Наталья Кнурова
Конспект НОД по познавательному развитию «Откуда к нам хлеб пришёл?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
В процессе исследовательской деятельности уточнить, конкретизировать и расширить знания детей о хлебе.
Образовательные задачи:
• Познакомить детей с зерновыми культурами, из которых делают муку; с разнообразием хлебобулочных изделий.
Развивающие задачи :
• развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельность в процессе
свободного общения со сверстниками и взрослыми;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
• развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения;
Воспитательные задачи:
• воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу;
• воспитывать желание делиться полученными знаниями и получать новые;
• получать радость от процесса получения новой информации.
Материал и оборудование:
• презентация по теме: «Откуда хлеб пришел»;
• колосья;
• разные виды хлебобулочных изделий;
• мука пшеничная, дрожжи, сахар, соль, вода;
• солёное тесто;
• карточки последовательности исследования;
Предварительная работа: Чтение книги Мусатова «Как к нам хлеб пришел», рассматривание картинок, знакомство с новыми словами, рассматривание зерновых культур.
Словарная работа: поле, земля, посев, зерно, колосья, рожь, пшеница, овес, уборка, тракторист, сеялка, борона, хлебороды, комбайнер, элеватор, мука, мельница, мельник, пекарня, пекарь, тесто, хлеб, каравай, батон, булка, калач, баранки, сушки, пирожки, лепешки, пряник, печенье, торт, пирожные, сухари.
Прилагательные – свежий, мягкий, душистый, ароматный, хрустящий, пшеничный, ржаной, черный, белый, сдобный, пышный.
Глаголы- выращивать, пахать, сеять, косить, убирать, жать, молотить, боронить, молоть, выпекать, печь, есть, беречь.
Ход НОД :
Воспитатель: - Ребята, сегодня утром, почтальон мне передал посылку и просил передать ее детям подготовительной группы 12 поста. Подойдите сюда, вдохните глубоко – глубоко. (Дыхательное упражнение).
Воспитатель: - Что вы почувствовали, какой запах услышали? Как вы думаете, что там может лежать?
Дети: - Хлеб.
Воспитатель: - А как вы догадались?
Дети: - По запаху.
Воспитатель: - Конечно, такой аромат идет от посылки.
Чтение стихотворения С. Погореловского
Вот он - хлебушек душистый.
Вот он - теплый, золотистый,
В нем - здоровье наше, сила,
В нем - чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Воспитатель: - Сегодня мы с вами будем говорить о хлебе. Скажите, где мы покупаем хлеб?
Ответ детей: - В магазине.
Воспитатель: - Правильно, молодцы. А чтобы узнать какой путь проделал хлеб, прежде чем появиться в магазине, мы отправимся в волшебное путешествие. Для этого нам надо сесть в поезд. (Дети садятся в воображаемый поезд и едут).
Физкультминутка (А. Железнова)
Мы едем-едем-едем
В далёкий хлебный край.
И чтоб путь был короче,
Ты песню запевай.
Тра-та-та, тра-та-та
Пусть дорога не проста,
Но мы всё сумеем,
Всё преодолеем,
Всё мы делаем, играя,
Вот история, какая!
3 слайд (заставка поле)
Воспитатель: - Ребята, мы с вами приехали в поле. Посмотрите, какое оно?
Дети: - Бесконечное
Воспитатель: - На нём растут хлебные колосья – пшеница. Воспитатель показывает детям пшеничные колоски. Дети рассматривают колосья пшеницы, зерна, пробуют на ощупь, запах.
Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, что необходимо колоскам, чтобы вырасти высокими и дать хороший урожай?
Дети: - Солнечный свет, тепло, влага, хорошая почва, уход.
Воспитатель: - Вы правильно отвечаете. Действительно, чтобы вырасти колоскам, необходимы определенные условия природы. Но и человек должен помочь. У меня есть для вас загадки, когда отгадаете, поймете, как человек помогает колоскам расти. Слушайте внимательно:
На бескрайних он просторах
Днём и ночью пашет поле.
Он рычит на всю округу,
Пашет поле острым плугом.
Дети: - Трактор.
4 слайд (работа трактора в поле)
Воспитатель: - Трактор работает в поле с ранней весны до поздней осени. В кабине за рулем сидит кто?
Дети: - Тракторист.
Воспитатель: - К трактору сзади прикрепляют большой плуг. Плуг поднимает и переворачивает верхний слой почвы. Так трактор делает мягкую постельку для семян. Чтобы семена спрятались в землю от ветра и могли брать из земли все соки, которые им нужны для роста.
После этого трактор землю боронит. К трактору прикрепляют борону. Борона прочесывает землю зубьями как расческой.
И на этом работа трактора не закончилась. К нему теперь прикрепляют уже не борону, а культиватор. У культиватора нет зубьев, а есть…. Лапы! Да, они так поиграли. Продолжим наше путешествие и называются – «лапы». Эти лапы рыхлят землю и срывают сорняки. Чтобы сорняки не мешали пшенице расти! Вот теперь трактор потрудился на славу! Можно прикреплять к нему сеялку. Сеялка засыпает в землю семена.
Оказалось семечко в земле, прорастет, пробьется наружу зеленым стебельком. 5 слайд (зерно)
6 слайд (посадка зерна)
- Представим, что мы колоски, подул ветерок.
Физкультминутка
Колоски золоченые,
На ветру качаются,
На ветру качаются,
Низко наклоняются.
Воспитатель: - Подойдет к концу лето, поспеют колосья. Зерна в колосьях спелые, твердые – пора собирать урожай хлеба. А теперь еще одна загадка:
Он идет волну сечет, из трубы зерно течет? Что это?
Дети: Комбайн.
7 слайд (комбайн убирает зерно)
Воспитатель: - Правильно, тогда приходит на поле другая машина – настоящий великан. Ее называют «комбайн». Кто работает на комбайне?
Дети: - Комбайнер.
8слайд (элеватор, мукомольный комбинат)
Воспитатель: - Вот и получен урожай зерна! Его везут на элеватор, где зерно хранят. Затем зерно везут на мукомольный комбинат, где из него сделают муку. Воспитатель: - Ребята, какую муку получают из пшеничных колосков?
Дети: - Пшеничная.
Детям предлагается рассмотреть блюдо с мукой. 9 слайд (мука)
Воспитатель: - Какой хлеб пекут из пшеничной муки?
Дети: - Белый хлеб.
6 слайд (хлебобулочные изделия)
Воспитатель: - А что еще можно сделать из муки?
Ответы детей.
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Угадай-ка» (Дети с закрытыми глазами пробуют на ощупь различные хлебобулочные изделия и угадывают, что им предложили)
10слайд (хлеб)
Воспитатель: - Молодцы, хорошо
Воспитатель: - Дальше муку отправляют в пекарню и из нее делают тесто. Как называется профессия человека, который работает в пекарне?
Дети: - Пекарь.
Воспитатель: - Попробуем сами замесить тесто? (Ответы детей).
Воспитатель: - Для этого нам надо вернуться обратно в группу. А мы с вами снова садимся в поезд и едем вместе с мукой обратно. (Дети садятся в воображаемый поезд и едут). Вот мы и добрались.
Дети проходят к столу, одевают фартуки.
Воспитатель: - Сейчас мы с вами, как настоящие пекари из муки сделает тесто. Но сначала разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Месим тесто»
Руками имитируем процесс вымешивания теста.
Тесто мнем, мнем, мнем!
Очень энергично сжимаем руки в кулачки (одновременно и поочередно).
Тесто жмем, жмем, жмем!
Пироги мы испечем!
Руками совершаем движения, как – будто лепим снежки.
Воспитатель: - Ребятки, а сейчас мы с вами замесим настоящее тесто и слепим пирожки, а наши повара помогут нам их испечь. Какие продукты нам для этого понадобятся? (Ответы детей)
На столе мука, вода, дрожжи, сахар, соль. Все вместе замешивают тесто.
Слайд 11-13 (продукты для теста)
Воспитатель: - Мы замесили тесто, пока оно подходит.
Каждому ребёнку даётся кусочек солёного теста, из которого лепится пирожок. Детские пирожки выкладываются на противень. Передаются на кухню.
Слайд 14-16 (тесто)
Заключительная часть:
Воспитатель: - Вот как много людей работают, чтобы вырастить хлеб, который мы едим каждый день, поэтому, но надо с уважением относиться к каждому кусочку.
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил.
С огурцами ли, с картошкой,
Надо хлеб съедать до крошки.
Воспитатель: - Ребята, наши пироги готовы. Приглашаю вас в группу на чаепитие.
Слайд 17-18 (Хлеб готов)