Бабинская Татьяна
Конспект НОД по познавательной деятельности в старшей группе «Зелёная планета»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательной деятельности в старшей группе
по теме «Зелёная планета»
Автор конспекта НОД : воспитатель Бабинская Татьяна Эдуардовна
Задачи приоритетной образовательной области:
Публикация «Конспект НОД по познавательной деятельности в старшей группе „Зелёная планета“» размещена в разделах
«Познавательное развитие» : формировать первичные представления об объектах окружающего мира (о планете Земля, о лесе, развивать интерес к познанию природы, любознательность и познавательную мотивацию (беседа, дидактические игры «С какого растения листок» и «Если я приду в лесок»; обследование глобуса, рассматривание картин)
Задачи ОО в интеграции:
«Речевое развитие» : обогащать словарь: формировать диалоговую речь и связной (беседа, загадка)
«Художественно-эстетическое развитие» : овладевать новой нетрадиционной техникой аппликации (обрывание); развивать предпосылки целостно – смыслового восприятия мира природы, реализовать самостоятельную творческую деятельность детей; совершенствовать технику приклеивания мелких деталей, развивать умения из деталей создавать целое (беседа, создание продукта).
«Социально-коммуникативное развитие» : развивать общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; формировать готовность
к совместной деятельности со сверстниками (дидактическая игра, ситуативная беседа).
«Физическое развитие» : приобретать опыт в двигательной деятельности, развивать крупную и мелкую моторики обеих рук, совершенствовать координацию движения (физминутка, пальчиковая гимнастика).
Целевые ориентиры; ребенок проявляет любознательность, обладает начальными знаниями о природном мире, элементарными представлениями из области живой природы, проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности. У ребёнка формируется экологическая культура. Активно взаимодействует со сверстниками, участвует в совместных играх. Способен договариваться. У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения. Ребенок соблюдает элементарные общепринятые нормы и правила. Он умеет выделять существенные признаки объектов. Ребенок владеет конструированием. Он использует речь для выражения своих мыслей, владеет построением речевого высказывания в ситуации общения.
Предпосылки УУД: коммуникативные - умение слушать, отвечать на вопросы, регулятивные - выполнять по заданному образцу и правилу; умение выполнять инструкции взрослого, умение сохранять заданную цель.
Оборудование для педагога: глобус; яблоко, аудиозапись «звуки леса», картины с изображением леса, экологические знаки
Оборудование для детей: кружки из синего картона, цветная бумага зелёного цвета, клей, кубики, зелёного цвета, картинки с изображением зелёных предметов зелёного цвета.
Предшествующая работа: беседы: «Наш дом – планета Земля», «Лес - наше богатство», чтение произведений: Б. Заходер «Сказка про всех на свете», Г. Скребицкий «Лесное эхо», С. Михалков «Прогулка», проведение д/ и: «Угадай растение», «Кто лишний», п/ и: «Хоровод растений», «Вода Земля, Воздух», просмотр видеоролика о планете Земля и мультфильма «Уникальная планета Земля», рассматривание карты полушарий, глобуса.
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Содержание ННОД Образовательная область (вид деятельности) Формы работы Наличие
средства
у детей Образовательные
задачи Целевые
ориентиры
(характеристики)
Воспитатель: Ребята, я получила письмо от Незнайки. (показывает конверт детям). Хотите прочитать, что пишет нам Незнайка.
Ответы детей.
Кто у нас сможет прочитать письмо?
Ребё нок читает: «Здравствуйте, ребят! Я нашёл на чердаке незнакомый предмет, помогите мне узнать, что это? Он необычно раскрашен. Этот загадочный предмет, я отправил вам в посылке.
До свидания. Жду ответа.
Ваш друг Незнайка»
Воспитатель: Ой, ребята, я вспомнила, что кроме письма, мне почтальон передал посылку. Вот она. Хотите открыть вам интересно, что там?
Ответы детей.
Открывайте посылку, и мы узнаем, что за загадочный предмет нам выслал Незнайка.
Дети достают предмет из посылки.
Посмотрите, ребята! Что там в посылке?
Ответы детей.
Да, это глобус! Это наша планета Земля, но только очень маленькая! Дети, на что она похожа?
Ответы детей.
Действительно, Земля имеет форму шара.
Посмотрите внимательно на глобус и скажите: «Какой цвет преобладает на глобусе?».
Ответы детей.
А что означает этот цвет?
Ответы детей.
Верно, это цвет воды
Я возьму яблоко и представлю, что это наша планета. А теперь я разрежу его на четыре части. Вот эта большая часть – вода, то есть водоемы, которые есть на нашей планете. Назовите их?
Ответы детей.
А вот эта, четвертая часть – земля. На земле живут люди, находятся города, дороги, поля и растут леса.
Наша Земля – зеленая планета! Это растения подарили ей зеленый цвет Познавательное развитие (познавательно-исследовательская и коммуникативная деятельности) Беседа Рассматривание глобуса, физической карты полушарий,
слово Формирование первичных представлений об объектах
окружающего мира
(о планете Земля) Ребёнок проявляет инициативу, самостоятельность в познавательно – исследовательской деятельности
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Содержание ННОД Образовательная область (вид деятельности) Формы работы Наличие
средства
у детей Образовательные
задачи Целевые
ориентиры
(характеристики)
Воспитатель: Ребята теперь послушайте загадку:
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят.
Ваню земляникой,
Таню костяникой,
Машеньку орешком,
Петю сыроежкой,
Катеньку малиной,
Васю хворостиной.
Ответы детей. Речевое развитие
(коммуникативная деятельность) Загадывание загадки
Слово Развитие
логического мышления,
обогащение словаря
Ребёнок обладает
умением выражать
собственные мысли.
Воспитатель: Ребята, расскажите мне, что такое лес?
Ответы детей
Звучат звуки леса: шум деревьев, пение птиц.
Лес – это место, где растет много растений, это дом для многих животных и птиц.
Какие растения живут в лесу?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! Сколько вы много назвали лесных жителей. Познавательное развитие (познавательно-исследовательская и деятельность)
Слушание звуков леса; рассматривание
картин с изображением
леса Картинки с изображением леса и его обитателей. Формирование первичных представлений об объектах
окружающего мира (о лесе) Ребёнок проявляет любознательность, обладает первичными представлениями об объекте живой природы.
Воспитатель: Ребята, сейчас я посмотрю, сможете ли вы определить части растений.
Нужно разложить листочки к растениям соответствующего внешнего вида.
Молодцы, ребята вы хорошо знаете растения! Познавательное развитие (познавательно-исследовательская и деятельность)
Дидактическая игра
«С какого растения листок» Картинки с изображением растений и картинки с изображением листьев Формирование первичных представлений об объектах
окружающего мира (о растениях) Ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности. Он обладает первичными
представлениями о растительном мире.
Теперь мы с вами изобразим лес.
Руки подняли и помахали – это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем – крылья мы сложим
назад. Физическое развитие (игровая деятельность)
Физическая
минутка
«Деревья в лесу» Движение
Приобретение опыта в двигательной деятельности, развитие координации движения
У ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он стремится осваивать различные виды движения
Воспитатель: Мы привыкли считать, что природа всесильна, забывая при этом, что она хрупка и ранима. Часто, гуляя в лесу, загорая на пляже, мы оставляем после себя не потушенный костёр, бросаем мусор, шумим и совсем не задумываемся над тем, что мы пришли в гости к природе, а в гостях нужно вести себя культурно. Как же нужно себя вести, чтобы не загрязнять природу?
Ответы детей.
Воспитатель: верно ребята.
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
Если мусор уберу,
Банку закапаю? (да)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да) Познавательное развитие (познавательно-исследовательская и деятельность)
Дидактическая игра
«Если я приду в лесок». Слово,
Знаки природы. Формирование первичных
Экологических представлений У ребёнка формируется экологическая культура, желание беречь природу.
Ребята, нам нужно рассказать Незнайке, почему глобус так раскрашен, как мы сообщим ему, что наша планета зелёная?
Ответы детей
Да, верно мы ему напишем письмо и вложим туда наши карты, чтобы Незнайка раздал их своим друзьям из Цветочного города. Познавательное развитие (коммуникативная деятельность) Ситуативный разговор Круги из картона синего цвета Формирование первичных представлений о планете Земля Ребёнок проявляет любознательность, обладает элементарными
знаниями о природном мире
Наши карты мы изготовим в виде аппликации.
Я вам раздала «круг», на который нужно поместить лес. Дети, какого цвета ваши кружки?
Ответы детей.
Правильно, синего. Почему нашу планету я вам вырезала из синего картона?
Ответы детей.
Верно ребята, мы уже говорили, что большую часть Земли занимают водоёмы, но нам нужно на нашей «карте» о Земле изобразить сушу, которая покрыта растительностью.
Теперь из зелёной цветной бумаги мы заготавливаем мелкие кусочки. Отрываем мелкие кусочки одной рукой, другой придерживаем лист цветной бумаги.
Воспитатель: Молодцы! Хорошо потрудились.
Художественно-эстетическое развитие (конструирование)
Обрывание цветной
бумаги
цветная бумага зелёного
цвета Овладение новой нетрадиционной техникой аппликации (обрывание,
развитие мелкой моторики
Ребёнок стремится освоить новую технику аппликации, у него развита мелкая моторика.
Ребята, наши пальчики устали, мы немного поиграем с ними.
Сосны, ели, (Ладони сомкнуты, пальцы соединены попарно.)
Дубы, березы, клены (Постукивать пальцами друг о друга.)
Это лес – он наш друг зеленый! (Пальцы рук соединить в «замок»)
Добрый друг, он шумит, поет, (Покачивание раскрытых ладоней влево-вправо.)
И в прохладную тень зовет. («Зовущие» движения пальцами рук.) Физическое развитие (игровая деятельность) Пальчиковая гимнастика
«В лесу» Движение Развитие крупной и мелкой моторики, координации движения У ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он стремится осваивать различные виды движения
Ребята, продолжим аккуратно наклеиваем зелёные кусочки бумаги на картонный кружок, оставляя большую часть кружка синей. Наносим тонким слоем клей на небольшой участок картона, накладываем кусочки цветной бумаги и разглаживаем салфеткой. Затем также наклеиваем на другой участок круга, оставляя синие промежутки. Нам нужно наклеить три таких участков
Молодцы! У всех замечательные работы! Теперь мы их отправим Незнайке в Цветочный город.
Художественно-эстетическое развитие (конструирование)
Аппликация
Круги из картона синего цвета,
цветная бумага зелёного
цвета, клей
Совершенствование техники приклеивания мелких деталей, развитие умения из деталей создавать целое
Ребёнок проявляет самостоятельность в конструктивной деятельности,
у него развита мелкая моторика.
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Содержание ННОД Образовательная область (вид деятельности) Формы работы Наличие
средства
у детей Образовательные
задачи Целевые
ориентиры
(характеристики)
Ребята, что мы с вами изготовили?
Ответы детей.
Посмотрите, на наши карты, похожи они на глобус?
Кто мне скажет, что такое глобус?
Ответы детей.
Почему на наших картах большая часть осталась синей?
Ответы детей
Что мы наклеивали из кусочков бумаги зелёного цвета?
Ответы детей.
Ребята, а кто помнит, какие деревья растут в лесу?
Как мы можем защитить наши леса?
Ответы детей. Познавательное развитие (коммуникативная деятельность)
Беседа
Слово
Актуализация элементарных
представлений об объектах живой природы (о лесе, о планете Земля) Ребёнок обладает элементарными представлениями из области живой природы и естествознания