Наталья Кабурдо
Конспект НОД по познавательному развитию для детей 6–7 лет. Опытно-экспериментальная деятельность «Загадочный космос»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непрерывной образовательной деятельности
по познавательному развитию
Опытно-экспериментальная деятельность
«Загадочный космос»
для детей старшей группы детского
Цель: расширить знания детей о космосе в процессе экспериментальной деятельности
Задачи:
- пробуждать интерес к познанию космоса, желание совершать открытия;
- развивать способность целенаправленно исследовать, наблюдать;
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию для детей 6–7 лет, Опытно-экспериментальная деятельность „Загадочный космос“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Космос. Опыты и эксперименты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
- развивать умение анализировать, делать выводы по результатам опытов;
Интеграция образовательных областей ФГОС ДО
Социально-коммуникативное развитие
- способствовать свободному общению со взрослыми и сверстниками;
- воспитывать самостоятельность, активность, желание и умение работать в коллективе;
- развивать у детей навыки экспериментирования соблюдая правила безопасности.
Познавательное развитие
- формировать у детей элементарные понятия о строении солнечной системы, о земном притяжении;
- формировать представления о смене дня и ночи;
- развивать наблюдательность, мыслительную активность, познавательные интересы детей;
Речевое развитие
- развивать речевую активность детей в процессе деятельности, обогащать словарный запас;
Художественно-эстетическое развитие
- развивать художественно-творческие способности, воображение, фантазию;
- познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования на молоке.
Физическое развитие
- развивать мелкую моторику;
- способствовать эмоционально-положительному состоянию каждого ребенка.
Материалы и оборудование: письмо, макет Солнечной системы, макет «Солнце-Земля», плакаты, фотографии, воздушные шарики по количеству детей, песок, мячи разных размеров, тарелочки по количеству детей, сухие краски, молоко, жидкое мыло, медальки.
Предварительная совместная деятельность : рассматривание иллюстраций на тему «Космос», просмотр презентаций о космосе, беседы, чтение стихотворений и рассказов о космосе, рисование «Космическая фантазия», подготовка мини-рассказа о планетах Солнечной системе.
Ход НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Организационная часть
Дети стоят в кругу.
Воспитатель:
- Встанем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
- Ребята, сегодня утром я получила письмо, от нашего друга Гнома-Астронома.
Воспитатель читает письмо.
Сейчас, я Вам его прочту.
«Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вы очень любознательные, стремитесь узнать:
Что и как устроено? Почему происходит именно так, а не по-другому? И поэтому приглашаю Вас вступить в клуб Юные исследователи».
Для этого Вам предстоит ответить на мои вопросы и выполнить задания, которые я Вам приготовил. А наблюдать за выполнением заданий я буду в свой телескоп».
- Вы согласны?
- Ребята, а что предлагает нам исследовать гном, узнаем отгадав загадку.
«Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, темный и необычайный,
В нем живут вселенные, звезды и кометы, разные туманности и планеты».
Воспитатель:
- Правильно.
Космос – это бесконечное пространство, Вселенная в которой все тела всегда находится в движении. В космосе много галактик и систем. Наша система в которой находится планета Земля, называется Солнечной. Как вы думаете, почему?
Дети подходят к плакату с изображением космоса, Солнечной системы.
Опыт №1 «Солнечная система»
Цель: объяснить детям почему все планеты вращаются вокруг Солнца.
Оборудование:
Макет «Солнечная система»
Содержание: Вращаем Солнце, которое находится в центре и все планеты движутся по кругу. Если ее остановить, то и планеты остановятся.
-Что же помогает Солнцу удерживать всю солнечную систему?
- Солнцу помогает вечное движение. Если Солнышко не будет двигаться, вся система развалится и не будет действовать это вечное движение.
А сейчас, мы с Вами поиграем, и вспомним, какие мы знаем планеты Солнечной системы.
Дети подходят к макету «Солнечная система»
Воспитатель задает вопросы
Д/и «Вопрос-ответ»
- Самая близкая планета к Солнцу?
- Какая планета является самой яркой на ночном небе?
- На какой планете есть жизнь?
- Какую планету называют красной?
- Самая большая планета в Солнечной системе?
- У какой планеты есть кольца?
- Какая планета вращается «лежа на боку»?
- Какая планета находится дальше всего от Солнца?
- Сколько всего планет, в нашей Солнечной системе?
- Молодцы!
- Как вы думаете, какую роль оказывает Солнце на жизнь на Земле?
- Что произойдет, если Солнца не будет?
А еще Солнце влияет на смену дня и ночи.
Дети подходят к макету «Солнце и Земля"
Опыт №2 «День и ночь»
Цель: объяснить детям, почему бывает день и ночь.
Оборудование: настольная лампа, глобус.
Содержание: Включить лампу и направить его на глобус, примерно на наш город. Объяснить детям: «Смотрите, фонарик – это Солнце, оно светит на Землю. Там, где светло, уже наступил день. Там, куда лучи Солнца не доходят, сейчас ночь.»
Беседа «На чем мы полетим в космос?»
Динамическая пауза
«Космодром»
Всё готово для полёта,
Ждут ракеты всех ребят.
Мало времени для взлёта,
Космонавты встали в ряд.
Поклонились вправо, влево,
Отдадим земной поклон.
Вот ракета полетела.
Опустел наш космодром.
Дети подходят к своим уже заранее сделанным ракетам.
(по количеству детей)
Опыт №3
«Запуск ракеты в космос».
Цель: объяснить на простом примере принцип работы реактивного двигателя, преодоления земного притяжения.
Оборудование: воздушные шарики
Содержание: дети надувают шарики и отпускают их, наблюдая за происходящим.
-Почему шарики так быстро летали?
Что произошло? (рассуждения детей)
-Правильно, воздух с силой выходил из шарика через отверстие в одну сторону и толкал сам шарик в другую сторону. Таким образом земное притяжение преодолено.
- Ребята, как вы думаете, куда мы быстро сможем долететь на наших ракетах?
Дети рассматривают изображения Луны
Опыт№4 «Кратеры на Луне»
Цель:
показать, как на Луне образовались кратеры.
Материал: песок в контейнере для экспериментирования, камешки, мячи.
Содержание: дети бросают вертикально камешки, мячи, разных размеров, с разной высоты в контейнер с песком. Наблюдают на поверхности песка углубления, следы от упавших материалов.
Вывод: метеориты, сталкивающиеся с Луной, оставляют следы на ее поверхности.
- Как вы думаете, почему на Землю не падают метеориты?
- А если бы у Луны была атмосфера, она спасла ее от ударов метеоритов?
Дети подходят к изображениям туманностей в космосе, рассматривают их.
Беседа
- Как мы уже знаем, в космосе все тела и объекты всегда находятся в движении. Это и звезды, и кометы, метеориты и планеты.
А сегодня я хочу познакомить вас с прекрасным и необычным объектом космоса – туманностью.
Туманности – большие разноцветные облака, которые наполнены космической пылью и газом. И находятся они между звездами.
Посмотрите на фотографии туманностей.
У некоторых туманностей, есть свои названия.
- Ребята, хотите, создать свою туманность?
Работа за столами.
(на столах атрибуты для исследования по количеству детей).
Опыт №5
«Создаем туманность»
Цель: выполнение «живого рисунка», при помощи красок, на молоке.
Материал: мисочки с молоком, пищевые краски, жидкое мыло, ложечки.
Содержание: аккуратно в миску с молоком, насыпаем по очереди пищевые краски разных цветов, затем добавляем несколько капель жидкого мыла, и наблюдаем за реакцией молока, мыла, и краски, получается «живой рисунок».
Заключительная часть
Воспитатель задает вопросы.
- Ребята, вам понравилось рисовать с помощью молока и красок?
- Вот мы с вами ответили на все вопросы Гнома-Астронома, и выполнили все его задания.
- Что нового вы для себя открыли?
- Какой эксперимент понравился больше всего?
- Вы готовы вступить в клуб «Юный исследователь»?
Рефлексия.
Воспитатель награждает ребят значком «Юный исследователь»