Наталья Утробина
Конспект НОД по познавательному развитию «Изготовление бумаги»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности Тема. «Бумага своими руками» (подготовительная группа).
ОО "Познавательное развитие"
Познавательно - практическая деятельность экологической направленности.
Интеграция ОО: Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Социально-коммуникативное развитие;
Физическое развитие
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Изготовление бумаги“» размещена в разделах
- Бумага. Изготовление бумаги своими руками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Поделки из бумаги
- Темочки
Художественно-эстетическое развитие.
Цель. Систематизировать знания детей о способе получения бумаги из вторичного сырья (макулатуры).
Задачи:
Образовательные:
- расширить представление о разнообразии бумаги.
- закрепить знания о некоторых свойствах бумаги (рвется, мнется, режется, намокает).
- формировать чувство заботы о природе через бережное отношение к деревьям.
- познакомить с процессом изготовления бумаги в условиях детского сада.
Развивающие :
- развивать наглядно-действенное и словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать свои суждения.
- развивать активность, инициативность
-развивать мелкую моторику, координацию движений.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к экспериментальной деятельности
- воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде и труду людей, работающих на целлюлозно-бумажном комбинате.
Словарная работа: макулатура, целлюлоза, целлюлозно-бумажный комбинат, блендер, лесоруб, чурбачок, пяльца.
Предварительная работа.
беседы о бумаге, игры-экспериментирования с бумагой, чтение художественной и научно-познавательной литературы, просмотр презентации "Как появилась книга".
Материалы и оборудование: образцы белой бумаги А4, предметы сделанные из бумаги (салфетки, открытки, календари бумажные, книги, обои и тд., заранее изготовленные карточки "виды бумаги" на каждого ребенка, пяльца с запяленой сеткой на каждого ребёнка, плотные полотенца, х/б ткань, клеёнка, фартуки, перчатки на каждого ребёнка, губки на каждого ребёнка, блендер, клей ПВА, блестки для творчества, горячая вода, таз, схема "свойства бумаги", карточки" способы изготовления бумаги".
Ход НОД
1. Организационный этап
Подходите, ребятишки, и девчонки и мальчишки,
Попрошу я в круг вас встать. За руки друг друга взять
Я, сегодня, не одна, я гостей к вам привела
Наши умные головки будут думать много ловко,
Ушки будут слушать, ротик четко говорить,
Ручки будут трогать, глазки наблюдать,
Спинки выпрямляются, друг другу улыбаемся.
Сюрпризный момент:
- Ребята, наверное, вы заметили, что в нашей группе появилась новая коробка. Вам, наверное, не терпится узнать, что в ней может быть?
Мы по весу сможем определить, что там может лежать?
По звуку сможем определить, что там лежит?
Может мы по запаху узнаем, что там лежит?
- Да на ней же написаны волшебные слова, их надо произнести и коробочка откроется
"Коробку вместе мы откроем – посмотрим - что же там такое?. "
(в коробке лежат предметы изготовленные из бумаги : альбом, книга, купюра, документ, салфетка, фантик, кораблик)
- Посмотрите, ребята, на то, что лежало в коробке, и скажите, что объединяет все эти предметы? Из какого материала они изготовлены? (из бумаги). Догадались о чем мы с вами будем говорить сегодня? (о бумаге).
-Приглашаю Вас присесть за стол.
2. Основная часть.
- Посмотрите, бумага по качеству бывает разная. Какая бумага Вам знакома? (бумага для печати документов, писчая, бумага для запекания, тетрадная бумага, бархатная бумага, гафрированная бумага, картон, плотный картон, денежная, газетная, оберточная, обойная, салфетки, бумага для печати фотографий, самоклеющаяся бумага).
- В зависимости от качества и плотности бумаги, ее используют в жизни по -разному.
-Где используют денежную бумагу - из нее изготавливают деньги, где используют писчую бумагу, бумагу для печати - на ней пишут, печатают, где используют плотный картон - делают коробки, где используют цветную бумагу, гафрированную, самоклеющуюся бумагу - в аппликация.
- Посмотрите и назовите, что в нашей группе сделано из бумаги?
- Назовите, какие свойства бумаги вы знаете (схема свойства бумаги) - бумага рвется, мнется, режется, намокает, горит, издает звук, летает.
- Скажите, из чего и где делают бумагу? (из дерева, точнее из волокон дерева - целлюлозы, на целлюлозно-бумажном комбинате).
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА "Процесс изготовления бумаги"
Процесс изготовления бумаги очень трудный. (карточки)
Разложите по-порядку карточки, как изготавливают бумагу.
Проверим, правильно ли вы разложили карточки: сначала лесорубы спиливают деревья, затем распиливают на мелкие чурбачки, затем эти чурбачки превращают в мелкую стружку, эту стружку варят в больших котлах до образования кашицы, затем под большими валиками и прессами прокатывают эту массу и получаются большие листы, скрученные в большой рулон бумаги, потом ее уже режут и используют по назначению.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Я вижу вы устали, тогда все дружно встали. Попробуем с вами изготовить бумагу.
Лесорубы дерево срубили,
На станке на части разделили,
Чурбачки на щепки порубили,
И в растворе долго их варили.
А потом всю жидкость отжимают,
Валиком утюжат, сушат, гладят.
Так выходит чистый лист бумаги
Для журнала, книги и тетради.
- Скажите, ребята а смогут люди обойтись в наше время без бумаги? Чем можно заменить бумагу?
-Ребята как мы уже с вами знаем, что бумагу делают из деревьев, и для этого нужно уничтожить дерево, а представьте, что наступит время, когда на земле не останется ни одного дерева. Что же будет?
- Правильно ребята деревья вырабатывают кислород, которым дышат люди и животные, деревья являются жильём и источником пищи для многих животных, насекомых и птиц. Деревья имеют лечебные свойства. А ещё люди наблюдая за деревьями научились узнавать погоду например хвойные деревья опускают свои ветви вниз перед дождем и поднимают вверх перед ясной погодой, а если с берёзы в начале октября лист не упал то снег ляжет поздно.
И если исчезнут деревья то, погибнет всё вокруг.
- Как же нам тогда быть и без бумаги нам не обойтись и деревья уничтожать нельзя.
-Вот, для того что бы сохранять деревья, люди научились делать бумагу из «макулатуры» - это использованная, ненужная бумага, давайте вместе скажем это слово «макулатура», и я вам предлагаю сегодня изготовить бумагу из макулатуры.
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- Предлагаю вам отправиться на бумажно-целлюлозный комбинат, и изготовить бумагу из макулатуры. (дети одевают специальную форму, садятся за столы)
На комбинате есть свои правила (выставляю правила).
ну а чтоб мы хорошо с вами поработали, подготовим наши руки.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА с бумагой.
Возьмем в руки листочек сомнем его, превратим в комок.
-Какое свойство бумаги мы используем? (бумага мнется).
Покатаем наш комок в руках, по кругу, сомнем его правой рукой, затем левой. Попробуем выпрямить его при помощи двух указательных пальчиков. Разгладим бумагу. Какое свойство используем? (бумагу можно разгладить).
-Приступим к изготовлению бумаги. Из чего мы будем с вами изготавливать бумагу? (из макулатуры). На столе лежит инструкция, что нам надо сделать?
1. Сначала нам нужно порвать на мелкие кусочки макулатуру, давайте каждый из вас возьмёт по листочку бумаги и разорвёт его. Какое используем свойство бумаги? (рвется)
2. Теперь нам нужно залить бумагу горячей водой, и размять всё это блендером – это я сделаю сама, потому что горячей водой можно обжечься, а блендер - это электроприбор, при использовании которого необходимо соблюдать технику безопасности, (воспитатель заливает бумагу горячей водой и разминает блендером, дети наблюдают). Что произошло с бумагой? Какое свойство бумаги мы наблюдаем? (намокает)
3. Мы с вами получили кашицу из бумаги. Теперь нужно добавить сюда клей ПВА, так лучше бумага сцепится. Если мы добавим блесток, то наша бумага получится - блестящей, если не добавлять, то она будет обычной.
4. А теперь приступим к самому интересному, к изготовлению листа бумаги. Но для этого оденем перчатки. Перед каждым из вас лежать полотенца на клеёнке накрытые тканью, губки и пяльца с запяленой сеточкой. Нужно взять пяльцы, погрузить в нашу кашицу из макулатуры.
Когда в сеточку поместится достаточное количество смеси, мы достаём пяльцы и кладём на полотенце. Теперь необходимо убрать лишнюю жидкость, для этого мы с вами накроем пяльца с «кашицей» тканью и промокнем, далее берём губку и промакивать нашу бумагу
5. После того как жидкость будет убрана нужно перевернуть пяльца отделить их от бумаги и оставить до полного высыхания.
Позже, вечером, мы с вами увидим какая бумага у нас получится.
-Как вы думаете, что можно будет потом изготовить из этой бумаги. Где ее можно будет применить?
- Ну а нам пора возвращаться в группу.
3. Заключительная часть. (Рефлексия)
Вот Вы и узнали, какой длинный путь проходит бумага пока попадет к нам. Никогда не забывайте, сколько людей трудилось, чтобы у вас были книги, тетради, те или иные предметы из бумаги. Относитесь к ним бережно.
- Какой момент показался вам наиболее интересным на занятии? Трудным?
- Что нового вы узнали на занятии сегодня?
- Что нового о бумаге вы можете рассказать дома своим родным?