Барданова Надежда
Конспект НОД по познавательному развитию детей второй младшей группы «Знакомство с русской народной игрушкой — матрешкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.
Задачи:
Образовательные:
• познакомить детей в сказочной форме с народным промыслом – игрушкой матрешкой;
• дать детям элементарные представления о многообразии русской матрёшки и ее внешнем виде.
Развивающие :
• развивать активный словарь, речь детей, умение отвечать на вопросы.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию детей второй младшей группы „Знакомство с русской народной игрушкой — матрешкой“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
Воспитательные:
• воспитывать уважение к труду народных мастеров;
• вызывать интерес и любовь к народным игрушкам;
• воспитывать у детей желание ладить и взаимодействовать друг с другом и педагогом во время совместных игр.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, восприятие художественной литературы, художественно-эстетическая.
Материал и оборудование: Посылка с деревянной игрушкой матрешкой от мастеров народных игрушек; диск со сказкой; игрушка Матрешка из 5 штук, мешочек с матрёшками, вырезанными из картона; интерактивная доска, презентация «Сказка о Матрешке»; силуэт нарисованной матрешки, цветы из цветной бумаги на клейкой основе.
Предварительная работа: чтение потешек о матрёшке, разучивание физкультминутки «Мы весёлые Матрёшки»; конструирование «Дорожка для матрёшки»; игры с матрёшками «Сложи матрёшек», «Расставь по порядку».
Вводная часть (мотивация)
Дети встают в круг, взявшись за руки.
Воспитатель: Ребята, возьмемся за руки и по приветствуем друг друга и тех, кто у нас находится в гостях.
Дети: С добрым утром!
Воспитатель: Сегодня в детский сад пришла посылка для нашей группы «Радуга» от народных мастеров. Интересно, что там? Если хотите узнать, что там, похлопайте в ладоши.
Посылку можно открыть, если отгадаете загадку
(Читает на крышке загадку)
Дарим вам игрушку,
Не лошадку, не Петрушку.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская Матрешка.
(Достает из посылки Матрешку)
Как называется эта народная игрушка?
Дети: Матрёшка.
Воспитатель: В посылке лежит диск со сказкой, посмотрев который, мы узнаем, как появилась матрёшка. Проходите на стульчики и посмотрите на наш экран.
Дети рассматривают игрушку, передавая друг другу.
Основная часть
Дети садятся на стульчики перед интерактивной доской и смотрят презентацию «Сказка о Матрешке» (11 слайдов).
Воспитатель: Я расскажу и покажу сказку, как появилась матрёшка. В некотором царстве, в деревянном государстве жил-был Иван Умелые Руки. У него росла дочка, Машенька. (2 слайд) Отец очень любил свою маленькую дочку. Всё у неё было: и наряды, и сладости. Вот только кукол у неё не было. Вот и просит однажды Машенька своего отца: «Батюшка, сделай мне, пожалуйста, куколку, хоть небольшую». Не смог отец отказать в просьбе дочери своей любимой. (3 слайд) Сделал ей куколку из дерева. Такая ладная получилась, что радовался Иван своей работе. Но только не яркая была куколка. (4 слайд) Вот и пошёл Иван к своему соседу, Петру Золотые Кисти. Надо сказать, что мастер этот, Золотые Кисти, любую вещь мог так разукрасить, что от неё глаз было не оторвать! Так красиво у него получалось. (5 слайд) И надо ещё добавить, что куколка Машенькина была непростая, а с секретом. В ней находилась ещё одна точно такая же куколка. Точь-в-точь как первая, только размером поменьше. А в ней ещё одна. А в ней ещё одна(6 слайд) Вот и расписал Пётр Золотые Кисти Машенькину куколку. Да такая пригожая она получилась, что любо дорого поглядеть! И остальных куколок, которые в первой прятались, тоже разрисовал. Вот и получились они точно сёстры – близнецы, всем одинаковые. И личико красивое, и рубашка, и сарафан с цветами разноцветными. Про платочек тоже не забыл. Машенька на свою куколку наглядеться не могла. А Матрёшка помогла Машеньке считать научиться. (7 слайд) И полетела весть о Машенькиной Матрёшке по всей Руси и за пределы её. И во многих городах, деревнях и сёлах стали делать таких куколок. Звали их всех одинаково, Матрёшка. А наряды были у всех разные. И только по наряду тому можно было сказать, откуда эта Матрёшка к нам в дом пришла. (8-10)
А теперь отдохнём, песню про матрёшек споём.
Физкультминутка «Мы веселые матрешки» :
Дети встают около стульчиков.
Мы веселые матрешки - руки на поясе, пружинка;
Ладушки, ладушки - хлопают в ладоши;
На ногах у нас сапожки - выставляют пяточку, руки на поясе;
Ладушки, ладушки - хлопают в ладоши;
Завязали мы платочки - повороты головы вправо-влево, взявшись за «кончики платочков»;
Ладушки, ладушки - хлопают в ладоши;
Раскраснелись наши щечки - растирание руками щек;
Ладушки, ладушки - хлопают в ладоши;
Мы веселые матрешки - руки на поясе, пружинка;
Ладушки, ладушки - хлопают в ладоши;
На ногах у нас сапожки - выставляют пяточку, руки на поясе.
Ладушки, ладушки - хлопают в ладоши;
Игра: «Собери Матрешку»
Ребята, хотите поиграть с матрёшкой, если да, похлопайте.
Мы поиграем в игру «Собери матрёшку»
Воспитатель раскрывает постепенно матрешку и ставит на стол одну за другой под слова стихотворения, затем просит детей собрать ее :
У матрешки нашей Мани
Пять девчоночек в кармане,
Маню раскрываем,
Зину вынимаем.
Вот раскрыли Зину,
Вытащили Нину,
А из Нины мы достали
Чернобровую Наталью.
А внутри Наташи
Засиделась Даша.
Дашу мы раскрыли,
Выпустили Лилю.
Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.
Вот, поставленные в ряд,
Сестры-куколки стоят.
А теперь их надо собрать, кто хочет попробовать, зажгите фонарик.
Дети подбирают части и прячут друг в друге. Играют 2 раза.
Ребята посмотрите, у нас в группе тоже есть Матрешка, но что-то она грустная, что с её сарафаном, чего-то не хватает?
Дети: Сарафан не украшен.
Воспитатель: Как мы можем помочь матрёшке?
Дети высказываются.
Воспитатель: Ребята, если хотите украсить нашу Матрёшку, похлопайте в ладоши.
На столе лежат цветы, возьмите по одному и сядьте на стульчик.
Дети выбирают цветы из цветной бумаги на клейкой основе, садятся на стульчики.
Сначала пойдут приклеивать те ребята, у кого красные цветы. (жёлтые, синие).
Ребята, Матрешка повеселела, ей приятно, что вы украсили ее наряд. А вам самим нравится матрёшка, если да, то похлопайте.
Заключительная часть (рефлексия)
Воспитатель: Ребята как называется игрушка, которую мы сегодня получили в подарок?
Дети: Матрёшка.
Воспитатель: Напомните, пожалуйста, из какого материала она сделана?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: Если вам понравилось играть с Матрешкой, похлопайте в ладоши.
А в посылке для вас ребята ещё что-то есть. (достаёт матрёшек, вырезанных из бумаги). Эти матрёшки вам на память, расскажите дома своим родным с какой народной игрушкой мы сегодня познакомились.