Ольга Щербакова
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Сесть в лужу»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарный план НОД в подготовительной к школе группе
по познавательному развитию
«Побледнел он, словно мел, хвастунишка в лужу сел!»
Разработала:
Щербакова Ольга Михайловна,
воспитатель
Цель: усвоение значения крылатого выражения через анализ литературного произведения.
Детская цель : научиться понимать значения крылатых выражений
Задачи
Развивающие: развивать воображение и логическое мышление, умение делать выводы на основе анализа литературного источника.
Публикация «Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе „Сесть в лужу“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Образовательные: расширять словарный запас и обогащать разговорную речь детей за счёт использования крылатых выражений, формировать умение к месту употреблять их в своей речи.
Воспитательные: способствовать воспитанию любви к русскому языку, развитию нравственных качеств личности, воспитывать культуру речи.
Материалы и оборудование:
• Проектор.
• Иллюстрации крылатых выражений.
• Карточки с цифрами по количеству детей.
• Карточки с заданиями.
Ход непосредственно образовательной деятельности :
Организационный момент:
Чем дальше в будущее смотрим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим.
Хоть новому принадлежим.
Россия-мать! Тебе хвала!
В веках ты видела не мало,
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.
Сегодня мы обратимся к выражениям, возникшим в быту из народных обычаев, традиций, ремёсел и празднеств. Это крылатые выражения, пословицы и поговорки. Для разминки предлагаю вам рассказать о смысле народных пословиц, в которых есть числа:
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Семеро одного не ждут.
Семь бед – один ответ.
Один в поле не воин.
Один за всех, и все за одного.
ИИгра «Отвечай-ка» Я буду задавать вопросы, а вы подумайте, о чём я спрашиваю.
Какой друг лучше новых двух? (старый)
Что колет глаза? (правда)
Что красит человека? (дело)
Что дороже любых денег? (уговор)
Что берёт города? (смелость)
Кто своей тени боится? (трус)
Кому всегда праздник? (ленивому)
Какая ворона боится куста? (Пуганная)
Пословицы, поговорки и крылатые выражения - в них заключается народная мудрость. Хотите научиться понимать их значения? Для этого нам поможет одна сказка. Хотите послушать?
Основная часть.
Чтение сказки «Медвежонок и пчёлы».
- Ребята, вам понравилась сказка? Какое настроение она вызвала у вас?
Беседа по вопросам.
- Что делали медведица с медвежатами?
- Что они ели на завтрак?
- Куда отправился медвежонок Рома?
- Кто услышал разговор медведей и предупредил пчёл?
- Покусали ли пчёлы медвежонка, спасая дупло с мёдом?
- Как медвежонок спасся от пчёл?
- Что сказала жаба? Как вы понимаете это выражение в буквальном и в переносном смысле?
В переносном смысле крылатое выражение «сесть в лужу» означает оказаться в неловком, неудобном, смешном или глупом положении. Появилось оно в русском языке с тех времён, когда люди выясняли отношения с помощью кулаков. Один из драчунов мог в прямом смысле оказаться сидящим в луже.
Рассмотрим иллюстрации сказок и решим, в какой из них герой «сел в лужу».
«Заяц-хваста»
«Песенка мышонка»
«Ёж и заяц»
«Учёный сын».
ИИгра «Продолжи предложение» по картинкам.
- Чтобы не сесть в лужу… ( ситуации: на концерте, на уроке, уборка в комнате)
ИИгра «Закончи выражение». Изобрази животное только мимикой и жестами:
Голоден, как … (волк)
Хитёр, как … (лиса)
Труслив, как … (заяц)
Здоров, как … (бык)
Нем, как … (рыба)
Грязный, как … (свинья)
Упрямый, как … (осёл)
Колючий, как … (ёж).
Работа в командах. А сейчас предлагаю вам разделиться по командам с помощью карточек с цифрами. Проходим к тому столу, где такая же цифра. Каждая команда по своей картинке определяет, какое крылатое выражение на ней изображено и объясняет значение этого выражения в прямом и переносном смысле.
А сейчас предлагаю продолжить игру вместе с нашими гостями. Представим, что мы обращаемся к народной мудрости. Ребята называют образные выражения, а вы объясните, пожалуйста, как вы их понимаете.
Мышиная возня
Считать ворон
Раскрыть душу
Надуть губы
Железное здоровье
Колючий характер
Скользкий человек
Открытое сердце
Острый язык
Рефлексия. Сегодня мы с вами познакомились со словами, выражениями, имеющими переносный смысл. Мы узнали, что это делается для того, чтобы наша речь была более красивой и интересной. Расскажите, что вы узнали нового? Что было интересно?