворец к Дятлу и спросил его о будущей судьбе своих детей. И отвечал Дятел:
— Если дети твои будут жить мирно и согласно друг с другом, то долго им владеть здешними местами, а если поссорятся, то будут покорены русскими, которые построят на устье Оки град камень и крепок зело, зело, и не одолеют его силы вражеские.
Долго толковали они.
Под конец разговора Дятел просил Скворца о честном ему погребении.
Тот обещал.
Время шло.
Умер чародей Дятел, и похоронил его Скворец на горе при устье Оки-реки. И прозвалось то место «Дятловы горы».
Умер за ним и Скворец.
Перед смертью он завещал детям своим взаимное согласие и единодушие, но потомки их, перессорившись, стали враждовать между собой, и тогда Андрей Боголюбский изгнал их с устья Оки, а племянник его Юрий Всеволодович, построив здесь Нов-Град Нижний, исполнил предсказание Дятла.
Именно здесь в 1221 году великий князь Юрий Всеволодович основал город Нижний Новгород (Показать портрет).
- Ребята, а кто знает, кого в давние времена называли князем?
- Самый главный у славян был князь, его все слушались. Князь возглавлял войско, когда нападали враги.
- Много было княжеств. И у каждого княжества был свой герб. На изображении герба было самое главное, чем отличался один князь от других.
- Ребята, хотите узнать, какой герб у наших предков? Слушайте внимательно, расскажите своим родителям.
В те давние времена, в нижегородских лесах водилось всякого зверья видимо- невидимо: лосей, медведей, волков, оленей. Однажды приснился царю Ивану Грозному дивный сон. Будто бы окружил он столицу вражеского царства своим войском, бьются воины, шлемы колоколами гудят и звенят, а враги, стоя на стенах крепости, насмехаются.
Вдруг из тумана белого волжского показался сохатый зверь, да такой большой, что вся вражеская рать у него под ногами оказалась. И победил он врагов. Проснулся царь и почувствовал в себе силу и бодрость небывалую. И повел он свое войско на врагов, и за один раз их разгромил. Вот так и сбылся сон Ивана Грозного.
Вернувшись в столицу, царь издал указ: Быть всей земле нижегородской под гербом лося яростного, и появился на царских печатях и воротах нижегородских буйный лось, бьющий в землю передним копытом.
А позднее, когда царь охотился в нижегородских лесах уже на оленей, герб переделали: вместо буйного лося сохатого изобразил оленя.
- Позже гербы стали придумывать не только цари, рыцари, воины, но и семьи, а потом города и страны.
- Все гербы имеют форму щита, потому что щит защищал своего хозяина от меча, копья.
- А вот какой герб у Нижнего Новгорода в настоящее время. (Показываем).
- Какой формы щит герба? (Прямоугольный, внизу посередине заостренный угол). Да ребята. Наш щит серебряный, жаль, что не видно на фотографии.
- Какие символы изображены на гербе? Как вы думаете, что они обозначают.
Примерный ответ: олень – червленого (темно-красный) цвета – благородный, смелый, несущий красоту и величия, корона золотого цвета – символ богатства, лавр – славу, красная лента – сила.
- Дети, это герб какого города? (висит на доске герб Н. Новгорода)
- А как назвать ребят, которые живут в Н. Новгороде?
- Правильно, нижегородцы.
П ч.
Музыкальный руководитель:
- Я предлагаю исполнить песню «Нижний Новгород» (исполнение песни).
Воспитатель:
- Ребята, у каждой страны обязательно есть не только герб, но и флаг.
Под флагом сражаются за свою страну воины, флаг поднимают во время побед, флаги вывешиваются во время праздников.
- Посмотрите на флаг Н. Новгорода. На что он похож? Сравните флаг и герб…
- Правильно, ребята, у флага более простая композиция: на белом материале идущий темно-красный олень, рога, глаза и копыта черные.
Олень на гербе и флаге одинаковый.
-Ребята, что вы узнали нового на занятии, что вам показалось интересным, о чем расскажете своим близким? Подумайте, что хотели бы еще узнать?
Динамическая пауза (координация речи с движением «Родина»).
Вижу чудное приволье, (приставляют правую ладонь ко лбу «козырьком», смотрят вправо-влево).
Вижу нивы и поля, -
Это русская природа, (разводят руки в стороны перед собой)
Это Родина моя. (ставят руки на пояс)
Вижу горы и долины, (сводят руки над головой – «гора»)
Вижу степи и луга,- (плавно опускают перед собой сведенные руки ладонями вниз)
Это русское раздолье, (разводят руки в стороны перед собой)
Это Родина моя. (ставят руки на пояс)
Слышу пенье жаворонка, (прикладывают поочередно правую и левую руку к уху, прислушиваются)
Слышу трели соловья,- (разводят руки в стороны перед собой)
Это русская сторонка,
Это Родина моя. (ставят руки на пояс)
Ш ч. Лепка на пластине «Герб и флаг Нижнего Новгорода» (коллективная работа).
- Соответствует ли изображаемый объект нашему образцу?
- Смогли ли вы передать характерные особенности оленя, изображенного на гербе и флаге?
Задание на дом: Ребята, подумайте и посоветуйтесь с родителями, что можно изобразить на Вашем семейной гербе.
-Я надеюсь, что когда вы вырастите, вы будите любить и защищать свой родной край, свою Родину.
Родные дали с Волгой и Окою
И синь лесов, и шепот ковыля –
Ты покоряешь силою такою,
Нижегородская моя земля.