Марина Горягина
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию с воспитанниками 6–7 лет «Как Умка маму искал»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие познавательного интереса у детей к зоне крайнего Севера.
Программные задачи:
Образовательные:
• систематизировать знания об особенностях природных условий Крайнего Севера;
• дать представления об элементарных взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания;
• поощрять умение находить способы решения проблемных ситуаций;
• продолжать учить в ходе экспериментирования делать обобщения и умозаключения;
Публикация «Конспект НОД по познавательно-речевому развитию с воспитанниками 6–7 лет „Как Умка маму искал“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Медвежонок Умка
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• активизировать словарный запас по теме;
• формировать навыки связного высказывания.
Развивающие:
• развивать умение ориентироваться в пространстве, интерес к поисковой деятельности, желание экспериментировать;
• совершенствовать процессы памяти, внимания, мышления, наблюдательность;
• развивать мелкую моторику рук;
• способствовать дальнейшему развитию умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, передавая несложный музыкальный ритмический рисунок.
Воспитательные:
• воспитывать у детей отзывчивость, доброту, желание прийти на помощь героям, попавшим в беду, умение радоваться и сопереживать;
• прививать бережное отношение к родной природе, в том числе к Северным районам.
Оборудование: мультимедиа-проектор, экран, ноутбук; глобус, карта Севера, указка, палочки Кюизенера; бубен шамана; математические планшеты; "льдинка" с примерами и буквами (Г, О, С, Р, У, Б); ёмкости с водой, ватные диски, вазелин, бумажные полотенца, пипетки, молоко, пищевые красители, моющее средство.
Предварительная работа: рассматривание географической карты, глобуса; изучение энциклопедии «Полярные регионы. Животный мир»; беседы о Севере: о животных, климатических условиях, о национальных особенностях и виде деятельности людей, живущих на крайнем Севере с показом презентаций; рассматривание иллюстраций научно-исследовательских экспедиций, северных городов, ледоколов, современной снегоходной техники. ; создание макетов «Животный мир Севера», «Чукча в чуме»; чтение сказок народов Севера; просмотр мультфильма "Умка"; встреча с сотрудниками историко-художественного музея г. Моршанска «376 дней на дрейфующей льдине».
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель. Послушайте, ребята, я вам расскажу одну историю:
Приплыл по океану с Севера матрос,
Малюточку - медведя в подарок он привез.
Сидит малыш, тоскует весь вечер на пролет
И мамочку любимую он очень-очень ждет.
Ребята, как вы думайте, по ком тоскует медвежонок? (он тоскует по маме)
Воспитатель. А где живёт его мама? (она живёт на Севере)
Воспитатель. Давайте с вами найдем это место на глобусе.
Рассматривают глобус.
Воспитатель. Скажите, пожалуйста, каким цветом изображен Север на глобусе и почему? (белым, Север - это ледяная пустыня; белый цвет - это цвет снега, холода, льда; океан в этом месте покрыт льдом, толщина которого равна высоте 3-х этажного дома)
Воспитатель. Что ещё вы знаете про Север?
(царство вечного холода, снега и льда;
Северный полюс - самое холодное место на Земле;
погода морозная, холодная, студёная;
дует ледяной ветер – дыхание океана;
могучие ледоколы прокладывают путь во льдах;
Север называют «край земли» потому, что там кончается суша, начинается море, океан; зимой не отличишь, где суша, где океан: кругом лед да снег;
зимой на Севере темно, ни утра, ни дня, ни вечера: круглые сутки ночь, полгода – ночь; это полярная ночь;
на Севере Вечная Мерзлота, поэтому не могут расти большие деревья с мощным, длинным корнем;
суша на Севере называется тундрой; травы почти нет; растут карликовые березки;
за короткое лето успевают вырасти грибы, поспеть ягоды: голубика, морошка, брусника;
только здесь можно увидеть Северное сияние)
Воспитатель. Вы хотите с мишуткой познакомиться? Внимание на экран! (Слайд №2)
Умка. Здравствуйте ребята, меня зовут Умка, я очень хочу к своей маме, помогите мне, пожалуйста!
Воспитатель. Как мы можем помочь Умке вернуться к маме? (отправить обратно домой по почте, самолетом, поездом, обратно отдать матросу)
Воспитатель. А мы можем отправить медвежонка домой одного? (нет, маленьким нельзя передвигаться одним, они могут потеряться)
Воспитатель. Что вы предлагаете? (отправиться в путь вместе, проводить его до дома)
Воспитатель. Чтобы нам с вами не замерзнуть на Севере, предлагаю выбрать ту одежду, которая пригодиться нам на Севере.
Интерактивная игра «Оденься по-зимнему»
Воспитатель. Молодцы! Теперь нам нужно выбрать транспорт. Как вы думаете, на чем можно отправиться на Север? (на оленях, на машине, на вездеходе, на ледоколе, на поезде, лететь самолетом)
Воспитатель. Какой транспорт нас доставит быстрее? (самолёт). Прошу пройти к столам и с помощью палочек Кюизенера собрать выложить самолёт.
Дети выполняют задание.
Воспитатель. Самолет готов, отправляемся в полёт!
Правое крыло на взлёт, (правая рука в сторону)
Левое крыло на взлёт, (левая рука в сторону)
Завели мотор, (вращательные движения рук)
И вот полетел наш самолёт!
Мы летим над облаками. (руки в стороны)
Машем папе, машем маме. (по очереди обеими руками)
Осторожнее: гора! (наклоняются)
Приземляться нам пора! (приседают)
Звучит а/у запись «Гул самолета».
Воспитатель. Вот здесь, среди льдин и снега, живет наш Умка. (Слайд №3)
Умка. Спасибо, ребята, вот я и дома, здесь у меня много друзей. Попробуйте их узнать.
На экране появляются животные Севера, дети их называют
Воспитатель. Скажите, ребята, почему все животные Севера не мерзнут в лютую стужу? (у них густая шерсть, они имеют толстый слой подкожного жира, который защищает их от мороза)
Воспитатель. А хотите узнать почему медведь, тюлень и морж не покрываются корочкой льда, когда вылезают из воды? Чтобы понять, как животные приспособились к таким условиям, проделаем опыт.
Воспитатель. В емкость с водой опустите руку и тут же выньте ее. Посмотрите на нее внимательно. Она мокрая, т. е. покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то вода превратилась бы в корочку льда. Рука замерзла. А теперь вытрите руки и смажьте их кремом (вазелином). Снова опустите руку в воду и выньте ее. Что вы заметили? Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками. И если руку встряхнуть, эти капли с руки слетят. На руке воды не будет, значит, в мороз нечему будет превращаться в лед. Вот почему животные, когда выходят из воды, встряхиваются.
Умка. Ребята, мне очень с вами интересно, но где моя мама?
Воспитатель. Не отчаивайся, Умка! Идем искать твою маму дальше. А чтобы не было так грустно, давайте поиграем и отдохнем.
Физкультминутка
Воспитатель. Чтобы найти маму Умки мы должны отгадать зашифрованное слово, которое подскажет то место, где мама. (Слайд №4).
Выберете кусочек льдинки. Решив пример, вы найдёте порядковое место вашей буквы в слове.
Дети выполняют задание, выкладывают на математическом планшете с помощью резиночек букву; решают пример; находят место своей буквы; составляют слово "сугроб".
Воспитатель. Давайте в месте прочитаем слово, которое у нас получилось.
На экране сугроб "рассыпается" и появляется медведица.
Умка. Ура! Вот она моя мама!
Медведица. Здравствуй, мой маленький непоседа! Огромное спасибо, ребята, что помогли моему Умке добраться до дома. Что же вам пришлось преодолеть, чтобы меня найти?
Ответы детей.
Ребята, вы наверное слышали про самое удивительное явление природы, которое бывает только здесь - Северное сияние? Хотите попробовать сделать его сами?
Опыт «Северное сияние»
Воспитатель. Возьмите и поставьте перед собой тарелку с молоком. Теперь вспомните какие цвета присутствуют в северном сиянии. (желтый, зеленый, красный, синий, фиолетовый).
Воспитатель. У вас на столе стоят емкости с красителями. Каждый из вас набирает в пипетку те цвета, которые вы хотите увидеть в своём северном сиянии. Капните в свою тарелку с молоком краситель, а я добавлю одну капельку моющего средства.
Идет наблюдение детей за реакцией.
Умка. Ура! Молодцы, ребята!
Медведица. Вы были очень внимательными, добрыми, отзывчивыми, старательными. Я очень надеюсь, что вам понравилось на Севере. В награду мы приготовили вам любимое лакомство Умки - «снежки» (зефир).
Умка. До свидания, ребята! Рад нашему знакомству!
Медведица. Ждём вас снова в гости, чтобы узнать ещё много интересного про наш необыкновенный край!
Воспитатель. Спасибо за подарки. Мы очень рады, что помогли нашему маленькому другу. А теперь пора прощаться - в садик надо возвращаться! До свидания!
Правое крыло на взлёт, (правая рука в сторону)
Левое крыло на взлёт, (левая рука в сторону)
Завели мотор, (вращательные движения рук)
И вот полетел наш самолёт!
Вижу, вижу, детвора,
Приземляться нам пора! (приседают)
Звучит а/у запись «Гул самолета».
Воспитатель. Вот мы и дома. Давайте угостим своих друзей "снежками", будем лакомиться вместе!