Марина Петрова
Конспект НОД по познавательному развитию для детей младшего возраста «Как животные к зиме готовятся»
Цель: Расширить представления детей об образе жизни лесных зверей и оседлых птиц осенью.
Задачи:
Образовательные :
Продолжать формировать представления о взаимозависимости живых организмов от среды обитания.
Развивающие :
развивать связанную речь;
формировать и активизировать словарь детей, развивать любознательность, память и мышление детей;
развивать зрительное восприятие.
Воспитательные :
воспитывать бережное отношение к природе, животным;
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию для детей младшего возраста „Как животные к зиме готовятся“» размещена в разделах
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
способствовать освоению культуры общения со взрослыми и сверстниками, проявлению эмоциональной отзывчивости;
интерес к художественной литературе.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
рассматривание иллюстраций с изображением лесных зверей осенью и зимой, чтение сказок и рассказов о лесных животных и птицах, беседа.
МАТЕРИАЛ: Обучающая презентация «Как животные к зиме готовятся»
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ :
Собираем всех детей на ковре при просмотре презентации
ПРИМЕРНЫЙ ХОД НОД
Деятельность воспитателя
Воспитатель создает игровую ситуацию для постановки цели:
Мы уже ходили с вами в парк. Кого мы там видели? Как вы думаете, почему нам не встретились заяц, волк, лиса, медведь? (Ответы детей).
В парке много людей, вокруг него дороги, да и размеры у парка небольшие. А животным нужно много места, тишина. Но даже если мы пойдём в настоящий лес, то вряд ли увидим кого-то. Звери пугливы. Поэтому давайте попросим старичка-лесовичка превратить нас в невидимок на время. Для того чтобы мы могли понаблюдать за обитателями леса.
Раз, два, три, ветка клёна, помоги
Оказаться нам в лесу,
Где раскрасила листву
В цвет багряный, золотой
Осень жёлтою косой.
Входим в лес. (Дети имитируют движения по лесу и садятся на пеньки). Тихо. Не слышно птиц. Почему? (Ответы детей)
Стало холодно- вот они и улетели. Тогда почему улетели не все птицы? Вот за окном у нас голуби,воробьи, вороны) Слайд №2 (Ответы детей) Чем питались птицы летом? (Ответы детей- кто-то мошками и жучками, кто-то ягодами и зелёными растениями) Что произошло с растениями и насекомыми? Не стало еды для птиц вот и улетели они на юг, где тепло и сытно. Сначала улетели те, кто питался насекомыми: ласточки и стрижи. Слайд №3 Эти птички ничего, кроме насекомых, не едят. Ни плодов в садах не клюют, ни зёрен в поле не собирают. Зато комаров и мошек поедают на лету. До миллиона штук за лето. Есть такая примета. Если быть дождю, то ласточки низко над землёй летают. Почему? Потому что крылья у мошек от влаги становятся тяжёлыми, и они летают низко. Тут-то, около земли, и ловят их ласточки. Умеют ласточки в полёте не только насекомых ловить, но и пить, и даже купаться. Коснулась белой грудкой и хвостом воды- искупалась. Слайд №4. Стрижи тоже очень интересные птицы. Они так хорошо летают, что даже могут спать в воздухе. Ловят они комаров и мошек высоко в небе. Слайд №5. Осенью становится холодно, комары и мошки исчезают. И стрижи улетают в тёплые страны. После ласточек и стрижей улетели птицы, которые кормятся, собирая свою пищу на земле,- журавли, грачи. Слайд №6. Последними улетают утки и гуси. Слайд №7. Они живут у нас пока не замёрзнут водоёмы. Все эти птицы перелётные. Во время перелётов много птиц погибает. Выдерживают только сильные и крепкие, которые хорошо питались. Поэтому не мешайте птицам отыскивать себе корм, не пугайте и не гоняйте их зря. Некоторые птицы остались с нами на зиму, и надо позаботиться о них. Назовите их. (Ответы детей).
- Где же звери? Смотрите, кто это?
Кто на ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз?
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы?
Слайд №8.
Это белка, но уже не рыжая, а серая. Она шубку на более тёплую поменяла. Так белка от врагов прячется, например от хищной птицы-ястреба. Слайд №9.
Деревья зимой голые, серые. Какой цвет меньше заметен на фоне этих деревьев? (ответы детей)
Белка на зиму делает запасы. Грибы сушит, натыкая их на острые веткиорехи в ямки прячет, которые выкапывает среди кустов. Если вам попадётся такая кладовая, не трогайте её, белке эти орешки нужнее. В голодные годы, когда мало шишек и орехов, белки пускаются в далёкие и опасные путешествия. Смело переплывают они широкие реки, перебегают открытые поля, забегают в деревни и города. Едой белка запаслась. А что ещё нужно холодной зимой? Давайте посмотрим её дом. Слайд №10. В беличьем дупле сухо, оно устлано травой и листьями. Забирается в него белка, затыкает вход пробкой их сухой травы, сворачивается клубочком и спит. Нос хвостом закрывает.
Вот бежит торопится ёж. Весь в сухих листьях. Слайд №11. Подбежал к ямке под пнём, избавился от листьев и снова за ними побежал. Выберет место, где листья совсем сухие, и начинает кататься по ним, свернувшись в клубок. Покатается так, понатыкает на свои колючки листья и снова к ямке. Дом себе на зиму готовит. Чем будет питаться ёж зимой? Ягод, грибов нет, червяки, жуки попрятались. Ёж зимой спит, а жир нагуливает летом и осенью, чтобы всю зиму сытым спать. Кто ещё из зверей в спячку впадает? Медведь. Слайд №12. Медведь питался всё лето и осень ягодами, грибами, муравьями, жуками, рыбой. Мог съесть любое животное, которое сумел поймать. Спит медведь под корнями упавшего дерева. Натаскал молодых ёлочек, которые вырвал с корнем из земли, мха, хвороста. Слайд №13. Зимой берлогу закроет снежное одеяло. Тепло в ней медведю. Слайд №14.
А вот ещё один лесной житель- волк. Слайд №15. Он тоже готовится к зиме. Шерсть его за лето и осень отрастает и становится очень густой и тёплой. Это волку необходимо, ведь спит он прямо на снегу, закрыв хвостом нос и ноги. Слайд №16. Волки зимой живут семьями: волк с волчицей и волчатами. Это волчья стая. Днём они спят, а ночью охотятся. Слайд № 17.
Кто еще живёт в лесу? Слайд №18. (Заяц). Он тоже, как и белка, одежду поменял. Сначала у зайца белеет хвост, потом задние ноги. Поглядишь на такого зайца- на нём словно белые штаны надеты. Потом наступает очередь белеть спине, за ней –ушам, но не до самых кончиков: они у косого так и остаются чёрными. Зачем зайцу цвет менять? Кого он боится? От кого прячется? (ответы детей). Убегает заяц быстро, запутывает следы. У зайца длинные и сильные лапы, что помогает ему быстро бегать. Днём заяц спит в снежной ямке. В большие морозы зарывается в сугроб. Ночью выходит еду добывать: обгладывать кору с веток опавших деревьев. А вот и заячий враг. Кто это? Слайд №19. Лиса идёт тихо, неслышно. Она зимой как в валенках потому, что отрастает у лисы на лапках густая шерсть, и они не мёрзнут. Питается лиса мышами, она их из под снега достаёт. Слух у лисы хороший, слышит она, как под снегом мыши возятся и пищат. Начинает она снег лапами разгребать. Чтобы насытиться, она должна съесть за день 20 мышей. Слайд № 20.
А теперь расскажите, что вам больше всего запомнилось, из нашего путешествия по лесу?