Татьяна Борисовна Гирфанова
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию «Путешествие Капельки» (подготовительная к школе группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
- систематизировать представления детей о воде, её свойствах, роли в жизни человека и живых организмов; о формах и видах воды (родники, реки, моря, океаны и так далее) ("Познание");
- познакомить с круговоротом воды в природе ("Познание");
- закрепить представления об основных источниках загрязнения водоёмов, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды (Здоровье");
Публикация «Конспект НОД по познавательно-речевому развитию „Путешествие Капельки“ (подготовительная к школе группа)» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
- закрепить умение составлять из букв слова ("Коммуникация");
- закрепить умение правильно строить предложения, развёрнуто и точно отвечать на поставленные вопросы (Коммуникация");
- закрепить умение договариваться друг с другом, действовать в команде ("Социализация");
- способствовать умению управлять своим поведением, соблюдать элементарные правила поведения ("Социализация");
- закрепить образование числа из двух меньших путём сложения ("Познание");
- развивать художественно-эстетическое восприятие, артистические способности ("Музыка");
- следить за осанкой детей, развивать потребность в двигательной активности (динамическая пауза) ("Здоровье");
- развивать любознательность, речь, мышление ("Познание");
- воспитывать бережное отношение к воде, экологическую культуру.
Оборудование:
глобус, проектор, экран, мультфильм "Круговорот", слайды "Вода в природе"; аудиозапись "Вода в природе", набор картинок с изображением состояний воды в природе (на каждого ребёнка, шапочки Капелек по количеству детей, набор цифр и математических знаков; набор букв; схемы-плакаты с изображением "Где и кому нужна вода"; полотно ткани и 10 ленточек голубого цвета.
Предварительная работа:
Чтение стихов о воде и её состояниях: "Град" Е. Серова, "Мороз" Н. Некрасова,"Лёд" Г. Ладонщикова, "Облака" Я. Акима, энциклопедия "Чудо повсюду"; отгадывание загадок; игры "Ручеёк", "Солнце и дождик"; дидактическая игра "Хорошо-плохо"; опыты "Свойства воды"; пение песен о воде, дожде; рассматривание иллюстраций воды в природе и её состояниях; изготовление плаката-схемы "Где и кому нужна вода".
Ход непосредственно образовательной деятельности:
1. Введение в тему:
Воспитатель читает стихотворение:
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам верный друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтоб варились кисели,
Чтобы плыли корабли,
Чтобы не было беды -
Жить нельзя нам без. (воды)
Сообщается тема НОД.
- Что вы знаете о свойствах воды? (ответы детей)
-В каких трёх состояниях встречается вода в природе? (ответы детей).
Детям предлагается разделиться на три команды и выложить из букв эти слова (пар, лёд, вода.)
2. Прослушивание звуков воды в природе с показом слайдов.
Дошкольникам предлагается послушать, как звучит вода в природе. (Пока дети смотрят слайды и слушают звуки воды, на девочку надевается шапочка Капельки).
3. Игровая ситуация.
Появляется девочка в ободке Капельки, приветствует всех и поёт песню
Песня Л. Дубравина "Капельки и дождик"
Капелька : - Я - капелька воды - Капитошка. Я пришла, чтобы пригласить вас в путешествие, которое я осуществляю постоянно. для этого я принесла вам глобус.
(Воспитатель благодарит Капитошку, берёт глобус и предлагает ей присоединиться к детям.
4. Беседа "Путешествие по глобусу".
- Что такое глобус? - (ответы детей)
- Что изображено на глобусе зелёным цветом? - (ответы детей)
- Что обозначается коричневым цветом? - (ответы детей)
- Что обозначено жёлтым цветом? - (ответы детей)
- Что изображено голубым цветом? - (ответы детей)
- Что обозначено белым цветом? - (ответы детей)
- Какого цвета на глобусе больше? - (ответы детей)
- Нашу планету называют Голубой планетой, потому что больше половины её поверхности покрыто водой. Где же живёт вода в природе? - (ответы детей)
- Откуда берут воду океаны, моря, реки? об этом говорится в песне Л. Дубравина
Дети поют песню Л. Дубравина "Капли и море"
- Вот так путешествует наша капелька Капитошка в природе. А из моря и океана воду можно пить? - (ответы детей)
- Какую воду можно пить? - (ответы детей)
- Откуда же берётся пресная вода? - (ответы детей)
- Посмотрите на глобус: где воды больше: в океанах и морях или в реках и озёрах? - (ответы детей)
(Подвести детей к выводу, что воду нужно беречь, так как пресной воды на Земле мало)
-Как воду нужно беречь? - (ответы детей)
- Корабли, которые бороздят океаны, моря, реки тоже загрязняют воду. когда вы вырастите, вы придумаете новые типы топлива, которые не будут загрязнять водоёмы.
5. Музыкальная динамическая пауза "Игры с водой"
- Представьте, что мы плывём на лодке по речке (Идут, покачиваясь, как на волнах, плавно покачивая руками из стороны в сторону)
- Вышли на берег, погладили воду (дети плавно водят руками "по воде" из стороны в сторону)
- Поиграем пальчиками в водичке и поднимаем руки вверх, с них стекают капельки (поднимают руки, играя пальчиками)
- Стряхнули водичку с пальчиков (стряхивают кистями рук).
- Теперь обрызгайте каплями друг друга (дети стряхивают руками друг в друга).
- И опять поплыли в лодочке (игра повторяется).
6. Моделирование "Как рождается речка?"
Дети стоят полукругом. Перед ними выкладывается широкая полоска ткани.
- На Земле много разных рек. Они большие и маленькие, и все куда-то бегут. Большая речка образуется из маленьких рек и ручейков. Вот эта полоска ткани - главная река - она широкая и длинная. А ручейки какие? - (ответы детей)
Детям предлагается выложить ручейки так, чтобы справа их было шесть.
- Сколько их осталось не выложенных? - (ответы детей)
Далее дети выкладывают слева оставшиеся ручейки.
- Сколько всего ручейков? Как вы узнали? -(ответы детей)
Далее воспитатель предлагает пройти к столам и выложить действие с помощью цифр и математических знаков. дети выполняют задание.
7. Просмотр мультфильма "Круговорот воды в природе"
- Почему же в реках и озёрах вода не кончается? Откуда она берётся? Давайте посмотрим об этом мультфильм.
Дети смотрят мультфильм "Круговорот воды в природе"
-Вот так по кругу путешествует наша капелька Капитошка. Вы запомнили, как называется это явление? - (ответы детей)
8. Музыкальная подвижная игра "Ходят капельки по кругу"
- Мы с вами поиграем в интересную волшебную игру. Для этого нам нужно будет превратиться в капельки дождя и стать братиками и сестрёнками Капитошки.
(Звучит музыка,дети надевают шапочки капелек. Воспитатель произносит волшебные слова и игра начинается).
- Я - мама Тучка, а вы - мои дети - капельки. Пора вам отправляться в путь (звучит музыка). Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. (Мама Тучка показывает, что надо делать).
- Полетели капельки на Землю (поиграем, поиграем). скучно им стало по-одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (дети по 2 человека берутся за руки и бегут). Встретились ручейки и потекли одной большой речкой (соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в одной реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (образуют круг). Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут и солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими и превратились в пар, потянулись вверх (присели и медленно поднимаются,постепенно поднимая руки вверх). Испарились они под лучами Солнца, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели:не брызгались, за воротник прохожим не лезли. теперь с мамой побудьте, она по вам соскучилась. А теперь мы превращаемся в мальчиков и девочек (дети снимают шапочки, идут к столам, берут картинки с изображением воды в природе.
9. Игра "загадки и отгадки".
Дети отгадывают загадки и показывают картинки с отгадками.
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт,
И никуда я не пойду,
Покуда он идёт (дождь).
Растёт она вниз головою.
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт,
Заплачет она и умрёт (сосулька).
Рыбам жить зимой тепло,
Крыша - толстое стекло (лёд).
Плывут по небесной речке
Белые овечки (облака).
Много, много звёздочек
Тонких, как стекло.
Звёздочки холодные.
А земле тепло (снежинки).
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днём -
Ищем, ищем - не найдём (роса).
10. Итог занятия.
Дети рассматривают плакат и подводят итог: "Где и кому нужна вода".
Капитошка благодарит за увлекательное путешествие, просит не забывать о пользе воды и бережном к ней отношении и прощается с ребятами.