светлана кожуро
Конспект НОД по ознакомлению старших дошкольников с трудом плотника на русском Севере
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ: Продолжать работу по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста через знакомство их с фольклором, укладом жизни, ремеслами и промыслами мастеров русского Севера.
Развивать у детей интерес к прошлому России ее народу.
ЗАДАЧИ:
Приобщать детей к истокам народной культуры через расширение знаний о жизни и быте русского народа.
Обогащать и расширять словарный запас (печник, клеть, пятистенка)
Учить детей точно описывать предметы и объекты.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению старших дошкольников с трудом плотника на русском Севере» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Старшая группа
- Строитель. Знакомство с профессией
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Побуждать к использованию жестов, мимики, движений, выразительной интонации при рассказывании потешек, закличек.
Продолжать учить детей правильно строить сложные предложения, упражнять в согласовании слов между собой.
Учить видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части, устанавливать функциональное назначение каждой из них, определять соответствие форм, размеров, местоположения этих частей.
Закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, планировать процесс изготовления предмета, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.
Развивать умение детей видеть прекрасное и реализовывать его в своем творчестве.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
- Занятия, беседы, чтение книг, рассматривание иллюстраций по истории России
- разучивание народных игр, песен, потешек, пословиц и поговорок;
- знакомство с русским народным костюмом.
Изготовление заготовок для панно.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- костюмы детей, кукла в национальном костюме, клей, ножницы, краски, кисти, ватман, мешочки со свежими спилами деревьев березы, сосны, подборка изображений с видами русской деревни
Возраст детей 6-7лет (подготовительная группа) Продолжительность занятия 35 минут.
Ход ЗАНЯТИЯ
Дети входят в зал под русскую народную музыку Вступительная беседа
Яков: Здравствуйте, робята. Давненько ко мне не захаживали. Ну, проходите в избу, да рассаживайтесь по лавкам. Поглядите, какие я себе хоромы отстроил!
Помогали мне друзья- плотники. А знаете ли вы, кто такие плотники (ответы детей)
Подойдите вот сюда, да помогите мне с инструментом разобраться. Найдите инструменты- помощники в работе плотника, строителя, да по местам разложите.
Дидактическая игра «Подбери пару»
(Дети подбирают пару, соединяя картинку с теневым контуром)
А что вы можете рассказать вот об этом инструменте? (Показывает топор)
- Топор всему голова.
-С топором весь сеет пройдешь.
-Без топора — не плотник, без игл — не портной.
-Не бравшись за топор, избы не срубишь.
-Топором и лес валили, и ложку могли выстругать.
Не для лета изба рубится, а для зимы.
Яков: Русские избы изумляют плотницким искусством : ни одного гвоздя, а стоят — не сдвинуть. Много терпения требовалось для возведения крыши. Доски для нее тесали топором.
Яков: А про какой инструмент я вам сейчас загадаю загадку:
Доску грызла и кусала,
На пол крошек набросала,
Но не съела ни куска, —
Знать, невкусная доска.
(Пила)
- правильно отгадали, ну теперь пойдем за мной, попробуйте догадаться по запаху, какие деревья я использовал при строительстве?
(в холщевых мешочках находятся свежие спилы сосны, березы, дуба- дети по запаху определяют деревья)
Ну, а это что за инструмент?
У конька у горбунка
Деревянные бока.
У него из-под копыт
Стружка белая бежит.
Деревянная речка,
Деревянный катерок,
А над катером вьется
Деревянный дымок.
(Рубанок)
С чем в загадке сравнивают рубанок? Почему? Поглядите –ко, в окно, вооон по реке карбас идет, людей на работу везет. А берег то высокий какой у нас, далеко мою избу видать! Как вы думаете, правильное ли место я выбрал под строительство дома? (ответы детей)
Любимым местом для возведения деревни и строительства русских изб был берег реки или озера. Крестьяне при этом руководствовались и практичностью – близость к реке и лодке как средству передвижения. Из окон избы, стоящей на высоком месте, открывался красивый вид на озеро, леса, луга, поля, а также на свой двор с амбарами, на баню у самой реки.
Дом строился основательно, «на века», место для него подбиралось достаточно высокое, сухое, защищенное от холодных ветров – на высоком холме. Деревни старались располагать там, где были плодородные земли, богатые луга, лес, река или озеро. Избы ставились так, чтобы к ним был обеспечен хороший подъезд и подход, а окна были обращены «на лето» — на солнечную сторону.
На севере дома старались располагать на южном склоне холма, чтобы его вершина надежно закрывала дом от буйных холодных северных ветров. Южная сторона всегда будет хорошо прогреваться, и в доме будет тепло.
Ну, а теперь пройдемте через «Золотые ворота» да на улку выйдем, полюбуемся красотой, на муьтимедийной доске меняются фотографии русской деревни, реки, леса
Р. н. игра «Золотые ворота»
Девоньки- красавицы, расскажите, как вы улком да переулком шли
Песня «Уж я улком шла, переулком шла»
- Поиграли, потешились, а теперь пора и за работу:
-ребята, сегодня мы с вами много узнали о житье и быте наших предков, давайте и мы с вами попробуем изобразить русскую избу вот на этом ватмане, а работать мы с вами будем все вместе.
Изготовление панно: группа делится на подгруппы,
1-я подгруппа наклеивает заготовки бревнышек на ватман, заранее подготовленный
2-я подгруппа делает заготовки для березы и наклеивает их
3-я подгруппа наклеивает заготовки бревнышек для забора.
4-я подгруппа рисует на панно водоем.
5- кто-то из детей раскрашивает дом, украшает его окном и ставнями.
- Славно поработали, пора бы и подкрепиться чаем с пирогами