наталия нетишина
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе «В гостях у дедушки и бабушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие.
Задачи:
1) Формировать представления, какую пользу приносят человеку домашние животные и как он о них заботится; развивать умение придумывать фантастическое домашнее животное, используя метод каталога; формировать умение выделять главное, существенное, отделяя все необходимое; развивать критичность мышления, доказывать свою точку зрения; упражнять детей в умении восстанавливать целостный образ по отдельной части. («Познавательное развитие»)
Публикация «Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе „В гостях у дедушки и бабушки“» размещена в разделах
2) Развивать умение придумывать и пересказывать сказку последовательно, эмоционально, логично: учить распространять предложения путем введения определений, однородных членов предложения; совершенствовать навыки ведения диалога, формирования фразы; учить образовывать множественное число существительных, правильно употреблять падежные окончания; добиваться интонационной выразительности речи. («Речевое развитие»)
3) Воспитывать культуру общения с незнакомыми людьми; прививать навыки знакомства; заинтересовать детей, вызвать у них эмоциональный отклик; формировать доброжелательность в общении; развивать умение выражать свои чувства мимикой. («Социально-коммуникативное развитие»)
Методы и приемы:
- репродуктивные: пересказ
- наглядные: рассматривание рисунков, моделей
- словесные: беседа, опрос
- проблемно-поисковые: постановка проблемных ситуаций,
вопросов
- игровые: пальчиковая, подвижная, дидактические игры
- логические: анализ, обобщение.
Формы организации совместной деятельности:
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Подвижная игра
Игровая Игровая ситуация, дидактические игры
Познавательно - исследовательская Решение проблемных ситуаций, моделирование
Коммуникативная Беседы, составление сказки, творческие пересказы, составление и отгадывание загадок, словесные игры, вопросы
Музыкальная Подвижная игра с музыкальным сопровождением
Изобразительная Рисование
Материалы и оборудование: Фотография дедушки и бабушки; картинки с изображением домашних животных; картинка «волк», игрушка - дудочка. Платочек, игрушечный телефон, модели сердечко, портрет, молоко и хлеб, рыба, части животных, конверт. Аудиозапись: голоса домашних животных, рожок пастушка. Плоскостное изображение «хлев».
Последующая работа. Драматизация получившейся сказки с использованием настольного театра и игрушечных зверей. В драматизации могут принять участие все дети: трое детей играют разные роли, остальные — друзей, гостей лисички и мышки
1. Мотивационно - организационный этап
Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какой хороший сегодня день.
Этюд «Улыбка»
Воспитатель. Улыбнитесь, как кот на солнце, а теперь как хитрая лиса, а сейчас как будто вам подарили маленького щенка, улыбнитесь от всей души.
Воспитатель. Ребята, утром нам принесли письмо от наших знакомых — дедушки Вани и бабушки Тани (выставляются фотографии). Дедушка и бабушка живут в деревне, сами много работают и детишек учат. А вы знаете пословицы и поговорки о добре, о труде?
Попробуйте, угадайте их по символам. (Воспитатель достаёт из письма рисунки, дети угадывают и произносят пословицы и поговорки)
1. Жизнь дана на добрые дела. (сердечко)
2. Хорошие поступки украшают человека. (портрет красавицы)
3. Будешь трудиться — будут хлеб и молоко водиться. (хлеб и молоко)
4. Без труда не вытащишь рыбку из пруда. (рыбка)
2. Деятельностный этап
Воспитатель. У дедушки Вани и бабушки Тани в деревне много верных друзей. Люди за ними ухаживают, да и друзья в долгу не остаются. Хотите посмотреть, кто это? Они спрятались в этом домике, который называется «хлев». Внимательно послушайте и угадайте, кто в нем живет. Как только вы угадаете животное, оно сразу вам покажется.
Дидактическая игра «Кто это так кричит?»
Звучит аудиозапись «Голоса домашних животных».
Воспитатель. Закройте глаза. Прислушайтесь. Что вы услышали?
1-й ребенок. Я услышал, как собака лает.
2-й ребенок. А я — как кошка мяукает.
3-й ребенок. Как корова мычит.
4-й ребенок. Как поросенок хрюкает.
5-й ребенок. А я услышал, как лошадь ржет.
6-й ребенок. Как овца блеет.
Воспитатель достает из-за хлева картинки с изображением тех животных, которых назвали дети. О тех животных, голоса которых дети не узнали, воспитатель
загадывает загадки и тоже выставляет картинки на наборное полотно.
Составление загадок о животных
Воспитатель: А сейчас загадайте загадки о животных.
Дети по очереди описывают животных, не называя их, остальные угадывают животное и дополняют описание.
Ребенок. Она большая, рыжая с черными пятнами, умная, дойная,
рогатая.
Ребенок. Маленькая, коричневая, умная, пушистая.
(Коза — маленькая, белая, рогатая, бородатая, бодливая.
Овца — маленькая, пушистая, кудрявая, медлительная. Кошка —
маленькая, пушистая, ласковая, усатая. Лошадь — большая,
тонконогая, быстрая, вороная.)
Воспитатель. Рассмотрите картинки, как можно назвать их одним словом?
Дети. Это домашние животные.
Воспитатель. Какие они?
Дети. Добрые, полезные, нужные.
Словесная игра «Один — много»
Воспитатель. У дедушки и бабушки — по одному домашнему животному, а в деревне их много. У бабушки есть корова, а у соседей.
Дети.. коровы.
Воспитатель. У бабушки есть теленок, а у соседей есть. Дети.. телята.
Воспитатель. У дедушки есть лошадь, а у соседей есть.
Дети.. лошади.
Воспитатель. У дедушки есть жеребенок, а у соседей есть.
Дети.. жеребята. (Коза — козы, козленок — козлята, овца —
овцы, ягненок — ягнята, собака — собаки, щенок — щенки,
кошка — кошки, котенок — котята, свинья — свиньи, поросенок
— поросята.)
Воспитатель. Ночь! (Дети закрывают глаза.) Все животные спят, отдыхают. (Выставляется картинка «волк».) День! (Дети открывают глаза.)
Дидактическая игра «Кто лишний?»
Воспитатель обращает внимание детей на выставленные картинки: корова, собака, коза, овца, кошка, лошадь, волк.
Воспитатель. Кто лишний? Почему?
Дети. Это волк, он — дикое животное, живет в лесу, охотится на других животных. У волка нет друзей, а у нас кругом друзья.
Пальчиковая гимнастика «У меня кругом друзья»
Со мной здоровался петух:
«Ку-ка-ре-ку!» — пропел он вслух.
«Ко-ко»,— услышал я от кур.
Мурлыка-кот мурлыкнул:
«Муррррр.»
А пес Барбос, меня узнав,
Пролаял вежливо: «Гав!
Гав!»
И протянул теленок:
«Мууууу.» Мол, здравствуй,
Скучно одному.
И воробей на ветке вмиг
Чирикнул:
«Жив я, чик-чирик!»
«Как хорошо,— подумал я,—
Что у меня кругом друзья».
Ладонь вверх, указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх. Ладонь располагается
горизонтально. Большой и указательный пальцы образуют глаз.
Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом
положении. Средний и безымянный пальцы упирают в большой. Указательный и мизинец подняты вверх. Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный — вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается. Показывают рожки на голове.
Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку, большие пальцы — головка, остальные сомкнутые пальцы — крылья. Помахать ими. Развести руки в стороны, сомкнутъ с другом в рукопожатии.
Воспитатель. Кого из друзей выберем прогнать волка?
Дети.
Пса Барбоса.
Воспитатель. Ну-ка, пес, полай-ка, волка прогоняй-ка!
Дети.
Гав! Гав! Гав!
Воспитатель. Молодцы, прогнали волка (картинка убирается).
Упражнение «Сочиняем сказку»
Воспитатель. Дедушка и бабушка любят сказки о животных. Давайте придумаем для них новую, необычную сказку. Поможет нам вот эта книжка. Я буду задавать вопросы, а на странице книги будут ответы на эти вопросы. (Дети открывают страницы и указывают слово-ответ. Воспитатель выстраивает сказку в единую сюжетную линию. Сочинение сказки идет в быстром темпе.)
Воспитатель. Жил-был кто?.
(1-й ребенок открывает страничку - «лисичка-сестричка». Воспитатель вслух произносит его.)
1-й ребенок (повторяет всю фразу целиком). Жила-была Лисичка-сестричка.
Воспитатель. Какая она была, какое добро умела делать? (Слово «угощение».)
2-й ребенок. Она была добрая и красивая. Она любила всех зверей угощать.
Воспитатель. Кого злого она встретила? (Слово «коза».)
3-й ребенок. Она встретила злую козу. Воспитатель. Какое зло она умела делать? (Слово «избушка».)
4-й ребенок: Она всех обижала, бодала своими рогами, а добрую лисичку выгнала из ее избушки и сама стала там жить.
Воспитатель. Был у нашей лисички друг. Кто это? (Слово «мышка-погрызуха».)
5-й ребенок. У лисички была подруга мышка-погрызуха.
Воспитатель. Какая она была, что умела делать? (Слово «ловить».)
6-й ребенок. Она всегда помогала лисичке, даже ловила для нее и других гостей рыбу.
Воспитатель. Как мышка-погрызуха помогла доброй лисичке? (Слово «обманывать».) Она решила обмануть козу. Что она придумала?
1-й ребенок. Она прогрызла дырочку, забралась в дом, включила магнитофон, где медведь ревел. Коза испугалась и убежала.
2-й ребенок. Мышка вырыла большую ямку, накрыла ее ветками, а сверху положила угощение для козы. Выманила козу из дома, да та и провалилась. И они с лисичкой стали жить вместе. А козу потом вытащили. 3-й ребенок. Мышка позвала других добрых зверей: белку, ежика, зайца. Они вместе позвали козу играть в салки, в прятки. А потом все подружились.
Воспитатель. Как обычно заканчиваются сказки?
Дети. Все звери устроили потом пир на весь мир.
Воспитатель. Как бы вы назвали эту сказку?
Дети. «Лисичка-сестричка», «Коза - злые глаза», «Лиса, мышка и коза», «Дружба доброй лисы и мышки-погрызухи».
Воспитатель. Попробуем рассказать всю сказку целиком. В конце записана вся сказка (дети рассказывают по моделям сказку – 1-2). Пошлем письмо в деревню, пусть дедушка и бабушка обрадуются. Каждый из вас может рассказать эту сказку целиком дома, тому, кого вы хотите порадовать.
Звучит аудиозапись «Рожок».
Подвижная игра «Стадо и пастушок»
Кто это на дудочке играет? Воспитатель изображает игру
Всех нас на веселый лужок на дудочке.
приглашает?
На носочках выходите, Ходьба врассыпную на носочках,
Пастушка того найдите. руки на поясе.
Воспитатель. А кого пасет наш пастушок, мы сейчас увидим.
Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду,
Потерял пастух дуду,
А я дудочку нашла.
Пастушку я отдала.
Кто дудочку возьмет,
Тот скажет, кого он пасет.
Пока звучит музыка, дети гуляют по лужайке сначала на носочках,
затем на пятках, ходят с высоким подниманием колен, двигаются
галопом. Воспитатель поочередно показывает картинки с элементами
частей домашнего животного. (Грива коня; поросячий пятачок;
кошачьи усы; собачий хвост.)
Дети, угадав животное, изображают его и его детеныша средствами пантомимы.
Воспитатель. Догадайтесь и покажите, кто это?
Дети изображают разных домашних животных.
Воспитатель. Скажи, пастушок, с кем вышел на лужок?
Ребенок-пастушок. Это коровы с телятами, лошади с жеребятами, кошки с котятами, собаки со щенками, козы с козлятами, свиньи с поросятами.
(В роли пастушка выступают дети по очереди.)
Воспитатель. Молодцы и ребята, и пастушки. Покажите, какими домашними животными вы хотели бы быть (ухоженными, веселенькими, чистенькими).
Рисование «Чудесное животное»
Воспитатель. Предлагаю вам, ребята, придумать для дедушки Вани и бабушки Тани чудесное домашнее животное. Какие полезные
части возьмем от разных домашних животных? (Дети по очереди рисуют на мольберте названные части «чудесного животного»)
1-й ребенок. От коровы — рога и вымя. Она будет защищаться от врагов и давать вкусное молоко.
2-й ребенок. От овцы — пушистую шерсть. Бабушка Таня будет вязать носки и рукавички.
3-й ребенок. От лошади — длинные стройные ножки, чтобы наше животное хорошо бегало и умело скакать.
4-й ребенок. От свиньи — туловище и пятачок, пусть будет толстенькое и веселое.
5-й ребенок. От кошки — чуткие ушки, они помогут вовремя услышать и спастись от врагов. 6-й ребенок. От собаки — хвостик, он будет весело помахивать.
Воспитатель. Чем хорошо такое животное? (Ответы детей.) Чем плохо такое необыкновенное домашнее животное? (Ответы детей.)
3. Заключительный этап
Рефлексия «Разговор по телефону»
Воспитатель. Хотели бы вы, ребята, рассказать обо всем дедушке Ване и бабушке Тане? Садитесь, давайте попробуем.
Представьте себе, что я - бабушка Таня (надевает платок). Я беру телефон и звоню всем ребятам по очереди.
Дети складывают ладонь в кулачок и по очереди «берут трубку», беседуют с бабушкой Таней по телефону, рассказывают ей, что, они узнали, чему научились.