Елена Райкина
Конспект НОД по познавательному развитию «Не лежи на печи — ПДД учи!»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
«НЕ ЛЕЖИ НА ПЕЧИ - ПДД УЧИ!»
г. Саратов, Заводской район, «Детский сад комбинированного вида №228»
Воспитатель первой квалификационной категории Райкина Елена Александровна
2024г
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Не лежи на печи — ПДД учи!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
Программное содержание. Закреплять правила дорожного движения, знания об элементах дороги, дорожных знаках, учить применять знания, полученные ранее в практической деятельности; развивать у детей чувство ответственности при соблюдении ПДД; воспитывать потребность детей быть дисциплинированными и внимательными на улицах, осторожными и осмотрительными.
Предварительная работа: беседа «Сигналы светофора», «Красный, жёлтый, зелёный», «Дорожные знаки», «Правила перехода улиц и дорог»; дидактические игры: «Что такое улица», «Я - водитель», «Дорожные знаки»; чтение художественной литературы: С. Михалков «От кареты до ракеты», М. Пляцковский «Стоп машина!», С. Михалков «Если свет зажёгся красный», Б. Житков «Светофор»;рассматривание фотографий улиц города.
Материалы и оборудование. Макет улицы (детский сад и близстоящие здания, накидки с изображением дорожных знаков, транспортных средств, рули, жезл регулировщика, карточки с дорожными знаками, игрушка Емеля на печи, сборник мультфильмов «Аркадий Паровозов спешит на помощь «Правила дорожного движения)
Ход НОД
Воспитатель. Ребята, к нам гости! (в группе появляется игрушка Емеля на печи).
Емеля. Здравствуйте, ребята!
Дети. Здравствуйте.
Емеля. Узнали меня?
Дети. Да. Емеля из сказки «По щучьему веленью».
Емеля. Да это я! Стало мне скучно лежат на печи в своей избе целыми днями и я решил немного попутешествовать. Слышал я, что есть такой детский сад «Рябинка» и там есть очень добрые и смышленые дети. Мне, конечно, очень захотелось с ними познакомиться. Но вот беда какая у меня приключилась по дороге в детский сад. Еду я на печи, ни о чем не думая, как вдруг на меня едет какая то повозка с 4 колесами, потом другая, чуть не сшибли, еле увернулся. А на дорогах у вас стоит какая то непонятная штука и мигает разными цветами и еще черно-белые полосы на дороге. У меня голова пошла кругом!
Воспитатель. Это не удивительно, правда, ребята? А почему Емеля попал в такую ситуацию?
Дети. Он не знает правил дорожного движения. Ведь в сказке, в которой живет Емеля нет дорожных знаков, которые помогают регулировать движение пешеходов и транспорта.
Воспитатель. А что это за 4х колесные повозки о которых говорит Емеля?
Дети. Это машины.
Емеля. Ах вот как они называются!
Воспитатель. Но помимо машин на дороге можно встретить и другой транспорт. Какой? (дети перечисляют). Ребята, а давайте поможем ему познакомиться с правилами дорожного движения, ведь к тому же, ему как то надо возвращаться обратно домой, в свою сказку, как бы не случилось с ним беды.
Емеля. Давайте, давайте, я очень хочу!
Воспитатель. Подойдите, пожалуйста, к макету улицы, а Емеля будет внимательно слушать нас и запоминать.
Воспитатель. Здесь у нас макет улицы, по которой ездит транспорт, ходят пешеходы, вы с мамами идете в детский сад. Где он, кстати? (дети показывают). Что находится рядом с садом? (детский сад «Колокольчик», школа, стадион, магазин «Гроздь», еще один магазин и дома).
Воспитатель. Что такое улица?
Дети. Это часть города с домами, предназначенная для движения транспорта и пешеходов.
Воспитатель. На какие 2 части делится улица?
Дети. Проезжая часть и тротуар.
Воспитатель. Где по улице движется транспорт? Пешеходы?
Дети. По проезжей части, по тротуару.
Воспитатель. Покажите мне проезжую часть (показывают).
Ребята, посмотрите, на нашем макете даже есть машины, а что это? (указывает на мальчиков, который играют в мяч на проезжей части)
Все ли правильно делают дети?
Дети. Нет, они играют на проезжей части. А должны на стадионе или во дворе дома, ведь может поехать машина и произойдет беда.
Воспитатель. А что делает вот эта девочка? (показывает)
Дети. Она перебегает дорогу прямо перед машиной. Этого нельзя делать.
Воспитатель. А как нужно сделать правильно?
Дети. На зеленый сигнал светофора или на пешеходном переходе.
Воспитатель. А если нет ни того, ни другого, то как быть?
Дети. Тогда нужно посмотреть налево, дойти до середины дороги, посмотреть направо, убедиться, что поблизости нет машин и переходить.
Емеля. А вот у нас в сказке нет ни одного светофора! Я не знаю как им пользоваться!
Воспитатель. А мы тебе сейчас покажем.
Игра «Светофор». (два ребенка одевают накидки с изображением машин, один ребенок — со светофором. Остальные дети — пешеходы. Действие на дороге происходит в соответствии с сигналами светофора)
Емеля. Вот вы все про знаки какие то дорожные говорите, а что это? И для чего они нужны?
Дети. Чтобы правильно и безопасно переходить дорогу, ездить на транспорте. Без знаков на улицах города будет хаос, путаница.
Воспитатель. Каких групп бывают дорожные знаки?
Дети. Знаки бывают предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные, знаки сервиса. (кратко описывают каждую группу знаков)
Д/и «Знаки перепутались». Воспитатель предлагает детям помочь, разложить знаки по группам: предупреждающие, запрещающие, информационно - указательные, знаки сервиса. Для этого дети делятся на 4 команды. Дети выбирают знаки только своей группы, после чего объясняют, какие знаки вошли в их группу.
Емеля. Как здорово вы справились с заданием, я бы так не смог!
Воспитатель. Мало просто знать дорожные знаки, нужно их еще правильно применить на дороге.
Игра «Передай жезл». (Дети становятся в круг. Под музыку они передают жезл друг другу, когда музыка остановится, ребенок, в руках которого окажется жезл, отвечает на вопрос «Да» или «Нет?».
Я уступаю дорогу скорой помощи, которая едет к больному?
Я всегда, когда тороплюсь, не смотрю на сигнал светофора?
Я перехожу дорогу там, где есть знак «Пешеходный переход?»
Я обхожу автобус сзади?
Я катаюсь на велосипеде там, где хочу?
Я перелез (ла) через дорожные ограждения?
Пешеходный переход похож на «зебру?»
Жезл инспектору ГИБДД нужен для того, чтобы регулировать движение?
Я не уступаю место в автобусе престарелым людям?
Я выбегаю на проезжую часть за укатившимся мячом?
Я всегда соблюдаю правила ПДД?
Воспитатель. Хорошо. На все вопросы правильно ответили. А теперь мы посмотрим мультфильм про двух мальчиков, которые поехали на железнодорожную станцию за батарейками. Что из этого вышло? (просмотр видеоролика)
Воспитатель. Куда отправились мальчики? Как решили скоротать свой путь домой? Что сделали неправильно? Опасно ли ходить по железнодорожным путям? Почему? Как надо было сделать? (обсуждение ситуации с детьми)
Воспитатель. В следующей ситуации мальчик решил проехаться на автобусе, но каким способом. Сейчас увидим (просмотр видеоролика)
Воспитатель. На чем ехал мальчик? Что он сделал? Это правильно? Можно ли прислоняться к дверям? Что может произойти. Как правильно ехать в автобусе (обсуждение ситуации с детьми)
Воспитатель. А вот какая история приключилась с мальчиком Сашей. Решил он поиграть в прятки. (просмотр видеоролика)
Воспитатель. В какую игру играл мальчик? Где он решил спрятаться? Не опасно ли прятаться за машиной, даже если она стоит? Можно ли вообще играть в игры где рядом машины находятся? А где надо играть (обсуждение ситуации с детьми)
Емеля. Какие вы молодцы, ребята. Все знаете про правила дорожного движения. Я столько нового узнал сегодня. Только пора мне домой, в свою сказку. Теперь я точно не попаду в беду на дороге, ведь вы меня научили, как вести себя на дороге. Спасибо, вам, до свидания! (уезжает на печи).
Дети. До свидания, приезжай еще!
Список литературы
1. К. Ю. Белая Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. -М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2012.-64с.
2. К. В. Петрова «Как научить детей ППД». Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры, 2013
3. Саулина Т. Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения: Для занятий с детьми 3 – 7 лет – М. : МОЗАИКА – СМИНТЕЗ 2014. – 112 с. : цв. вкл. ;
4. Т. Ф. Саулина «Три сигнала светофора» М. : «Мозаика - Синтез» 2008 – 112с.
Коган М. С.» Правила дорожные знать каждому положено»
5. Старцева О. Ю. Школа дорожных наук. - М. : ООО «ТЦ Сфера», 2009, издание 2 – 64 с.
6. Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие – М. : Центр педагогического образования, 2007.
7. Шорыгина Т. А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. -М. :ТЦ Сфера,2011.-80с.