Татьяна Ледяева
Конспект НОД по познавательному развитию для старшей группы «Африка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД для старшей группы «Африка»
Цель: расширение и закрепление знаний детей о материке Африка.
Задачи.
Образовательные:
1. Уточнить элементарные представления об особенностях географического положения Африки.
2. Познакомить детей с климатическими зонами Африки (пустыня, саванна, джунгли).
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию для старшей группы „Африка“» размещена в разделах
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Животные жарких стран. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
3. Расширять представления детей о животных Африки : особенностях их внешнего вида и повадок в зависимости от среды обитания.
4. Формировать представления о травоядных (жираф, зебра, носорог, слон) и хищных животных (лев, гепард) Африки.
Развивающие :
1. Обогащать словарный запас детей по теме Африка.
2. Развивать внимание, память, воображение; ориентировку в пространстве, закрепляя понятия право, лево.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
2. Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.
Интеграция образовательных областей.
Познавательное развитие, речевое, социально-коммуникативное.
Материал и оборудование: презентация «Африка», карта, глобус, картинки с изображением животных жарких стран, животных средней полосы, лампа настольная, верблюжье одеяло, стаканчики с песком, карандаши (с одной стороны острый конец, с другой — кусок поролона).
Предварительная работа.
1. Знакомство с материком Африка и его расположением на карте.
2. Ознакомление с животным и растительным миром пустыни, саванны и джунглей.
3. Просмотр иллюстраций по теме «Природные зоны Африки».
4. Чтение стихов и отгадывание загадок про Африку.
6. Просмотр презентации «Кто в Африке живет?»
ГЛОБУС СТОИТ В ГРУППЕ НАКРЫТЫМ.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло к нам. Давайте поздороваемся с гостями.
Ребята, к нам в гости пришел наш друг - Незнайка.
В: Незнайка, знает, что вы любите путешествовать и узнавать что-то новое.
Незнайка предлагает отправиться в путешествие за новыми знаниями и приключениями, а куда, вы узнаете отгадав загадку, которую приготовил для вас Незнайка:
Материк лежит большой.
Самый жаркий и сухой,
Там и лето круглый год
Кто его мне назовет? (Африка)
Мы с вами отправляемся в Африку.
ОТКРЫТЬ ГЛОБУС
Воспитатель: Вы знаете что это? (показывая на глобус) -Дети: глобус
В: А кто знает, что такое глобус? Дети: это модель Земли.
РАССМОТРЕТЬ И ПОКАЗАТЬ НА ГЛОБУСЕ АФРИКУ.
Рома, покажи на глобусе Африку? (дети показывают)
Ребята, так куда мы с вами отправляемся? Правильно, в Африку.
Закрывайте глаза и повторяйте за мной:
Волшебный глобус я кручу,
Попасть я в Африку хочу!
Беседа об Африке - ПРЕЗЕНТАЦИЯ
СЛАЙД-карта Африки
Посмотрите на карту (демонстрация) — это Африка. Как мы можем отличить Африку от других континентов? Скажите, каким цветом она обозначена?
Почему именно жёлтым? (Ответы детей.) Правильно, большая часть её территории покрыта песками.
СЛАЙД - Пустыня
Африка –царство самого жаркого в мире солнца и горячего песка. Днем жарко, а ночью холодно. Здесь дуют горячие ветра, годами не бывает дождей, ярко светит солнце, раскаляя песок.
СЛАЙД - деревья
Скажите, какие деревья и цветы там растут? (Верблюжья колючка, кактусы, алоэ. Низкие растения с маленькими листочками, у них длинные корни, чтобы доставать воду глубоко под землей.
А почему там так мало растений? Здесь дуют горячие ветра, годами не бывает дождей, ярко светит солнце, раскаляя песок.
СЛАЙД - животные
А какие животные обитают в пустыне Африки? (Ответы детей -ящерицы, змеи, антилопы, верблюды, тушканчики, разные насекомые.
СЛАЙД – джунгли
А сейчас, мы с вами попали в ДЖУНГЛИ.
Джунгли - Это густые, влажные непроходимые леса.
Лес настолько густой, что рассмотреть что-то вдали невозможно, все загораживается кустами, лезущими по деревьям лианами, поваленными стволами деревьев, заросших папоротниками и мхом.
Как вы думаете, какие животные населяют джунгли?
Обезьяны, слоны, бегемоты, крокодилы, можно встретить леопарда
В джунглях много насекомых, змей, птиц.
СЛАЙД - саванна
Следующая наша остановка — Саванна – это земля покрытая травой и низкими деревьями.
В саванне обитают -Львы, тигры, носороги, буйволы, слоны, жирафы, гепарды, шакалы, гиены.
Африка – это не только пустыня с горячими песками, это джунгли -густые непроходимые леса и саванна-земля покрытая желтой травой.
Дети, с какими природными зонами Африки мы сейчас познакомились? (пустыня, джунгли, саванна).
Давайте с вами немного отдохнем, прежде чем отправиться дальше.
Физкультминутка:
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись
Раз, два, три, четыре –
Вот так славно освежились!
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно.
Поплавали и вышли на берег.
Продолжим путешествие по Африке
Дидактическая игра «Выбери животных жарких стран».
(Дети, подойдите и встаньте вокруг стола)
В. Перед вами разложены картинки с изображениями разных животных.
Вам необходимо выбрать животных, обитающих в Африке.
Ребята, назовите ваших животных. (Ответы детей –это слон, он обитает\живет в Африке) медведь не живет в Африке.)
Скажите, а чем питаются слоны, жирафы?
Правильно, слоны и жирафы едят листья, траву, кору, поэтому называются травоядными.
А вот львы и тигры едят мясо, их называют хищниками.
Дидактическая игра «Хищники — травоядные».
Предлагаю разделиться на две команды: по правую сторону от меня встает команда ТРАВОЯДНЫХ животных, а по левую сторону ХИЩНИКИ.
Проверим друг у друга, как вы выполнили задание: травоядные проверяют у хищников, а хищники у травоядных.
Назовите хищных\травоядных животных. (это тигр, он хищник, потому что ест мясо). Молодцы, справились с заданием.
ПОЛОЖИТЕ КАРТОЧКИ НА СТОЛ.
ВСТАВАЙТЕ В КРУГ: дети встали в круг.
Игровое упражнение «Угадай по описанию».
В. Ребята, я хочу рассказать вам об одном животном.
Слушайте внимательно. Это животное живёт в жарких странах, его называют кораблем пустыни (ходит плавно, перевозит грузы, людей, может долгое время обходиться без воды и у него есть два горба. Кто это? Правильно, это верблюд.
Ребята, представляете, верблюд благодаря своим горбам может целую неделю не есть и не пить!
Опыт «Почему верблюду не жарко».
В. Дети, а хотите узнать, почему верблюду не жарко?
Посмотрите на лампу и представьте, что это солнце.
Подставьте свои ладошки под «солнце». Горячо?
А теперь возьмём верблюжье одеяло (демонстрирует одеяло и объясняет, из чего оно сделано: это одеяло сделано из верблюжьей шерсти) и накроем им наши ладошки.
Скажите, а теперь вам также горячо? (Ответы детей - нет, уже не так горячо) Вы просто чувствуете тепло.
Вот так длинная густая шерсть верблюда защищает его от палящих солнечных лучей.
Какой можно сделать вывод: у верблюда длинная, густая шерсть и она защищает верблюда от палящего солнца.
Опыт «Почему копыта верблюда не проваливаются в песке».
В. Дети, а хотите узнать, почему копыта верблюда не проваливаются в песке? тогда возьмите карандаши (Подготавливает заранее карандаши, где с обратной стороны прикреплён кусочек поролона.)
Возьмите стаканчики с песком, представьте, что это пустыня.
Нажмите на песок острым концом карандаша, что происходит? Правильно, он проваливается.
А теперь нажмите на песок другой стороной карандаша. Что мы видим? \карандаши не проваливаются. Почему? (на них наклеена подушечка
Правильно, так и широкие копыта верблюда благодаря своим подушечкам –толстым мозолям не проваливаются в песок.
Какой можно сделать вывод: широкие копыта верблюда благодаря своим мозолистым подушечкам не проваливаются в песок.
Вот сколько нового и интересного мы сегодня с вами узнали, путешествуя только по одной Африке. Давайте, ребята, скажем Незнайке – спасибо.
Но нам пора возвращаться в детский сад.
Закрывайте глаза и повторяйте за мной:
Волшебный глобус я кручу,
Попасть в детский сад хочу!
Вот мы и вернулись в детский сад.
Где мы сегодня побывали? \В Африке
Что узнали? (Африка - это не только пустыня, но и густые леса, обитает много животных, птиц, растений. Узнали почему верблюду не жарко, почему копыта верблюда не проваливаются в песок).