Диляра Фазылова
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Как растения красят ткань» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 480 ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА»
Конспект НОД по познавательно-исследовательской
деятельности с использованием ИКТ для детей
подготовительной к школе группы
Тема: «Как растения красят ткань»
Фазылова Диляра Таминдаровна
воспитатель гр. 6
г. Челябинск
2022г
Цель: Познакомить детей со способом производства тканей из хлопка, со способами окрашивания ткани, используя растения.
Задачи.
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Растения. Изучаем мир растений
- Ткань. Свойства и виды ткани
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2023
Образовательные:
• Обогащать знания детей о способности растений окрашивать ткань.
Формировать у детей интерес к исследовательско-поисковой деятельности.
Развивающие:
• Развивать навыки экспериментальной деятельности.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Предварительная работа:
• Беседы с детьми на тему растения.
• Рассматривание овощей и фруктов.
• Разгадывание загадок о растениях.
• Составление презентации с воспитанницей Самойловой К.
Материалы к занятию.
Демонстративный материал:
Иллюстрации с изображениями работы мастеров-ремесленников.
Раздаточный материал:
Стаканы с водой, кусочки овощей и фруктов, лоскутки белой ткани.
Оборудование:
• Фартуки, щипцы для экспериментирования, поднос.
Ход НОД:
Воспитатель приглашает детей, обращает их внимание на себя:
В-ль: - Ребята! Посмотрите, что я принесла вам? Как вы думаете, что это?
Дети: Предполагаемые ответы
В-ль: - Этот сундук достался мне от бабушки. Помните, я про неё я вам рассказывала? Я предлагаю посмотреть, что там находится.
В-ль и дети открывают сундук, а в нём лежит разная ткань
В-ль: - Ребята, посмотрите, что это?
Дети: Предполагаемые ответы.
В-ль: правильно! Это ткань
В-ль: А кто знает, что же такое ткань?
Ответы детей.
В-ль: Ткань — текстильное полотно, изготовленное на ткацком станке
В-ль: А хотите узнать, из чего и как получается ткань?
Ответы детей.
В-ль: Сейчас нам Катя поможет нам в этом.
Рассказ с презентацией (Самойлова К)
Слайд №2. На полях выращивают удивительное растение – хлопок. Это – хлопковое поле, вот так он растет. Хлопок любит тепло, поэтому растет на юге, где много солнца и тепла.
Слайд №3. Хлопок похож на коробочки с ватой. Когда он созревает, коробочки лопаются, а в каждой из них – будто кусочек ваты.
Слайд №4. Раньше хлопок собирали руками. Это очень тяжелая работа.
Слайд №5. Теперь это делает хлопкоуборочный комбайн.
Слайд №6. Собранный хлопок раскладывают на солнце сушить.
Слайд №7. Затем вяжут в тюки и везут на прядильную фабрику.
Слайд №8. Там его разрыхляют, очищают от семян и расчёсывают. Получается вот такая вата. Из такой ваты делают нити.
Слайд №9 А уже из ниток ткут ткань на ткацких станках. Качество тканей зависит от толщины нитей: из толстых ниток получаются толстые ткани, например, джинсовая ткань, а из тонких – легкие, тонкие, такие как ситец, сатин. Это очень трудная и кропотливая работа, которая занимает длительное время. Представьте, сколько необходимо сплести ниточек между собой для небольшого куска ткани. Технология изготовления всех тканей примерно одинакова. Сначала ткут из ниток однотонное полотно светлого или серого цвета, а затем его выбеливают для белых тканей, или наоборот раскрашивают в разные цвета.
Слайд № 10 Существуют специальные художники, которые придумывают разные рисунки для тканей, а потом с помощью специальных машин наносят рисунок на ткань.
Наши далекие предки крайне редко окрашивали саму ткань. В основном окрашивалась пряжа или волокно. Красители использовали только натуральные, растительного и животного происхождения, реже минеральные. Многие народы для приготовления красок использовали дикие травы. В большинстве случаев, из корней, листьев или стеблей растений готовили отвар. Затем в этот отвар погружали ткань в развернутом виде и долгое время кипятили.
В-ль: - Люди с давних пор знают о том, что некоторые растения выделяют много сока. Сок растений бывает разного цвета и оттенка. Ремесленники научились с помощью этого сока окрашивать белую ткань. Как вы думаете, для чего они это делали?
Предположения детей.
В-ль: - Вы правы, люди всегда хотели ярко и красиво выглядеть.
Ответы детей.
В-ль: но для начала мы должны приготовить раствор. А для этого отгадайте загадку?
Ответы детей.
- Тогда слушайте внимательно:
Бордовый этот корнеплод –
На свете слаще нет!
Готовит весь честной народ
С ней борщ и винегрет. (свекла)
- Молодцы, это действительно свекла.
Воспитатель показывает детям корнеплод. Дети рассматривают его. Воспитатель обращает их внимание на его форму, размер, окраску.
- Ребята, где растет свекла на земле или под ней?
Ответы детей.
- А кто может сказать, какого цвета свекла внутри?
Предположения детей.
- Как это узнать?
Ответы детей.
- Я предлагаю, разрезать свеклу и посмотреть. Хотите?
Ответы детей.
Воспитатель разрезает свеклу. Показывает детям разрез.
- Какого цвета свекла внутри?
Ответы детей.
- Как вы думаете, что произойдет, если опустить свеклу в воду? Хотите это проверить?
Ответы детей.
Воспитатель в пластиковый стакан наливает немного воды и кладет туда свеклу разрезом вниз. Дети наблюдают за результатом эксперимента.
- Ребята, что произошло? Почему?
Ответы детей
- В свекле много сока, он яркого бордового цвета. Когда мы опустили свеклу в воду, то она окрасилась. Как вы думаете, какие овощи и фрукты обладают таким же свойством? Как это проверить?
Предполагаемые ответы детей.
- Как вы думаете, что произойдет с тканью, если мы её опустим в стакан со свеклой? Почему? Какого цвета она станет?
Ответы детей
Игра «Угадай, какой цвет получится»
Воспитатель. Угадайте, какой цвет может получиться, если покрасить ткань малиной (показ карточки с изображением малины).
Ответы детей.
Воспитатель. Клубникой (показ карточки с изображением клубники).
Ответы детей.
Воспитатель. Вишней (показ карточки с изображением вишни).
Ответы детей.
Воспитатель. А вот посмотрите, какие цвета ткани люди получали из разных растений : (слайды 12 – 18)
Светло коричневый – шелуха лука (цвет зависит от цвета шелухи).
Красный – крушина (свежая кора; сухая – красно-коричневый цвет).
Оранжевый – дикая яблоня (кора).
Желтый – крушина (ягоды; при длительном варении – зеленый цвет).
Зеленый – крапива (листья).
Синий – Иван-да-Марья (цветы).
Черный–клён (листья).
Воспитатель. А теперь пусть наши глаза немного отдохнут.
Гимнастика для глаз
Раз – налево, два – направо,
три – наверх, четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмём немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много – много,
Чтоб усилить в тысячу раз!
В-ль: Мастера заметили, что если растения проварить в воде, то результат окрашивания изменится. Как вы думаете, что произойдет? Почему?
Ответы детей.
- Хотите об этом узнать?
Ответы детей.
В-ль: - У меня в контейнерах есть настои разных растений : цедры апельсина, шелуха лука и свеклы. Я приготовила их дома. Посмотрите на них. Как вы думаете, где настой, какого растения?
Ответы детей.
В-ль: - Желтый настой сделан из цедры апельсина, луковая шелуха – коричневый цвет, а фиолетовый – из свеклы.
Ответы детей.
В-ль: - Я предлагаю вам попробовать окрасить ткань разными растительными растворами. Хотите?
Ответы детей.
Дети экспериментируют. Наблюдают за результатом.
Воспитатель обращает внимание на стаканы со свеклой. (Вода с сырой свёклой, вода из отваренной свёклы)
В-ль: - Какой раствор из свеклы ярче окрасил ткань? Почему?
Предположения детей.
- Ремесленники заметили, что проваренные и настоявшиеся в воде растения ярче окрашивают ткань.
Рассматривание результатов экспериментирования.
- Таким образом, с помощью растений люди научились делать нарядную красивую ткань. Это свойство некоторых растений используют до сих пор. Такая ткань считается полезной для здоровья
Воспитатель. Окрашивать ткань мы научились. А теперь, как настоящие художники, давайте узоры на тканях, а в этом нам помогут наши растворы из овощей и фруктов.
Рисование «Узоры на тканях» Также можно предложить порисовать на тканях красками. Самостоятельная работа детей