Получи документы

Конспект НОД по познавательному развитию «Перелетные птицы»

марго турова
Конспект НОД по познавательному развитию «Перелетные птицы»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по познавательному развитию «Перелетные птицы»

старшая группа

Воспитатель МАДОУ № 300

Турова Маргарита Николаевна

Цель: Формирование у детей представлений о перелетных птицах.

Задачи:

Образовательные:

• Расширять представления детей о перелетных птицах, их образе жизни, причинах отлета.

• Познакомить с понятиями: орнитологи, лететь «стайкой», «косяком», «шеренгой»

Развивающие:

• Развивать у детей наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.

• Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

• Развивать связную речь детей, обогащать словарь.

• Развивать зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление, воображение.

Воспитательные:

• Воспитывать бережное отношение к природе, к пернатым друзьям, желание помогать им.

Словарь: орнитологи, перелетные, «клин», "стайка", "цепочка".

Оборудование: Иллюстрации перелетных птиц, аудиозапись голосов птиц, картинки птиц для пальчиковой игры; материалы для экспериментирования (перо, бумага, карандаш); кормушка, красные фишки-ягоды.

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами во время прогулки, прослушивание аудиозаписей с пением птиц, рассматривание иллюстраций, картин, просмотр презентаций, мультфильмов, беседы, отгадывание загадок, чтение художественной литературы про птиц.

Методы и приёмы: наглядный, словесный, практический, беседа, художественное слово, игровые действия

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, давайте совершим прогулку по лесу. Послушайте стихотворение

Осень наступила, высохли цветы,

И глядят уныло, голые кусты.

Вянет и желтеет травка на лугах,

Только зеленеет озимь на полях.

Туча небо кроет, солнце не блестит,

Ветер в поле воет, дождик моросит.

Воды зашумели быстрого ручья,

Птички улетели в теплые края.

Воспитатель: В какое время года так бывает?

- Как вы это узнали? (желтеет листва, идут моросящие дожди, птицы улетаю в теплые края и т. д.)

Воспитатель: И действительно, не видно и не слышно пение птиц. Что случилось, куда все делись? (Они улетают в тёплые края)

Воспитатель: Как называются птицы, которые с наступлением холодов улетают в теплые края? (Перелётные)

Воспитатель: Назовите перелетных птиц. (Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок, кукушка, аист, лебедь).

По ходу ответов детей выставляются карточки с изображением птиц.

Воспитатель: А чтобы птицы не мерзли и не поранили свои тела, что им нужно? (перья)

- А что помогает держать равновесие, поворачивать в полете (хвост)

- У всех птиц одинаковое строение тела, но люди их называют по-разному, как, же они их различают? (По оперению, внешнему виду, величине, по голосу)

- Попробуйте узнать птиц по голосу.

Игра «Кто как голос подает?»

Утка – крякает

Гусь- гогочет

Кукушка –кукует

Ласточка – щебечет

Журавль – курлыкает и т. д.

Игра «Кто за кем летит»

Первыми улетают насекомоядные птицы: ласточки, грачи, скворцы, дрозды, журавли, аисты, утки, лебеди, дикие гуси.

Последними - птицы, которые питаются растительной пищей: дрозды, перепелки и живущие на водоемах, — утки, гуси, лебеди.

Воспитатель: А почему улетают птицы с водоемов? (потому что зимой водоемы замерзают, птицы не смогут найти себе мелких рыб, водных насекомых, растений).

- А как называются птицы, которые живут на водоемах? (Это водоплавающие птицы).

Воспитатель: Интересно, а куда улетают птицы? (перемещение птиц по карте)

(Ласточки, кукушки улетают в Африку, в Индию, Индокитай. Журавли — В Египет, Индию. Скворцы и дикие утки – в Италию, Англию и Францию).

Воспитатель: А знаете, как птицы находят дорогу на юг и обратно?

- Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепится негде.

В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания земли.

Воспитатель: - А как улетают птицы? Давайте, понаблюдаем, какие птицы и как улетают.

«Какие птицы как летят?»

• Журавли летят "клином" (картинка): впереди летит вожак, самый сильный и выносливый, затем послабее и в конце летят самые слабые птицы.

• Ласточки, грачи, скворцы – "стаей" (картинка)

• Гуси, утки, лебеди, улетают "вереницей" (картинка)

• В одиночку улетают кукушки, орлы, ястребы.

- Во время перелетов много птиц погибает. Выдерживают только сильные и крепкие, которые хорошо питались.

Физкультминутка «Птички»

Птички начали спускаться,

На поляне все садятся.

Предстоит им долгий путь,

Надо птичкам отдохнуть. Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд

И опять пора в дорогу,

Пролететь нам надо много. Дети встают и машут «крыльями»

Вот и юг. Ура! Ура!

Приземляться нам пора.

Воспитатель: - А вы задумывались, почему вообще птицы летают?

- Какие особенности отличают птиц от других животных? (Есть перья)

-Для чего нужны перья птице? (Для полета, обогревают её тело)

Рассказ воспитателя о перьях:

Без перьев птице не обойтись! Перья на брюшке – это перинка, перья на спине – это одеяло. С такой постелью везде можно спать: на земле, на снегу и даже на воде. Перо спасает птицу от ушибов, царапин, от холода и жары. Перья бывают разные: у птенца – пух, а когда птенец вырастает, у него появляются перья.

Воспитатель: - Хотите рассмотреть перо?

ОПЫТЫ в «Лесной лаборатории».

Далее воспитатель приглашает детей за столы. На столах лежат разнообразные перья (дети рассматривают их, трогают, сравнивают по цвету, размеру. Предлагается детям провести пёрышком по рукам, лицу, почувствовать какое перо мягкое и приятное на ощупь.

1. «Почему птицы летают»

- Взрослые ученые орнитологи приготовили для вас перышки. Рассмотрите их, чем перья отличаются друг от друга? (одни - мягкие, маленькие, другие – жесткие, длинные).

- Подумайте, какое из них называется пуховым и согревает птицу. Почему? (пушистое, мягкое, теплое, где они расположены? (на теле птицы)

- А другое - называется маховым. Почему? Легкое оно или тяжелое? Где расположены маховые перья? (на крыльях и хвосте)

2. «Как птицы летают?»

Предлагается детям на одну ладонь положить перо, а на другую ладонь - карандаш.

- Давайте вспомним, какой воздух? (невидимый, не мешает движениям, его можно ощутить при беге).

- Возьмите карандаш. Какой он легкий как перо или тяжелее?

- Подбросьте его вверх, что произошло? (карандаш упал)

- Сделайте вывод, тяжелые предметы могут опираться на воздух? (нет, они падают).

С раскрытыми крыльями и хвостом птица становится широкой и может опираться на воздух. Взмахами крыльев птица отталкивается от воздуха и парит в небе. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает и прижимает к телу.

Если бы перья были тяжёлые как камень, то птица не смогла бы летать.

Воспитатель: Ну что ж, давайте проводим наших перелетных птиц в теплые края.

Упражнение “Выпусти птицу”.

Воспитатель предлагает детям закрыть картинку с изображением перелетной птицы ладонью так, чтобы каждый пальчик закрыл нарисованную птицу. Необходимо поочередно приподнимать пальцы и “выпускать” птицу, произнося слова: “Лети, лети (название птицы) и возвращайся к нам весной”. Игра повторяется с обеими руками поочередно.

Воспитатель: - Так что ж, ребята, мы вообще остаемся зимой без птиц?

- Каких зимующих птиц вы знаете? (Воробей, ворона, сорока, голубь, синица, снегирь, дятел)

- Чем мы можем помочь зимующим птицам (делаем кормушки; насыпаем корм).

ИТОГ.

- Что нового и познавательного вы для себя узнали?

- Что еще хотели бы знать о птицах?

РЕФЛЕКСИЯ.

Кормушка наша пуста. Но у вас есть красные фишки, представим, что это ягодки. Ваша задача: подумать и решить, если вам понравилось занятие, то вы кладете красную ягоду в кормушку. Таким образом, мы накормим птичек!

- Не забывайте, что птицы - наши друзья, младшие братья, и мы должны беречь их и охранять!

Публикации по теме:

Конспект НОД по речевому развитию «Перелетные птицы»Конспект НОД по речевому развитию «Перелетные птицы» НОД «Перелетные птицы» Интеграция областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое,.

Конспект ООД по познавательному развитию «Птицы в гостях у ребят» в первой младшей группеКонспект ООД по познавательному развитию «Птицы в гостях у ребят» в первой младшей группе Цель: познакомить детей с птицами, их многообразием; формировать первые представления об особенностях их внешнего вида, общих и отличительных.

Конспект ОД по познавательному развитию «Птицы зимующие и перелётные»Конспект ОД по познавательному развитию «Птицы зимующие и перелётные» Цель: знакомство с названием птиц, их значением. Задачи: - учить поддерживать беседу о птицах, - развивать речь, пополнять словарный.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию «Перелетные птицы»
Опубликовано: 30 августа 2024 в 11:35
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по познавательному развитию «Перелетные птицы»» (включая файлы) размещена пользователем марго турова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 сентября. День знаний. Передвижка

Учебный год в России начинается 1 сентября.Это важная дата для детей и родителей, тем более что это еще и День знаний. В детских садах тоже отмечают этот праздник — ведь в дошкольных учреждениях...

1 сентября. Первый день осени. Передвижка «Осенние месяцы»

После жаркого лета празднуем приход долгожданной красавицы Осени! Красочный щедрый сезон дарит нам эстетический восторг от созерцания изменений в природе и гастрономические удовольствия от богатого...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД