Людмила Борисова
Конспект НОД по патриотическому воспитанию «История создания Славянской письменности» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие с детьми старшего дошкольного возрста.
Авторы: Нагибина Раиса Васильевна, Борисова Людмила Алексеевна.
Время проведения: 35 мин.
Тип занятия: изучение нового материала
Виды деятельности:
1 часть
Задания, направленные на закрепление знаний;
Задания, направленные на развитие речи и обучение грамоте;
Просмотр видеофильма;
Словесные игры;
Слушание стихотворения;
Рисование наскального рисунка;
Слушание музыки.
2 часть
Рассматривание выставки старинных, церковных книг;
Темочки:
- День славянской письменности (Кирилл и Мефодий), 24 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Игра-соревнование;
Продуктивная деятельность (изготовление азбуки);
Рефлексия.
Цель: Познакомить воспитанников с историей создания письменности, со святыми Кириллом и Мефодием.
Задачи:
продолжить формировать интерес и уважения к родной культуре, показать её взаимосвязь со славянской культурой;
расширять представление детей о культурном наследии нашего народа;
развивать творческие способности, воображение, внимание, память;
содействовать развитию интереса, любви к книге;
познакомить детей со старинными книгами и старославянскими алфавитами;
обратить внимание детей на значимость названий каждой буквы кириллицы;
формировать у детей представление о сходстве и различии современной и славянской азбук;
закрепить технические приемы рисования карандашами, пастелью;
развивать общую, мелкую моторику, внимание творческое воображение;
воспитывать патриотическое отношение к своей Родине, уважение к истории и культуре русского народа.
Словарная работа: глаголица, кириллица, аз, буки, веди, Кирилл, Мефодий, славяне, предки.
Оборудование: мультимедиа оборудование, мольберт, мяч.
Материалы:
Демонстрационный: славянские азбуки, старинная книга, компьютерная презентация, свиток с посланием;
Раздаточный: восковые пластины с деревянными палочками по количеству детей, картинки-смайлики с буквой на обратной стороны, трафареты букв, простые и цветные карандаши, пастель, клей.
Методы и приё мы:
Словесные: художественное слово, беседа, вопрос – ответ, вопросы проблемного характера;
Игровые: сюрпризный момент, игра с мячом «Я начинаю –ты заканчивай»;
Практические: рассказывание пословиц, рисование послания на восковых пластинах деревянными палочками.
Ход занятия.
(дети стоят полукругом воспитатель каждому дарит смайлики для хорошего настроения и предлагает посмотреть на другую сторону картинки)
Воспитатель : Посмотрите, ребята, что изображено на другой стороне?
Ответы детей: Буквы
Воспитатель : Назовите каждый свою букву! (дети называют каждый свою букву). Придумайте слово на свою букву (дети называют слова)
Воспитатель : Зачем нужны буквы?
Ответы детей: Благодаря тому, что есть буквы, мы можем читать и писать, а также общаться друг с другом на расстоянии – написать письмо, узнать что – то новое из газет или прочитать интересную книгу.
Воспитатель : А, хотите узнать, как появились буквы?
Воспитатель : Тогда сейчас мы с вами отправимся в путешествие, но не по городам и странам, а в путешествие во времени. Мы заглянем в далёкое прошлое. Узнаем, как появились буквы. Но сначала ответьте мне на такие вопросы.
Воспитатель : Как называется наша страна, где мы с вами живём? (ответы).
СЛАЙД (Звучит мелодия песни о Родине)
Воспитатель : Да, мы с вами живём в стране, у которой удивительно красивое имя – РОССИЯ.
Воспитатель : Россия – это наша Родина! Что такое Родина?
Ответы детей: Родина – это место, где мы родились и живём. Родина родная как мать и отец. Родина у каждого человека одна.
Воспитатель : Каждый человек должен помнить, откуда он родом, кто его предки.
Упражнение: «Подбери родственные слова» к слову Родина.
Варианты ответов: род, родословная, родственники, родная, родился, Родина, роднулька.
Воспитатель : Своей статью все пригожие,
Все разные и все похожие,
Зовётесь ныне – россияне,
А издревле вы славяне.
Воспитатель : Да мы славяне – славный народ! И русские, и украинцы, и ещё многие страны назывались славянами. Много лет назад у России было другое имя – Русь, а населяли её славяне, наши далёкие предки.
Воспитатель : Кто такие предки?
Ответы детей: Это люди, которые жили много – много лет тому назад, это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек.
Воспитатель : Вот с такими умными и любознательными ребятами я хочу отправиться в далёкое прошлое, а в этом нам поможет вот эта старинная книга. Я её открою, а вы закройте глаза и повторите за мной:
Покружитесь, повернитесь
В прошлое перенеситесь.
(педагог обращает внимание детей на экран телевизора).
СЛАЙД (На слайде наскальные рисунки)
Воспитатель : Ребята, вот мы и оказались в прошлом времени.
А как вы думаете, что это? (ответы детей). О чём рассказывают эти рисунки? (ответы детей).
Воспитатель : Да, эти наскальные рисунки были найдены на стенах пещер, в которых, когда – то жили древние люди. Это были первые шаги человека к созданию письменности. Постепенно люди стали заменять рисунки символами.
СЛАЙД (на слайде наскальные рисунки – символы)
Воспитатель : Как вы думаете, что хотели сказать люди, нарисовав это? Удобно ли было обмениваться такими «письмами?» (ответы детей)
СЛАЙД (демонстрация наскальных символов – букв).
Воспитатель : Надписи делались на камнях, скалах, доске. Конечно, переносить такие «письма» на расстояние было неудобно, и понятно, что эти знаки можно было понять по – разному. А какое послание вы бы хотели оставить? Давайте попробуем написать символами о сегодняшней погоде и нашей прогулке.
(Дети берут восковые пластины и деревянные палочки.
Рисуют предложенный сюжет).
Легко ли было древним людям так писать?
Воспитатель : Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность. Письменность – это настоящее сокровище, которым овладел человек.
СЛАЙД (Иллюстрация с изображением Кирилла и Мефодия. Звучит торжественный колокольный звон).
Воспитатель :
По широкой Руси нашей, матушке,
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
Воспитатель : Вы знаете, кто такие Кирилл и Мефодий? Посмотрите фильм.
СЛАЙД (видеофильм)
СЛАЙД (изображение славянских азбук – глаголица и кириллица)
Воспитатель : Два брата Кирилл и Мефодий создали славянские азбуки : глаголица и кириллица. Название азбуки «глаголица» происходит от слова ГЛАГОЛ, что обозначает «речь». Буквы глаголицы применяли для написания церковных книг.
СЛАЙД (изображение азбуки – кириллица).
Воспитатель : Азбука «кириллица» получила название в честь одного из братьев - Кирилла. (со всеми детьми проговариваем слово «кириллица»). В кириллице 43 буквы. Внешний вид букв славянского алфавита помогает нам увидеть мир глазами наших предков. Каждая буква не повторима и имеет своё имя: веди, люди, буки, земля. Славянские буквы гораздо сложнее и труднее русских, для их запоминания нужно было больше времени и усилий. Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «земля», «люди», «покой». Буква А называлась «Аз», Б – «Буки». Получилось слово «АЗБУКА».
СЛАЙД (изображение современной азбуки).
Воспитатель : Вот это современная азбука и по ней мы учим буквы и учимся читать. В народе так и говорят: Сначала «аз» да «буки», потом науки. Именно с азов начинается путь каждого из нас в мир знаний.
Ребята, давайте вспомним пословицы о пользе учения.
Игра с мячом «Доскажи пословицу».
Что написано пером, не вырубишь (топором).
Грамоте учиться, всегда (пригодится).
Век живи – век (учись).
Повторение – мать (учения).
Без муки нет (науки).
Ничего не мыслить – век (киснуть).
Идти в науку – терпеть (муку).
Ум хорошо, а два (лучше)
Ум без книги, как птица (без крыльев).
Воспитатель : Есть и другие пословицы о языке, а что они означают вы сейчас расскажите (дети рассказывают, как они понимают пословицу).
Не бросай слов на ветер.
По речи узнают человека.
Хорошую книгу читать не в тягость.
(дети стоят перед экраном).
СЛАЙД (на слайде изображён свиток)
Сейчас мы с вами читаем книги, а раньше люди писали вот на таких свитках
(сюрпризный момент) – из – за телевизора выпадает свиток.
Воспитатель : Ребята, что это?
Дети: Свиток.
Воспитатель : На таких свитках писали наши предки! Похоже это нам послание наших предков. Я думаю, нам нужно его прочитать (разворачиваю свиток). Ребята, я не могу прочитать. Я не знаю, что тут написано, но думаю, что что – то важное. Как нам поступить, кто поможет нам прочитать послание. (предложения детей).
Воспитатель : Ребята, а у нас в детском саду есть воспитатель – Людмила Алексеевна, которая увлекается старинными книгами, она сможет нам прочитать это послание.
2 часть занятия – продуктивная деятельность
(дети с педагогом идут в другую группу. Рассказывают о свитке и просят помочь прочитать послание).
Воспитатель : Хорошо. Я вам помогу.
Воспитатель : А как вы думаете, что это за знаки.
Дети: Думаем, что это буквы.
Воспитатель : Я тоже думаю, что это буквы, только они совсем не похожи на эти (показываю алфавит) Они из очень древнего алфавита. По ним учились читать и писать люди, которые жили много – много лет назад.
(Дети рассматривают выставку старинных, церковных книг, стоит мольберт)
Воспитатель : Ребята, подойдите к столу.
(На столе лежат книги, написанные древнеславянскими буквами).
Воспитатель : Скажите, вы можете прочитать, что здесь написано?
Дети: Нет.
Воспитатель : Эти книги очень старинные и написаны они старославянскими буквами.
(Дети рассматривают книги. Педагог предлагает рассмотреть церковную книгу, где содержание написано старославянским алфавитом с переводом на современный. Из книги выпадают листы, с изображением букв «Глаголицы и «Кириллицы», размещает их на мольберте)
Воспитатель : А вот и разгадка. Это старославянские азбуки.
Ребята, посмотрите, на какой из азбук вы видите знакомые буквенные знаки.
Дети: «Глаголица»
Воспитатель : Правильно. Всего 43 буквы-сестрицы смотрят на нас со старинного алфавита. Именно они помогут нам прочитать, что на свитке (размещаю свиток)
Воспитатель : Сейчас мы будем по очереди искать буквы со свитка в алфавите и подписывать их современное значение внизу. Так мы узнаем, что это за слово.
Предлагает детям расшифровать письмо. Для расшифровки письма можно использовать разные приемы работы с детьми:
Дети работают всей группой
Командами (дети делятся на две команды). На каждом столе образец «Глаголицы» и письмо.
Двумя командами по принципу соревнования.
(Дети разгадывают послание выбранным способом)
Воспитатель : Что же у нас получилось?
Дети: Азбука.
Воспитатель : Я, кажется, догадалась, почему здесь написано это слово. Вам нужна азбука, и у меня она есть. Вы скоро пойдете в школу, и должны обязательно научиться читать.
Ребёнок (читает стихотворение)
Алфавит наш лучший друг, знают все на свете!
Букв есть множество вокруг, учат их все дети.
Книжки чтобы прочитать, азбуку должны все знать!
Воспитатель : Я хочу подарить вам азбуку. (Достаёт азбуку, открывает, а там всего одна буква. Остальные страницы пустые)
Воспитатель : Как же так. Куда исчезли все странички. И что теперь делать? (предложения детей). А давайте мы сделаем свою азбуку.
Нам придется очень постараться, чтобы восстановить пропавшие странички.
(На подносах лежат заготовки страниц и трафарет буквы. Простой карандаш, клей, карандаши, Восковые мелки, пастель)
Воспитатель : По трафарету нужно обвести букву простым карандашом в верхней части листа. Затем обвести по контуру цветом и закрасить. (Средства рисования выбирают сами,
Затем вы выберите картинку на свою букву и приклеите ее в нижней части листа, (картинки лежат на отдельном столе)
Когда все закончат работу, собираем листы и скрепляем их в книгу.
Воспитатель : Посмотрите, какая у нас получилась замечательная азбука. Вы очень хорошо потрудились. У вас в группе всегда будет своя азбука. И вы сможете все научиться читать.