Гаянэ Агаджанян
Конспект НОД по познавательному развитию «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 9 «Городок детства» города-курорта Кисловодска
Конспект НОД по познавательному развитию
На тему: «Зимующие птицы»
Подготовила:
воспитатель Агаджанян Г. Г.
г-к Кисловодск
2024г.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.
Задачи:
"Познавательное развитие" :
-закрепить знания о зимующих птицах, их строении, повадках.
-дать детям представление о видах питания зимующих птиц;
-расширить знания детей о роли человека в жизни птиц;
-развивать мышление, наблюдательность;
"Речевое развитие" :
-активизировать активный и пассивный словарь по теме: "Птицы";
-закрепить в речи названия птиц;
-совершенствовать диалогическую речь;
-обогащать словарный запас детей через стихи, загадки;
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
"Социально-коммуникативное развитие" :
-воспитывать интерес и бережное отношение к природе;
-закладывать основы экологического воспитания;
-воспитывать доброе отношение ко всему живому в природе, чувство ответственности за судьбу птиц, вызвать желание заботится о них.
"Физическое развитие" :
-развивать двигательную активность детей;
-развивать мелкую моторику пальцев рук при выполнении пальчиковой гимнастики;
-способствовать снятию психоэмоционального напряжения.
Методическое обеспечение:
Ноутбук с записью голосов зимующих птиц; цветные картинки с изображением зимующих птиц (снегирь, синица, воробей, голубь, ворона, сорока, клест, дятел); кормушка; поднос с ягодами, семенами подсолнечника, пшено, хлебные крошки, сало; цветные картинки для дидактической игры «Угощу птиц», письмо с заданиями от сороки в конверте; разрезанные картинки с изображением птиц «для работы в парах»; картинки птиц на магнитах для игры «На кормушке».
Звучит музыка Чайковского из сюиты «Времена года».
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые наши, гости! Мы рады вас всех видеть. Давайте поздороваемся друг с другом, громко скажем: «Доброе утро!».
Приветствие:
Доброе утро, солнцу и птицам, Доброе утро, улыбчивым лицам.
Воспитатель: Звонкая погода,
Снега кутерьма,
Это время года
Мы зовем…
Дети: Зима.
Воспитатель: Правильно, молодцы! (Тихо звучит музыка).
Воспитатель:
-Кто скажет какое сейчас время года? (зима)
-Кто скажет, сколько месяцев длится зима? (три)
-Назовите эти месяцы? (декабрь, январь, февраль)
-А какой сейчас месяц? (январь)
Воспитатель: Ребята, придя сегодня в группу, я обнаружила конверт, на котором написано детский сад «Городок детства» ребятам группы «Капитошка». Пришло это письмо из леса, но от кого – загадка. Давайте разгадаем загадку, и может быть, тогда мы узнаем, кто же прислал это письмо:
Все стрекочет и вертится,
Ей на месте не сидится,
Длиннохвоста,
белобока Вороватая…
Ребята, вы узнали кто это?
Дети: Сорока.
Воспитатель: Молодцы, правильно ответили! А давайте скорее откроем конверт и узнаем, что все- таки в нем.
«Дорогие ребята! Приглашаю Вас в увлекательное путешествие, в котором вы узнаете много интересного о нас, зимующих птицах, а самое главное – поможете нам перезимовать. А чтобы путешествие было интересным, выполняйте мои задания! Готовы?»
Основная часть:
Воспитатель: Давайте отправимся в зимний лес, чтобы посмотреть, кто же живет там. Один, два, три повернись, на лесной опушке окажись! (Дети поворачиваются вокруг себя и оказываются на лесной опушке.) (звучит музыка)
Вот вам первое задание.
Ребята подойдите к столам и посмотрите на картинки, обратите внимание, что картинки разрезанные. Соберите картинки по частям:
Дидактическая игра «Сложи птицу!» На столах лежат детали частей тела птицы, из которых дети собирают птицу.
Воспитатель: Что у вас получилось?
Дети: Птицы.
Воспитатель: Давайте рассмотрим строение птиц на примере голубя. Тело покрыто перьями, они умеют летать, у них два крыла, клюв, две лапки. (Показывает наглядно по картинке строение птицы на примере голубя.)
Воспитатель: а все ли птицы одинаковые? Чем они отличаются? (Верно, размером, окраской, формой частей тела и т. д.) Молодцы! С первым заданием справились.
Воспитатель: а как, одним словом, можно назвать птиц, которых вы собрали?
Дети: Зимующие.
Воспитатель: Почему этих птиц называют зимующими?
Дети: Это птицы, которые с наступлением холодов не улетают в теплые края, а остаются зимовать в родных краях.
Воспитатель: Итак, сегодня мы будем продолжать знакомиться с зимующими птицами. Нам надо выполнить второе задание Сороки: «Отгадай загадку и расскажи об отгадке!» Дети отгадывают загадки, воспитатель достает цветной силуэт птицы и вешает его на доску. Вместе с детьми рассказываем о птицах. Воспитатель дополняет их ответы интересными фактами из жизни птиц.
- Как зовут нашего первого гостя?
Ловко он по веткам скачет,
«Чик-чирик», — тихонько скажет,
Ешь же зернышки смелей
Наш несмелый. (Воробей)
Картинка с изображением воробья появляется на доске.
Воспитатель: Какой звук издаёт воробей? (Чик-чирик) Воробей – это маленькая, неунывающая птичка.
Это очень неприхотливые птички. Они летают большими стайками, их можно увидеть каждый день у домов, на деревьях. Воробьи приносят большую пользу, спасая сады и огороды от вредителей.
Послушайте какой звук издает воробей (звук с записью голоса).
Воспитатель: Встречайте второго гостя:
Посмотрите на балкон:
Он с утра воркует тут.
Эта птица — почтальон,
Пролетит любой маршрут.
(Голубь)
Послушайте, как воркуют голуби (звук с записью голоса).
Картинка с изображением голубя появляется на доске.
Воспитатель: Голубь- это птица с небольшой головой, тонким клювом и короткими ногами. Ещё у этой птицы красивые, длинные крылья.
Голуби –доверчивые птицы. Живут вблизи домов людей. Питаются хлебными крошками, семенами трав, зернышками.
Воспитатель: Следующая наша гостья:
Кто приносит на хвосте
Много разных новостей?
Всем расскажет все до срока
Белобокая…
(Сорока)
Картинка с изображением сороки появляется на доске.
Воспитатель: Послушайте, как трещит сорока. (звук с записью голоса)
Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо.
Воспитатель: Следующая гостья прилетела к нам:
Всем знакома эта птица,
Не воробей и не синица,
В черном оперении сидит,
«Кар-кар» она громко кричит
(Ворона)
Картинка с изображением вороны появляется на слайде.
Воспитатель: Послушайте, как ворона каркает. (звук с записью голоса)
Ворона - важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и чёрными с серым. Вороны - крупная птица чёрно-серым оперением. У вороны большие, сильные лапы, ходит она большими шагами. Клюв крепкий и большой.
Воспитатель: О какой птице так говорят?
Он на дереве сидит,
Все стучит, стучит, стучит.
Ищет он жучков в коре
Чтоб обед добыть себе.
(Дятел)
Картинка с изображением дятла помещается на доску.
Воспитатель: Послушайте, как стучит дятел. (звук с записью голоса)
Дятел - крупная птица с пёстрым оперением. Верх тела чёрный с белыми полосами, на голове красная шапочка. Клюв прочный, острый.
Дятлов называют санитарами леса или лесным доктором. Почему их так называют? – они спасают деревья от вредителей. Питаются зимой семенами еловых и сосновых шишек.
Воспитатель: Встречайте следующего гостью:
На кормушку к нам зимой
Прилетает птица
С жёлтой грудкой пуховой –
Шустрая …
(Синица)
На доске появляется картинка с изображением синицы.
Воспитатель: Послушайте, как синичка поёт. (звук с записью голоса)
Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.
Воспитатель: Давайте с вами немножко отдохнем:
Физкультминутка «Скачет шустрая синица»
Скачет шустрая синица,
(Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится,
(Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок,
(Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку,
(Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки - на плетень,
Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
Воспитатель: а есть птицы — гости, их еще называют «кочующими». Кочующие птицы прилетают к нам зимой с далекого холодного севера. Наши зимние гости – это чечетки, свиристели, клесты, снегири. В их родных краях зимой такой мороз и стужа, что им кажется, что у нас тепло! Да и корм у нас есть!
Встречайте первого гостя с севера:
Прилетает к нам зимой,
Яркий, шустренький такой,
На рябине он сидит,
Алой грудкой знаменит.
(Снегири)
Картинка с изображением снегиря появляется на доске.
Воспитатель: Послушайте, как снегирь поёт. (звук с записью голоса)
Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.
Воспитатель: Встречайте следующего гостя. Угадайте, кто это?
Кто зимой средь хвойных веток
В феврале выводит деток?
Необычный клюв – крестом,
Птичку ту зовут …
(Клест)
- У клеста удивительный клюв – напоминает щипцы: толстый, сплюснутый по бокам, а на конце устроен так, что верхняя и нижняя части его перекрещиваются. Таким клювом пара пустяков раздвинуть чешуйки шишки и достать семена.
А удивляет еще и то, что птенцов они выводят зимой, в самые трескучие январские морозы.
Воспитатель: Итак, ребята, какие птицы есть на нашей птичьей выставке?
Воспитатель показывает птицу, а дети называют её.
Воспитатель: Сорока задала нам еще одно задание.
Дидактическая игра на внимание «Какой птички не стало?»
(На доске — пять – шесть картинок с изображением зимующих птиц. Дети закрывают глаза, а воспитатель незаметно убирает одну картинку и спрашивает детей, когда они открывают глаза: «Какой птички не стало?»)
Воспитатель: а вот еще одно задание от сороки. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать в ладоши. Начинаем:
• Прилетели птицы : голуби, синицы, осы и клесты (дети хлопают)
Что неправильно и почему? – осы — это насекомые.
• Прилетели птицы : голуби, синицы, сороки, вороны, дятлы, конфеты (дети хлопают)
Что неправильно и почему? – конфеты — это продукты.
• Прилетели птицы : голуби, тигры (дети хлопают)
Что неправильно и почему? – тигры — это животные.
• Прилетели птицы : голуби, синицы, вороны, шмели (дети хлопают)
Что неправильно и почему? - шмели — это насекомые.
-Воспитатель: Ребята как вы думаете, зимой птицам трудно? (Да.)
Зимующие птицы не боятся морозов, они много летают и сами стараются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами.
Но иногда за короткий зимний день птицы не успевают найти корм в достаточном количестве, особенно в метели, морозы, а также после оттепелей, когда на ветках деревьев и кустарников ледяная корка, и тогда наша с вами зимняя подкормка спасает их от гибели. Они прилетают к нашим жилищам за помощью.
Ребята, а мы с вами можем помочь зимующим птицам? что для этого нужно? (нужно птиц подкармливать, для этого надо мастерить кормушки.)
А теперь встанем, повернемся на лево, сделаем четыре шага вперед и заглянем в полку.
Дети выполняют задание Сороки: «Найти предмет!». Находят деревянную кормушку и поднос с заготовленной подкормкой для птиц : ягодами шиповника, несоленым салом, пшеном, семечками, белым хлебом, овсом и т.
Воспитатель: (вместе с детьми проговаривает, что находится на подносе). Здесь корм на любой вкус: мягкие хлебные крошки; сытные, аппетитные семечки; полезный зерно; вкусные спелые ягоды; питательное, свежее сало; пшено.
Воспитатель: Настало время выполнить последнее, задание Сороки: «Не зевай – на вопросы отвечай!». Итак, вопросы:
• Как называют птиц, которые не улетают в теплые края? (Зимующие.)
• Почему зимой многие звери и птицы из лесной чащи жмутся к человеческому жилью? (Легче найти пищу.)
• Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)
• Кого называют «доктором лесного царства»? (Дятла.)
• Про какую птицу говорят, что она воркует? (Голубь.)
• У какой птицы снежное имя? (у снегиря)
• Понравилось вам путешествие? (Ответы.)
Заключительная часть.
Возвращаемся в детский сад.
Что вам понравилось в нашем путешествии, какое задание сороки было самым интересным? Какие еще были задания?