Коновалова Екатерина
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию «Прогулка в зимний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности
ФИО педагога, должность: Коновалова Екатерина Владимировна, воспитатель.
Возрастная группа воспитанников: средняя группа компенсирующей направленности.
Наименование образовательной организации: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 11 «Звездочка» городского округа города Шарья Костромской области.
Тема: «Прогулка в зимний лес»
Публикация «Конспект НОД по познавательно-речевому развитию „Прогулка в зимний лес“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимние прогулки и наблюдения
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Цель: Расширение и обогащение знаний детей о зиме, о лесе и его обитателях в зимний период.
Задачи:
Обучающая задача: Расширять знания детей о времени года зима, об особенностях жизни диких животных в зимний период. Формировать умение выделять характерные особенности внешнего вида животных, как приспособились к суровым условиям (чем питаются, как спасаются от холода, от своих врагов).
Развивающая задача : Развивать у детей наблюдательность, любознательность, речь, мышление, память; упражнять в отгадывании загадок; развивать мелкую моторику рук; развивать двигательную активность.
Воспитывающая задача: Воспитывать любовь к природе и всему живому.
Интегрируемые образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие»; «Речевое развитие»; «Познавательное»; «Физическое».
Предварительная работа: Беседы о зиме (изменения в природе, одежде людей). Рассматривание картин серии «Зима», «Как зимуют звери в лесу», рассматривание картин «следы животных», чтение загадок о зиме, диких животных, беседы о диких и домашних животных.
Материал и оборудование: Коробочка со снежинками-загадками; картинки-отгадки о зиме; макеты деревьев; презентация «Зимний лес, дикие животные»; ноутбук; корзинка с шишками; игра «Четвертый лишний»; раскраски диких животных.
Методы: Игровой, наглядный, словесный.
Части НООД Деятельность воспитателя
Деятельность детей
Способы
поддержки
детской
инициативы
1 часть – вводная Цель: Привлечение внимания.
Создание образовательной ситуации
Мотивация детей
на предстоящую деятельность Воспитатель: Дети, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте с ними поздороваемся.
Воспитатель: Ребята, я сегодня пришла в детский сад и увидела в нашей группе вот такую интересную коробочку. Хотите узнать, что в ней? Давайте посмотрим. (Открываю, показываю детям, что в ней. Достаю снежинки)
Воспитатель: Посмотрите, здесь снежинки. Но снежинки не простые, а они с загадками. Давайте мы их отгадаем. Слушайте внимательно.
Белый пух лег на дороги,
На ступеньки и пороги.
Знает каждый человек –
Этот пух зовется…
(Снег)
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые …
(Снежинки)
Белый толстый озорник
Носик — острая морковка
От тепла растает в миг
Наш веселый… (снеговик)
Наши окна – как картинки.
Кто художник-невидимка?
На стекле букеты роз
Нам нарисовал…
(Мороз)
Воспитатель: О каком времени года эти загадки? Какое сейчас время года?
Как можно понять, что сейчас зима?
Какая бывает зима?
Воспитатель: Вот, значит, кто нам эту коробочку со снежинками оставил. Ребята, зимушка зима приглашает нас на прогулку в ее зимний лес. Согласны?
Воспитатель: Но для начала, давайте вспомним как нужно вести себя в лесу?
Правильно. А почему нельзя шуметь в лесу? В лесу себя нужно вести тихо, чтобы не напугать лесных жителей.
Воспитатель: Ребята, но прежде чем мы отправимся на прогулку в зимний лес, нам с вами нужно тепло одеться. На улице же зима и холодно.
«Мы наденем валенки (гладят обе ноги одновременно)
Шапку – потеплее (поглаживают голову)
И конечно варежки (гладят руки по очереди)
Шубу побыстрее (поглаживают тело)
И пойдём все вместе
Мы гулять скорее.
Воспитатель: Ну что же, мы все тепло оделись и можем отправляться в путь. В лесу большие сугробы, будем идти высоко поднимая ноги.
Мы шагаем по сугробам,
Поднимай повыше ногу,
Проложи скорей дорогу!
Очень долго мы шагали,
Наши ноженьки устали.
Дети стоят вокруг воспитателя.
Дети: Здравствуйте.
Дети: да.
Дети слушают загадки.
Отгадывают загадки.
Дети: Зима.
Ответы детей. (На улице много снега, деревья голые, без листьев, птицы улетели в тёплые края, солнце греет мало, небо серое, на улице холодно и морозно.)
Дети: Снежная, белая, холодная, морозная.
Дети: Да.
Дети: Не мусорить, не ломать ветки деревьев, не шуметь.
Дети выполняют движения.
Шагают за воспитателем.
Создании ситуации мотивации.
Поддержка инициативных высказываний.
Поддержка инициативных высказываний.
2 часть – основная Цель:
Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми
Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым
Этап осуществления самостоятельной работы детьми
Воспитатель: Вот мы и пришли в лес.
Посмотрите, как красиво в лесу, сколько снега кругом. (на экране зимний лес)
Давайте присядем на пенечки, полюбуемся зимней красотой.
Ребята, а я, кажется, вижу какого- то животного.
Рыжий маленький зверёк
По деревьям прыг да скок.
Он живёт не на земле,
А на дереве в дупле.
Подскажите, кто это?
Почему вы думаете, что это белочка?
(на экране появляется белка)
Воспитатель: Что можем сказать про белочку? Какая она?
Правильно. Зимой белочка меняет шубку с рыжей на серую. Чтобы легче было прятаться от врагов.
Где живет белка?
Чем питается?
А где она их берет зимой?
Молодцы.
Воспитатель: Белочка предлагает нам поиграть с шишками, ей самой пора уходить, ее ждут бельчата. (слайд - зимний лес)
Давайте встанем в круг. (Берут шишки из корзинки)
Шишку я в руке держу,
То сожму, то разожму.
Поиграю с нею –
Ладошки разогрею.
Вот сжимаю правую,
Вот сжимаю левую…
Буду шишки я сжимать,
Буду ручки укреплять.
Спасибо белочке за игру.
Воспитатель: Ребята, кажется, к нам еще один лесной житель бежит.
Комочек пуха,
Длинное ухо.
Прыгает ловко,
Любит морковку.
Кто это?
Почему вы думаете, что это заяц?
(На экране появляется заяц)
Воспитатель: Посмотрите, какого цвета шубка у зайчика зимой?
А летом у него какая шубка?
А почему заяц меняет шубку на зиму?
Правильно. Белая шубка помогает спасаться от врагов, в снегу его не видно.
Чем же питается заяц зимой?
А как вы думаете, есть ли у зайчика норка?
Оказывается, у него нет отдельной норки. Зимним днем он обычно спит в снежной ямке, или прячется под кустом.
Зайца часто называют трусишкой. Как думаете, почему?
Воспитатель: Давайте поиграем с зайчиком, чтобы он нас не боялся.
Физкультминутка:
Зайка беленький сидит (сидя на корточках, шевелим руками, изображая уши заики)
И ушами шевелит
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть, (дрожим стоя, дети поглаживают руки)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать, (прыжки на месте)
Кто - то зайку напугал,
Зайка - прыг и убежал.
(Смена слайда)
Кто же зайку испугал.
Воспитатель: Посмотрите, чьи-то следы на снегу. (на экране следы лисы)
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост — ее краса.
Этот зверь лесной — …
Как вы догадались, что это лиса?
(слайд – лиса)
Посмотрите, какая лиса к нам вышла.
Какого цвета у лисы мех?
Правильно. Лиса зимой окраску не меняет, остается рыжей. А зачем лисе такой пушистый хвост?
Хвост лису согревает и она заметает им следы.
А вы знаете где живет лиса?
Молодцы.
Ребята, лиса с нами хочет поиграть.
Пальчиковая игра «Хитрая лиса»
Звери спрятались в лесу, (сжимаем, разжимаем ладони)
Не найти одну лису. (руки сжаты в кулаке, большой палец вращаем)
Нет ее ни здесь, ни там (прячем большой палец в кулак)
Побежала по холмам. (соединяем пальцы с большим по очереди)
Прыг-скок, прыг-скок
И догнать никто не смог.
Хвостом пушистым следы замела, (одной ладонью гладим другую)
Хитрая плутовка из леса ушла. (шагаем пальчиками, в конце разводим ладони)
Вот какая лиса хитрая, поиграла и убежала.
(следующий слайд)
Воспитатель: Ребята, а мне показалось, еще какой-то зверь прячется в сугробе. Посмотрите.
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?
Воспитатель: А где же он? Почему его не видно?
Конечно, медведь спит в своей берлоге всю зиму. Поэтому мы его зимой в лесу не увидим.
Воспитатель: Ребята, чтобы не разбудить медведя, давайте отойдем от берлоги подальше.
Нам уже как раз пришла пора возвращаться в детский сад.
Идем друг за другом.
(слайд – зимний лес)
Мы шагаем по сугробам,
Поднимай повыше ногу,
Проложи скорей дорогу!
Очень долго мы шагали,
Наши ноженьки устали.
Дети присаживаются.
Дети: Белка.
Ответы детей.
Дети: Пушистая, серая, быстрая.
Дети: Белка живет в дупле.
Питается ягодами, грибами, орехами.
Она делает запасы летом.
Дети встают в круг у пенечков.
Дети выполняют движения, проговаривают слова.
Дети садятся.
Дети: Заяц.
Ответы детей.
Дети: Белая.
Серая.
Ответы детей.
Ответы детей. (Корой деревьев, веточками)
Ответы детей.
Дети: Потому что он боится лису, волка.
Дети выполняют движения, проговаривают слова.
Дети: Лиса.
Ответы детей.
Рыжего.
Ответы детей.
Дети: в норе.
Дети: медведь.
Дети: он спит.
Дети, встают, подходят к воспитателю.
Дети шагают за воспитателем.
Способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относится к их попыткам внимательно, с уважением.
Поддержка инициативных высказываний.
способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относится к их попыткам внимательно, с уважением
Поддержка инициативных высказываний.
3 часть – заключительная Цель: Создать у детей радостное настроение от хорошо проделанной работы.
Подведение итогов, деятельности. Воспитатель: Вот мы с вами и вернулись в детский сад.
Вам понравилась наша прогулка в зимний лес?
Кого мы встретили в зимнем лесу?
Какие это животные? Домашние или дикие?
А кого мы не увидели?
Что вам запомнилось в нашей прогулке?
Воспитатель: Ребята, по смотрите, нам зимушка-зима оставила в подарок вот такие раскраски с лесными жителями.
Я предлагаю пойти в группу и их раскрасить.
Дети: Да.
Дети: белку, зайца, лису.
Дети: дикие, потому что они живут в лесу. Медведя, потому что он спит.
Ответы детей.
Поддержка инициативных высказываний.
Плавный вывод детей в самостоятельную деятельность