Лариса Полякова
Конспект НОД по патриотическому воспитанию «Мы помним» ко Дню Победы в старшей группе
▼ Скачать +Заказ
Цель: дать детям представление о тяжёлых годах ВОВ; показать все тяготы этого времени; развивать чувство патриотизма, любовь к Родине.
Приоритетная образовательная область: «Социально - коммуникативное развитие».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Образовательные задачи
1. Образовательные задачи по приоритетной области:
Публикация «Конспект НОД по патриотическому воспитанию „Мы помним“ ко Дню Победы в старшей группе» размещена в разделах
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Социально – коммуникативное развитие: Расширить знания детей о Великой Отечественной войне, познакомить дошкольников с жизнью многострадального народа.
Формировать патриотические чувства, на основе героического подвига народа в года Великой Отечественной войны.
Воспитывать любовь к Родине, интерес к её исторической истории, уважения к героям Великой Отечественной войны.
Воспитывать чувство гордости за народа, победивший врага.
2. Образовательные задачи, решаемые в интеграции образовательных областей:
Познавательное развитие: Уточнять, расширять и закреплять представления о Великой Отечественной войне.
О защитниках Кавказа, а так же малой родины.
Речевое развитие: Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи.
Воспитывать культуры речевого общения.
Обогащать словарный запас.
Развивать умение детей поддерживать беседу.
Побуждать детей интересоваться смыслом новых слов.
Художественно – эстетическое развитие: Прослушивание и разучивание песен военных лет.
Физическое развитие: умение ориентироваться в пространстве, делать упражнения в такт слов.
Предварительная работа: чтение произведений о ВОВ, заучивание стихов, рассматривание картин и иллюстраций о защитниках Кавказа, рассматривании фотографий ветеранов войны.
Материалы и оборудование: аудиозапись песен о войне: музыка Ф. Шуберта «Военный марш», музыка «Последнее письмо» С. Туликов, М. Пляцковский.
Плакаты, посвящённые Дню Победы.
Панорама фотографий с изображением боевых сражений, военной техники посвящённой битве за Кавказ.
Портреты Ветеранов Защитников малой Родины.
Солдатские письма (треугольники, медали.
Фотографии памятников воинам-освободителям Кавказа.
Листы А - 4, цветные карандаши для изготовления открыток.
Ход НОД:
Дети с воспитателям заходят в прихожую музея, где висят плакаты посвящённые Дню Победы.
Воспитатель :
Здравствуй, небо, голубое,
Здравствуй, солнце, золотое,
Здравствуй, матушка земля,
Здравствуйте, мои друзья!
- Здравствуйте!
- Давайте, скажем, здравствуйте, нашим гостям!
Ребёнок, замечает плакаты посвященные празднику Победы и читает на нё м надпись: 9 МАЯ.
Воспитатель : Что это за праздник?
Ребё нок: 9 Мая – это День Победы нашего народа над немецко – фашистскими захватчиками. В этот день и радость, и печаль рядом. Радость – от победы, печаль - от воспоминаний о тех, кто погиб на полях сражений.
Воспитатель : Да, в этом году наш народ будет отмечать 70 летие Великой Победы.
Воспитатель : Когда началась война?
Дети: 22 июня 1941года.
Воспитатель : Была остановлена мирная жизнь народа. Началась великая отечественная война. Война разрушила судьбы миллионов людей. Люди не испугались, поднялись и пошли на встречу темным силам. Жертвуя жизнью, они становились защитниками отечества.
- Ребята кого можно назвать защитникам отечества?
Дети: Солдат, моряков, лётчиков, офицеров, которые воевали с фашистами и победили их.
Воспитатель : Да, все, те, кто защищал свою Родину от врагов.
Раздаётся стук в дверь. Под музыку Ф. Шуберта «Военный марш» входит строевым шагом солдат.
Солдат: Здравствуйте ребята.
Воспитатель : Как хорошо, что ты пришёл солдат. Кто как не ты сможет рассказать нам о солдатской взаимопомощи, смелости, храбрости, подвиге солдата.
Солдат:
Я, ребята на войне
В бой ходил, горел в огне.
Мёрз в окопах под Москвой
Но, как видите, - живой.
Все люди помнят и чтят память тех, кто сражался, кто погиб, защищая свою страну и свой народ.
- А как о них помнит?
Дети:
- В память о героях поэты слагают стихи.
- Композиторы пишут песни.
- Им возводят памятники.
- Освящают храмы.
- Их именем называют города, села, улицы, микрорайоны.
- О них снимают фильмы.
- Пишут книги.
- Возлагают цветы, во время праздников.
Солдат: Ещё создают музеи, где хранят материал о нашей истории. Я вас всех приглашаю в музей.
Музей называется «Спицевка – вчера, сегодня, завтра».
В музее собрана информация о прошлом, настоящем села Спицевка.
Солдат: Дети, а где находится Спицевка?
Дети: В России, на Северном Кавказе.
Солдат: Я, хочу вам рассказать о защитниках Кавказа.
Среди важных событий Великой Отечественной войны по праву считается битва за Кавказ, длилась 442дня с 25 июля1942 по 9 октября 1943 года.
Враг хотел захватить Северный Кавказ из – за богатейших месторождений: нефти, угля, медной руды других полезных ископаемых.
В музее есть панорама посвящённая освобождению Кавказа.
Давайте подойдём и рассмотрим.
Здесь можно увидеть фотографии с изображением боевых сражений, военной техники.
Солдат: Кто участвовал в защите Кавказа?
Дети: Солдаты, танкисты, лётчики, разведчики, артиллеристы, зенитчики.
Солдат: Мы видим колону танкистов со знаменем, идущих в бой.
Бои велись не только на земле, но и в воздухе. Самолёты штурмовики ИЛ – 2 летят сражаться в небе с немецкими захватчиками.
Далее на фотографиях мы видим парашютистов – десантников перед погрузкой на бомбардировщик.
Здесь мы видим прославленный на всю страну полк ночных бомбандировщиц. Девушки летали на маленьких тихоходных машинах У – 2, на малых высотах подбирались к врагу и атаковали. Лётчицы были удостоены звания Героя Советского Союза.
- Кем ещё на войне были женщины?
Дети: санитарками, радистками, зенитчицами.
Солдат: На этой фотографии мы видим пехотинцев ведущих бой из окопа.
Окоп – это самодельное земляное укрытие для ведения огня стоя.
Далее, мы видим орудие, стреляющие в верх по воздушным целя, это зенитная установка, стреляющая по вражеским самолётам.
Для защиты перевалов от проникновения врага были созданы специальные отряды воинов альпинистов.
- Ребята, как вы думаете, почему воины альпинисты принимали участие в войне?
Дети: На Кавказе горы.
Солдат: Да, на Кавказе есть горы, а альпинисты, специально обученные солдаты по ведению боя в горах. По горам танкам, машинам не проехать, и поэтому бойцам альпинистам приходилось преодолевать горные вершины, перенося, орудия, патроны.
Среди многих фотографий мы видим одну выделяющуюся от всех с улыбками на лицах солдат, женщин, детей, это приветствуют освободителей.
Многие воины погибли при освобождении Кавказа. И чтобы увековечить память, в горах Кавказа возведены памятники.
- Ребята, вы знаете стихотворения о защитниках Кавказа?
Ариана:
Зимней, летней ли порою,
Каждый день и каждый час
Помнит Родина героев,
Павших в битве за Кавказ.
Солдат: Захватить Кавказ, а в придачу нефть и плодородные земли Ставрополья немецким захватчикам не удалось.
Какими должны были быть солдаты, чтобы победить врага?
Дети: смелыми, отважными, бесстрашными, меткими, героями.
Солдат: Что солдаты должны были уметь хорошо делать?
Дети: стрелять, бегать, прятаться.
Солдат: Да ребята, благодаря именно и этим качествам, только сильные, умелые, ловкие воины смогли победить в этой войне.
А вы ребята то же сильные, умелые, ловкие?
Сейчас проверим. В шеренгу друг за другом становись.
Физкультминутка:
Равняйсь. Смирно.
Раз, два – дружно в ногу,
Три, четыре – твёрже шаг.
На парад идут солдаты,
И чеканят дружно шаг.
На право, на право, на право.
Шагом марш.
На месте стой. Раз. Два.
(Во время физ. минутки дети разворачиваются на панораму посвящённую
ветеранам войны села Спицевка)
Здесь собран материал о наших земляках. Земляки – так называют людей родившихся в одном селе.
С начала ВОВ более 700 спицевцев ушли на фронт. Здесь представлена информация о некоторых ветеранах Великой Отечественной войны.
Ветеран Великой Отечественной войны Гончаров Иван Георгиевич ушёл на фронт в 18-и летнем возрасте 1943году, по распределению был направлен служить в авиаполк - пулемётчиком, где продолжал уничтожать фашистских акупантов, был повторно ранен в бою. После лечения в госпитале продолжил службу в этом же авиаполку до Победы.
Но не только мужчины проявляли героизм во время войны. Многие женщины и девушки тоже ушли на фронт. Они летали на боевых самолётах, были радистками, оказывали помощь раненым бойцам.
Ветеран Великой Отечественной войны Семененко Фёдор Фёдорович в августе 1941 года ушёл на фронт, окончил инженерно – полковую школу.
В сентябре 1942 года был ранен при обороне Кавказа.
Ветеран Великой Отечественной войны Шевченко Иван Порфирьевич.
Будучи военным водителем, солдат Шевченко И. П. служил в 1941 году в транспортном батальоне, с 1942 по 1945-й в отдельном транспортном батальоне.
Ветеран Великой Отечественной войны Азаров Григорий Андреевич.
Участвовал в защите нашей Родины.
Но не только мужчины участвовали в боевых сражениях, многие девушки женщины ушли на фронт.
14 девушек – комсомолок призвали в армию из села Спицевка (4 девушки погибли смертью храбрых, 10 девушек вернулись с Победой)
Достойный вклад в достижении Победы над врагом, внесла и 56-я армия, боевой путь которой связан с героической эпопеей сражения на Кавказе.
В 56-ю армию входил 485-й полк, 3-я батарея в которой воевали девушки из села Спицевка и одна из них Ветеран Великой Отечественной войны Гончарова - Токарева Александра Георгиевна в мае Александра Григорьевна будет праздновать 70летие Великой Победы.
Ветеран Великой Отечественной войны Бугримова Нина Никитична служила в 485-м зенитном полку, который
связан с героической эпопеей сражения на Кавказе.
Ветеран Великой Отечественной войны Чернявская Анна Павловна с 1942 по 1945год в составе главной базы Черноморского Флота, участвовала в защите и освобождении Северного Кавказа, за что награждена медалью «За Оборону Кавказа».
437 уроженцев села Спицевка погибли в борьбе с фашизмом. Мы не имеем права забыть о тех солдатах, которые погибли ради нашего светлого будущего.
- Как называют героический, самоотверженный поступок?
Дети: - Подвиг.
- Как называют человека, который проявил в бою храбрость, отвагу, бесстрашие?
Дети: - Герой.
Солдат: В селе Спицевка есть Герой Советского Союза Никитин Василий Егорович.
Ребё нок: Герой Советского Союза Никитин Василий Егорович в 18 – летнем возрасте ушёл на фронт. Отважный герой погиб в 19 лет, он успел расстрелять 50 фашистских солдат.
Василию Егоровичу посмертно присвоено звание Герой Советского Союза.
Солдат: В честь героев называют города, улицы. В нашем селе есть улица Героя Советского Союза В. Е. Никитина, так же есть бюст герою, расположенный в мемориале.
Солдат: А какие вы знаете пословицы о храбрости солдата?
Дети:
1. Умелый боец везде молодец.
2. Хорош в строю - силен в бою.
3. Солдатское дело - воевать храбро и умело.
4. Русский солдат не знает преград.
5. Красна девушка косами, а солдат орденами.
6. Набирайся ума в учении, храбрости - в сражении.
7. Друг за друга стой - и выиграешь бой.
Звучит музыка «Последнее письмо» С. Туликов, М. Пляцковский.
Солдат: Ребята, вы знаете, что это за треугольник свернутый из бумаги?
Дети: Это военное письмо.
Солдат: Солдаты писали письма на листочке бумаги, а затем складывали его так, что бы получился треугольник. Письма были без марок, стояла только печать полевой почты.
Я прочту одно из таких писем.
Стихотворение Е. Трутневой «Фронтовой треугольник»
Дорогие мои родные!
Ночь. Дрожит огонёк свечи.
Вспоминаю уже не впервые,
Как вы спите на тёплой печи.
В нашей маленькой старой избушке,
Что в глухих затерялась лесах,
Вспоминаю я поле, речушку,
Вновь и вновь вспоминаю вас.
Мои братья и сёстры родные!
Завтра снова я в бой иду
За Отчизну свою, за Россию,
Что попала в лихую беду.
Соберу своё мужество, силу,
Стану недругов наших громить,
Чтобы вам ничего не грозило,
Чтоб могли вы учиться и жить!
Солдат:
Вот такие письма писали солдаты домой своим родным и близким.
Ребята, а вы бы хотели попробовать свернуть такое письмо и подарим ветеранам в день Великой Победы 9 Мая.
Давайте пройдём и сядем за столы и сделаем.
Ребё нок: Солдат, что за сумка у тебя на плече?
Солдат: Это военный планшет, в нём лежат важные донесения, военная карты, письма солдат и бумага для писем. Сейчас я достану бумагу и вам раздам для выполнения работы.
(Дети с помощью солдата слаживают письма).
Солдат: Возьмите письма и подарите ветеранам войны. А я с вами прощаюсь, меня ждут в других Детских садах.
Замолк последний залп войны,
И вроде легче стали беды.
Как самый светлый день страны,
В сердцах солдат – парад ПОБЕДЫ.