Картазаева Наталья Александровна
Конспект НОД по по социально-личностному воспитанию и развитию речи на тему «Добро и милосердие»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1. Формировать у старших дошкольников представление о добре и милосердии
2. Побуждать проявлять чувство милосердия к окружающим людям, сверстникам, оказывать им внимание, помощь, делать это доброжелательно, искренне.
3. Продолжать учить детей различать добро и зло, анализировать результаты своих слов, мыслей, поступков.
4. Воспитывать в детях умение осознано делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести.
Публикация «Конспект НОД по по социально-личностному воспитанию и развитию речи на тему „Добро и милосердие“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
5. Развивать в детях стремление проявлять добро и милосердие разными способами.
6. Систематизировать и расширять представления детей о людях с ограниченными возможностями;
7. Формировать доброжелательное, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями;
8. Активизировать словарь по теме животные и их детёныши, словарь сложных слов и синонимов.
9. Совершенствовать умение составлять сложноподчиненные предложения и образовывать притяжательные прилагательные.
10. Развивать фонематический слух.
10. Развивать образное мышление, выразительность речи, память.
Ход занятия:
1 Организационный момент:
Логопед: Дети, кто из вас может сказать, что такое доброта?
Ответы детей.
Логопед обобщает: Доброта – это способность помогать людям и животным, сопереживать, делать людям благо, приносить радость, помогать, защищать,
2. Определение темы занятия:
Сегодня мы поговорим о доброте и милосердии.
Вы уже рассказали мне, что такое добро, а я сейчас расскажу вам, что такое милосердие. Это слово сложное и состоит из двух слов: милость и сердце.
Слово милосердие — очень древнее слою.
Оно является синонимом слова доброта.
Кто помнит, что такое синонимы?
Обобщение логопеда: синонимы – это слова, которые пишутся и произносятся по- разному, но обозначают одно и тоже.
Наши далекие предки называли человека милосердным, если он проявлял заботу о других людях. Милосердный человек сочувствовал им, утешал их, если с ними приключалась беда.
Считалось очень плохим поступком не оказать помощь нуждающемуся, не заметить горе другого, не проявить сочувствие, сострадание.
Такого человека называли бессердечным. Это слово тоже сложное и состоит из двух слов: без сердца.
А какие синонимы можно подобрать к слову бессердечный?
Ответы детей.
Логопед обобщает: бесчувственный, бесчеловечный, бездушный, черствый.
К кому нужно проявлять милосердие?
Ответы детей.
Обобщение логопеда: к растениям, животным, игрушкам, старшим и старым, друг к другу.
3. Обсуждение рассказа Катаева «Цветик Семицветик»
Ребята, вы все знаете сказку про Цветик Семицветик? Как вы думаете, девочка Женя была милосердной и доброй? В чем проявилось ее доброта?
Ответы детей.
А теперь давайте представим, что у каждого из вас есть один такой лепесток. Какое доброе дело совершили бы вы.
Ответы детей: составление сложноподчиненных предложений : «Если бы у меня был волшебный лепесток, я бы….»
4. Чтение рассказов и беседа по тексту. Выделение звука «Л» из слов.
Ребята, сейчас я прочитаю вам рассказы, и мы поговорим о поведении людей.
«ДОБРАЯ ЗЛАТА»
Злата сидела на скамейке и ела булку с колбасой. Подошла к Злате бездомная собака. Она поглядела на колбасу, потом на Злату и тихо заскулила. По глазам собаки было видно, что она давно не ела.
Злата отломила половину булки и отдала голодной собаке. Та моментально всё съела. Затем собака потянулась к Злате и стала ласково лизать её ладони.
Как вы думаете, Злата была доброй девочкой? Почему?
Обобщение логопеда: конечно, нужно быть милосердным не только к людям, но и к животным.
А теперь давайте вспомним, какой звук чаще всего встречался в рассказе?
Обобщение логопеда: действительно, мы недавно познакомились со звуком «Л» Давайте расскажем про него все, что вы знаете
Дети рассказывают, что звук «Л» - согласный, звонкий, может быть твердым и мягким.
«ПЛОХОЙ ПОСТУПОК»
У подъезда на ступеньках сидел маленький котёнок. Около него, опустив голову, стоял большой пёс — долматин. Пёс злобно лаял на котёнка.
Недалеко, на скамейке, сидел Влад, хозяин пса. Он глядел на свою собаку и улыбался. Маленький котёнок съёжился и пищал.
Из подъезда вышла пожилая женщина. Она подняла котёнка, а псу скомандовала: «Фу! Нельзя! Пошёл вон!» Потом женщина подошла к Владу и сказала: «Нашёл себе забаву! И тебе не стыдно?» Влад ответил: «А что? Я ничего не сделал!» «Вот это-то и плохо!» — заметила женщина.
Беседа о поведении Влада.
Обобщение логопеда: быть милосердным, это значит не только не делать ничего плохого, но и помогать тогда, когда тебя даже не просят об этом.
А теперь давайте вспомним, какие слова со звуком «Л» встретились нам в этом рассказе.
Один ребенок называет слово, а следующий определяет место звука «Л» в этом слове.
5. Физ. пауза Игра: «добро и зло»
Ребята, вы слышали пословицу: «Добро сильнее зла» «Добро побеждает зло»? Почему так говорят?
Ответы детей.
Обобщение логопеда: Потому что в жизни добро всегда идет рядом со злом. Если бы не было добра, то мы бы не знали, что такое зло. А если бы не было зла, то мы бы так не старались, чтоб победило добро. Добро - это что-то хорошее и правильное. А зло - это что-то отрицательное, плохое. Добрый герой - всегда защищает всех. А злой всем делает что-то плохое, всем мешает.
Давайте сейчас попробуем поиграть в игру «добро и зло»
Дети встают в круг.
Я буду называть вам какой-то поступок, а вы улыбаетесь и поднимаете большие пальцы рук вверх, если поступок добрый, и делаете грустное лицо и опускаете пальцы вниз, если поступок плохой.
- мальчик помог бабушке перейти дорогу
- дети сделали кормушку для птиц
- мальчик бросил камень в бродячую собаку
- дочка помогла маме убрать со стола
- малыш упал и плачет, а девочка помогла ему встать и утешила его
- дети стреляют из рогатки по птицам
- ребята смеются над мальчиком в инвалидной коляске
- драться с друзьями
- помогать бабушке, маме.
- покормить бездомную кошку
- полить засыхающий цветок
- насыпать зерна в кормушку
- ломать постройки
6. Физ. пауза. Игра «добрые слова»
Сейчас мы поиграем в интересную игру, которая называется: «Добрые слова»
К нам в гости пришел маленький ягненок. Кто знает его папу и маму?
Уточнение названий: баран, овца.
А кто родители у жеребенка, теленка, поросенка, утенка, гусенка, щенка, волчонка….?
Ягненок потерялся и очень расстроился. Мы дети добрые и должны помочь ему. Сначала давайте скажем, чей дом мы будем искать?
Обобщение логопеда: овечий или бараний.
А теперь, чтобы ягненку не было грустно при поисках своего дома, давайте каждый скажет ему доброе слово.
Все дети становятся в круг, передают друг другу ягненка и говорят ему «доброе» слово. (Внимательный, отзывчивый, весёлый, трудолюбивый, доброжелательный, искренний, ласковый, заботливый, душевный, терпеливый, щедрый, благородный, мудрый, жизнерадостный, милосердный, человечный, радушный, добрый.)
6. Игра: «Назови добрых героев сказок и рассказов»
Ребята, давайте на прощание посоветуем нашему ягненку почитать сказки, где есть добрые герои, когда он вернется домой.
Давайте сейчас попробуем вспомнить всех добрых героев сказок.
(Доктор Айболит, Белоснежка, Буратино, Золушка, Красная Шапочка, Золотая рыбка, Герда….)
Обсуждение добрых дел и милосердных поступков каждого героя.
7. Просмотр мультфильма: «Про Диму»
И в конце занятия я предлагаю вам посмотреть мультфильм «Про Диму»
Обсуждение мультфильма:
Как вы думаете, почему Дима сидел в тени и не играл с детьми?
Можно дружить с таким мальчиком?
Хочется ли ему дружить со сверстниками?
Нуждается ли он в милосердии?
10. Итог.
Мы сегодня поговорили с вами о добре и милосердии. А как сделать так, чтобы добро на земле умножалось?
Ответы детей.
Обобщение логопеда: Самому совершать добрые поступки и оказывать
помощь слабым, больным и старым.