Лидия Ахминеева
Конспект НОД по познавательному развитию «Сказка ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Сказка ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок» для детей старшего дошкольного возраста.
Цель:
Приобщение старших дошкольников к культурно – историческому наследию русского народа через знакомство с русскими народными сказками.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Сказка ложь, да в ней намек, Добрым молодцам урок“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
1. Образовательные: организовать в группе предметную среду для приобщения детей к народному фольклору; развивать познавательный интерес детей к сказкам; по представленным элементам упражнять в узнавании сказок.
2. Развивающие : развивать коммуникативные способности, связную речь; учить воспроизводить по памяти ранее полученную информацию.
3. Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение к товарищам и героям сказок,интерес к устному народному творчеству, эстетический вкус.
Материал: «Волшебный сундучок», игрушки яйцо, скалочка, колобок, репка; письмо, иллюстрации с изображением героев сказок, кукла Баба Яга, раскраски, цветные карандаши.
Словарная работа: активизация и обогащение словаря по теме (уста, ягать, кликать).
Предварительная работа: просмотр мультфильмов по русским народным сказкам, чтение детям русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, мои друзья! Давайте поприветствуем друг друга!
Утренний ритуал-приветствие:
Поскорее встанем в круг.
Ты – мой друг и я – твой друг.
Мы ногою топнем, мы в ладоши хлопнем,
А потом пойдём, пойдём, друга за руку возьмём.
Воспитатель: обращает внимание детей на то, что в книжном уголке вместо книг лежит какое-то письмо.
Читает: «Живу в избушке я на курьих ножках, зовусь я Бабкой Ёжкой!
Очень сказки я люблю, все себе их заберу!». Что же нам делать? Появляется сердитая Баба – Яга: «Хотите книги назад забрать? Придётся мои задания выполнять!»
Воспитатель: Баба Яга, мы согласны выполнить твои задания и вернуть сказки, правда, ребята? Ты только не сердись, пожалуйста, а лучше расскажи, почему сказки называют народными?
Баба Яга: Давным – давно, когда люди не умели писать и читать, книг ещё не было. Стали взрослые сами придумывать сказки и рассказывать их другдругу, своим детям, внукам. Так сказать, из уст в уста передавал народ сказки. Устами – так в старину называли губы. Поэтому сказки - это устное народное творчество. А вы сколько народных сказок знаете?
Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки» :
Будем пальчики считать, будем сказки называть :
Рукавичка, Теремок, Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса, Три медведя, Волк – Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку, нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем, Репку мы не забываем.
Знаем Волка и козлят. Этим сказкам каждый рад.
Баба Яга: Вот какие молодцы! А чему же нас учат сказки? Вот, например, «Волк и семеро козлят» или «Гуси-лебеди»? (ответы детей).
- Сказка учит детей не капризничать и не убегать далеко от дома, слушаться взрослых; учит помогать тем, кому нужна помощь.
-Асказка «Теремок»чему учит? (ответы детей)
-Как необходимо научиться жить мирно под одной крышей! Хотя все герои с разными характерами, но каждый из них очень нужен, чтобы вести общее хозяйство.
Баба Яга: Верно! А вы знаете мою любимою игру "Сказочные загадки"? Давайте в неё поиграем. Отгадки на них я спрятала в своём волшебном сундучке.
Загадывает:
1. Он румян и круглобок, не имел с рожденья ног. Но из дома убежал, на зубок лисе попал. (Колобок) Баба Яга достаёт из сундучка игрушку – колобка.
2. Баба била — не разбила. Слабовата бабья сила! Да не смог разбить и дед. Ведь ему сто лет в обед. Кликнули они норушку — та разбила, как игрушку, и сбежала под крыльцо. Что разбила-то… (Яйцо) Баба Яга достаёт из сундучка яйцо.
3. Чтобы вырвать этот овощ, не хватило деду сил. Но пришли ему на помощь все, кого он попросил. («Репка»)
4. Пусти переночевать, я вас не потесню: Сама лягу на лавочку, Хвостик под лавочку, А. под печку. (Скалочка "Лисичка со скалочкой")
5. В ступе летаю,
Следы заметаю.
Без чудес старушке
Скучно жить в избушке. (Баба Яга.)
Баба Яга: Да, это я! А вы знаете, что означает слово "Яга"?
Воспитатель: Наверное, за то, что ты всегда кричишь, ругаешься и никого не любишь, ведь «ягать» — это значит кричать, ругаться.
Баба Яга грустит.
Воспитатель, обращаясь к детям: Я думаю, что Баба Яга не такая уж и плохая, а просто несчастная, потому что у неё совсем нет друзей, и, наверное, ей очень хотелось бы с кем-то подружиться. Давайте мы поиграем с Бабой Ягой?
Физминутка «Баба Яга»
В тёмном лесе есть избушка.
Стоит задом наперед – дети поворачиваются вокруг себя.
В той избушке есть старушка – грозят пальцем.
Страшная Яга живет – грозят пальцем другой руки.
Нос крючком, - показывают пальчиком.
Глаза большие – показывают.
Словно угольки горят- покачивают головой.
Ух, сердитая какая! – бег на месте.
Дыбом волосы стоят – руки вверх.
Раз, два, три, ты, Яга, нас догони!
Баба Яга: Вот спасибо, вам ребятки, развеселили старушку. А вы слышали о волшебных предметах, которые встречаются в сказках? Дети называют:
(шапка-невидимка, волшебная палочка, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, меч-кладенец, клубочек, гусли-самогуды, молодильные яблоки, перо Жар-Птицы, живая и мёртвая вода и т. д.).
Баба Яга: Молодцы, а может вы ещё и слова знаете, которые в сказке повторяются героями по нескольку раз?
Дети называют:
"Маша и медведь" : Не садись на пенек,Не ешь пирожок.
"Сивка-бурка" : Сивка-бурка, вещий каурка, Встань передо мной, как лист перед травой.
"По-щучьему веленью" : По-щучьему веленью, по-моему хотенью…
Баба Яга грустно: Ладно, забирайте свои сказки, а я пойду в свою избушку.
Воспитатель: Баба Яга, чего тебе одной скучать в лесу, оставайся у нас, правда ребята? Будешь хранительницей сказок в нашей библиотеке!
Баба Яга охотно соглашается жить в группе с ребятами.
Итог занятия
Воспитатель: - Ребята, о чём мы сегодня говорили? Отлично поработали! Предлагаю сделать подарки для Бабы Яги. Ребята раскрашивают подарки Бабе Яге.