Галина Гончар
Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Я и моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию
с детьми старшего дошкольного возраста
Тема: «Я и моя семья»
Цель: Формировать у детей представление о семье, о людях, которые живут вместе, заботятся друг о друге.
Задачи:
Образовательные:
1. Закрепление умения правильно отвечать на вопросы.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста „Я и моя семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Старшая группа
- Темочки
2. Закрепление умения согласовывать имена существительные с именами прилагательными.
3. Систематизация знаний о семье.
Развивающие :
1. Развитие психических процессов: логического мышления, внимания, познавательного интереса.
2. Развитие мелкой моторики.
3. Развитие эмоциональной сферы.
Воспитательные:
1. Воспитание положительных взаимоотношений в семье.
2. Воспитание умения работать в команде.
Предварительная работа:
Закрепление знаний своей фамилии, имени, отчества своего и родителей;
рассматривание семейных фотографий, иллюстраций с изображением семьи;
чтение сказок В. Сухомлинского «Бабушка отдыхает», «Все добрые люди – одна семья», стихотворений о семье М. Тахистова «Семья», Г. Дядина «Семейное древо»; рассматривание и рисование генеалогического дерева, рисование портретов «Моя семья», «Папин портрет».
Материалы и оборудование: по 10 карточек солнышка и тучки, конверты, разноцветные круги /50шт. /, макет большого дерева, 10 маленьких деревьев из картона, игрушка сердечко, бейджи /10 шт. /, портреты членов семьи, запись музыкальной физминутки «Моя семья», подушки по количеству детей.
Ход НОД:
Воспитатель:
/Дети с воспитателем стоят в кругу/
Скажем «Здравствуйте» руками!
Скажем «Здравствуйте» ногами!
Скажем «Здравствуйте» глазами!
Скажем «Здравствуйте» мы скажем ртом -
Станет радостно кругом!
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам подумать и ответить на вопрос:
«Что есть у всех людей, но у каждого человека своё?» /Имя/
Правильно, каждому человеку при рождении дано имя. Давайте представимся, каждый из вас назовет свое полное имя.
Игра «Меня зовут»
(дети по очереди называют свои полные имена)
Воспитатель: Молодцы, вот какими красивыми именами вас назвали родители.
В каждом доме, в каждой квартире
разные люди дружно живут,
Все эти люди любят друг друга,
дружно и весело им вместе тут.
Может быть, вы уже догадались,
Как, одним словом, назвать их, друзья?
Слово простое, слово родное…
Конечно же это наша… семья
Воспитатель: Нет ничего для человека важнее семьи. А у каждой семьи есть своя родословная.
Садитесь на стульчики, я расскажу вам историю.
«История путника»
Далеко, далеко в горах с белоснежными вершинами жил человек, один-одинешенек. Может когда-то были у него родные, но он не помнил. Не помнил он и своего имени. Однажды на его избушку набрел путник.
-Кто ты? - спросил он его, - как тебя зовут? Кто твои предки?
-Не знаю, - ответил человек.
-О, несчастный! Ты живешь, как дерево в пустыне, но оно даже имеет свои корни.
-Но зачем знать своих предков?
-Это необходимо! Я знаю, что мой отец был великим мастером, он назвал меня в честь деда. У меня есть предки, а тебе это неведомо.
И человек, почувствовал себя несчастным, он заплакал.
Путник сказал:
-Не плачь! Я помогу тебе. Вот, семечко, брось его в землю.
Человек так и сделал. А на утро произошло чудо. Перед домом раскинулось дерево, но было оно не простое, а родословное. И человек утешился».
Воспитатель: Так, люди придумали изображать свою родословную в виде дерева. А дерево стали называть генеалогическим или семейным. Листочки и веточки изображали предков и членов семьи.
Как вы думаете, что такое родословная?
Родословная - это история семьи.
/Показываю семейное дерево, на котором расположены пустые кружочки/
Воспитатель: Ребята, ко мне обратился мальчик, который тоже хочет узнать историю своей семьи.
Хочу вас познакомить с Мишей Ивановым.
/ надеть бейдж с именем мальчика/
А в этом нам помогут составить родословную семьи Миши ученые
/вызвать 5-6 детей, прикрепить им бейджи с указанием их профессии-ученые/.
Миша принес нам свой портрет, ведь он первый член семьи, с которым мы познакомились.
/Миша отдает свой портрет ученым/
Воспитатель: Итак, мы отправляемся вместе с Мишей изучать родословную семьи Ивановых.
Воспитатель: Давайте, встанем в круг.
Дети встают в круг
Воспитатель: Ребята, а чем отличаются люди из разных семей?
/Фамилией/
Но, кроме имени и фамилии, у каждого человека есть то, что дается ему от имени папы. /Отчество/
Игра «Назови отчество»
Если папу зовут Александр, то отчество мальчика будет?
/Александрович. А у девочки? /Александровна/
Если папу зовут Иван, то отчество девочки будет? /Ивановна/
Если папа -Андрей, то отчество мальчика-Андреевич.
Если папа Николай, то отчество девочки- Николаевна.
Воспитатель: А теперь назовите свои имя и отчество.
Дети называют
Воспитатель: А у Миши отчество Сергеевич, как тогда зовут папу Миши? /Сергей/
Воспитатель: Правильно, молодцы! Мы нашли папу Миши. И папа принес свой портрет.
/надеваю бейдж с надписью «Папа», он отдает свой портрет ученым/
Воспитатель: Отправляемся дальше.
Воспитатель: Ребята, а как мы выражаем любовь к своим близким?
(Помогаем, поддерживаем, поднимаем им настроение).
- Верно! А ещё мы совершаем хорошие поступки и никогда не делаем плохих, чтобы не огорчать наших родителей.
Воспитатель: Ребята, проходите, садитесь на коврик. Перед вами карточки.
/Дети садятся на ковер, перед ними карточки с изображением солнышка и тучки/
Игра «Радость и печаль»
Воспитатель: Я буду называть поступки. Если вы считаете, что этот поступок огорчит маму, поднимайте тучку, если порадует - солнышко.
- Нарисовали красивую картину;
- Подрались с другом;
- Съели манную кашу;
- Убрали игрушки на место;
- Порвали книгу;
- На прогулке испачкали куртку;
- Разбили чашку;
- Уступили место в автобусе бабушке;
- Помогли маме с уборкой;
- Отыскали потерянные бабушкой очки;
- Разбили чашку;
- Помогли маме с уборкой.
Воспитатель: Вы справились с заданием, мы нашли маму.
/надеть ребенку бейдж с надписью «Мама», мама отдает портрет ученым/
-Положите карточки в коробку и подойдите ко мне.
/Дети выходят и встают в круг/
Воспитатель: очень много бывает в семье родственников. А кем они друг другу приходятся, мы это сейчас узнаем.
Игра «А ты мне кто?»
/ У воспитателя в руках игрушка-сердечко, она отдает ребенку и говорит: «Я – мама, а ты мне кто?» (Дочка, сын). Ребенок ответил, выходит на середину передает игрушку и задает другому вопрос: я – папа, я – брат, я сестра, я – бабушка и т. д., а ты мне кто?/
Воспитатель: Хорошо, что мы познакомились со всеми родственниками, и теперь мы знаем, что в семье Миши есть бабушка.
/Ребенку надеть бейдж с надписью «Бабушка», она отдает портрет ученым/.
Воспитатель: Вставайте врассыпную, я приглашаю на веселый танец!
Музыкальная физминутка «Моя семья»
Воспитатель: Как, хорошо вы танцевали! И мы нашли дедушку.
/Ребенку надеть бейдж с подписью «Дедушка», дедушка отдает ученым свой портрет/.
Воспитатель: Мы познакомились с членами семьи Миши, собрали их портреты. Давайте, пройдем, сядем на стулья.
Дети сели
Воспитатель: Что же осталось нам сделать? Правильно, портреты надо разместить на семейном дереве.
Воспитатель: Наши ученые готовы разместить портреты на дереве.
Куда поместить портрет Миши? /выходит ученый с портретом Миши/
Куда поместим портрет мамы? Папы? Бабушки? Дедушки?
Мы помогли Мише найти всех родных и помогли составить родословную. Спасибо, вам, ребята!
Давайте, снимем карточки, мы отлично справились со своими ролями.
/Дети складывают бейджи в коробку/
Воспитатель: А сейчас мы сделаем такие же деревья, чтобы вы тоже помнили родословную своей семьи.
Игра «Какая ваша семья?»
/Дружная, веселая, счастливая, заботливая, любящая, спортивная, здоровая, большая, добрая, хорошая, культурная/
/Каждый ребенок за ответ получает конверт с кружочками и проходит к столу, где приготовлены маленькие деревья/
Игра «Составь генеалогическое древо»
/дети наклеивают кружочки для портретов семьи на дерево/
/Предлагаю детям забрать деревья домой и вместе с родителями наклеить фотографии ваших близких/.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Оставьте деревья на столе и подойти ко мне.
/Дети встают к воспитателю/
Рефлексия: Какое же полезное дело мы сегодня сделали?
Что вам понравилось больше всего?
Воспитатель: а я предлагаю сказать слова пожелания своей семье, начните со слов «Я желаю своей семье…»
Речевая игра «Что бы вы хотели пожелать своей семье?»
Воспитатель: Я думаю, что такие добрые пожелания вашим близким обязательно сбудутся.