Ерохина Марина
Конспект НОД по ознакомлению с природным и социальным окружением в средней группе «Чудо на подоконнике»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с природным и социальным окружением в средней группе
на тему: «ЧУДО НА ПОДОКОННИКЕ»
[/i][/b]
ЦЕЛЬ: познакомить обучающихся с законами природы на примере прорастания растения из семени и правилами самостоятельного выращивания растений.
ЗАДАЧИ:
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с природным и социальным окружением в средней группе „Чудо на подоконнике“» размещена в разделах
познакомить с технологией выращивания растений из семян в комнатных условиях;
расширить представление о растениях, которые можно вырастить на подоконнике;
закрепить навыки ухода за растениями;
формировать познавательный интерес к изучению окружающего мира.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:
Занятие построено в интерактивной форме, что соответствует рекомендуемому возрасту.
НЕОБХОДИМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:
Телевизор, презентация, телефон с фотокамерой, чтобы сделать фотографии для отчёта.
Для организации практической работы необходимы: горшки, совочки, лейки, почвогрунт, дренаж, набор семян.
ХОД НОД:
Воспитатель: - Здравствуйте ребята, давайте начнем наше сегодняшнее занятие с загадки.
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.
Что это? (ответы детей)
Воспитатель: - Это КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ, для которых неважно: зима или лето за окном, которые всегда растут на подоконнике и радуют нас своими зелеными листочками.
Воспитатель: - А кто знает, для чего люди сажают растения дома?
(ответы детей)
Воспитатель: - Они очищают воздух и дают нам кислород. Они красивые и радуют нас своими цветами или необычными листочками. А еще на подоконниках могут расти и съедобные растения! Кроме того, декоративные и душистые растения положительно влияют на настроение человека. Поэтому к числу растений-целителей можно смело отнести любое растение, которое способно доставить радость своим хозяевам.
Воспитатель: - Растут ли у вас дома на подоконниках цветы? Какие?
Воспитатель: - Кто посадил те цветы, которые растут у вас дома? Наверное, у вас дома все цветы посадила мама или бабушка. Но вы уже достаточно взрослые, чтобы самим посадить и вырастить свое собственное растение - только нужно знать, как это правильно сделать. И сегодня мы с вами узнаем, что нужно, чтобы вырастить дома самое настоящее растение: как его выбрать, как посадить, как за ним ухаживать. Мы с вами будем садоводами-исследователями.
Воспитатель: - Для начала давайте посмотрим, как вы хорошо вы знакомы с комнатными растениями. Посмотрите на экран, вы видите фотографии комнатных растений, знаете ли вы, что это за растения, как они называются?
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ – «НАЙДИ РАСТЕНИЕ»
Педагог обращает внимание детей на фотографии растений, может предложить ребятам назвать знакомое им растение, а затем подойти к экрану и показать на него указкой, а может сам указывать на фотографию, предлагая назвать растения.
(на фотографиях изображены кактус, герань, фиалка, плющ, фикус, орхидея)
Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы хорошо знаете комнатные растения. А как вы думаете, домашние цветы - это живая или неживая природа?
(ответы детей)
Воспитатель: - Цветок тоже живой, и для того, чтобы жить, он тоже растет, дышит, питается. Поэтому для того, чтобы вырастить дома растение, нам нужно о нём заботиться, как о любом живом существе. Но для начала нужно растение посадить.
Воспитатель: - Кто из вас знает, что нужно, чтобы посадить растение?
(ответы детей)
Воспитатель: - Во-первых, растению нужно выбрать место - например, подоконник. Сначала нужно выбрать для этого окно. Северная сторона дает слишком мало света, и нам понадобится дополнительная лампа для освещения. Южное окошко дает много солнца и света, но в жаркий полдень нужно будет прятать растения от палящих лучей. Лучше всего растения себя чувствуют на подоконниках с юго-восточной и юго-западной стороны. Это примерно то окошко, где можно видеть, как утром встает или вечером садится солнце.
Воспитатель: - Давайте посмотрим на окошки нашей комнаты и подумаем, какое окошко будет самым лучшим для выращивания нашего сада?
(Воспитатель вместе с детьми выясняет, на каком подоконнике самые оптимальные условия для растений).
Воспитатель: - Во-вторых, нам понадобятся инструменты. Наш крохотный сад, конечно, не потребует многочисленного инвентаря. Но в любом случае, нужно будет насыпать землю из пакетов в горшочки, делать ямки для семян, закапывать, рыхлить. Для этих целей подойдет и обычная столовая ложка. Но если вы беретесь за дело, можно обзавестись детским набором для песочницы: совочек, грабельки, лейка все - как у настоящего садовника!
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ- «САДОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»[
/b]
Воспитатель: - Давайте проверим, знаете ли вы, для чего можно использовать эти садовые инструменты.
-Если нам нужно пересыпать землю в горшочек, что мы возьмем? (совочек)
-Если нужно полить растение, что мы возьмем? (лейку или ведерко)
-Если нужно сделать в земле ямку, что мы возьмем? (совочек)
-Если нам нужно прорыхлить землю в горшочке, что мы возьмем? (грабельки)
-Ну вот мы с вами уже почти садоводы-садовники!
-Куда мы будем сажать наше растение? В землю!
-Где нам взять землю, чтобы посадить растение?
(ответы детей)
Воспитатель: - Землю для посадки можно накопать возле дома или в саду неподалеку, но там могут обитать черви, другие насекомые, там могут быть семена сорных растений, осколки битого стекла. Поэтому для садовых работ лучше купить в магазине большой пакет с уже просеянной и обогащенной удобрениями почвой. А еще нам понадобится керамзит - камушки, которые нужно сыпать на дно каждого горшка для того, чтобы там не застаивалась вода. Без керамзита земля может закиснуть, и растение заболеет
Воспитатель: - Конечно же, нам понадобятся ГОРШОЧКИ, в которые мы будем сажать растение! Это могут быть практичные и яркие пластиковые горшочки, продолговатые контейнеры или классические керамические горшочки. Нашим растениям понравятся и старые кружки с отбитыми ручками, и емкости от йогуртов, и даже непромокаемые картонные упаковки от кефира. Главное, чтобы эти «домики для растений» радовали ваш взгляд и удачно вписывались в интерьер комнаты. Итак, у нас есть всё, чтобы вырастить свой маленький сад. Или еще не всё?
Что еще нам необходимо?
Конечно же, семена.
Что именно мы будем выращивать в своем саду?
(Педагог демонстрирует семена, приготовленные для посева В том случае, если проект организован вместе с родителями, необходимо дать ребятам возможность показать те семена, которые они принесли).
Воспитатель: - А вы знаете, что семена - это настоящее чудо природы? Какие тайны хранит семечко? И в чем его волшебная сила? Как из маленького семечка вырастает растение?
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Чудесное превращение: от семечка до плода»
[/b]
Беседа по вопросам:
• Что помогло семени проснуться?
(вода, тепло и воздух)
• Что произошло с семечком дальше?
• Почему корни всех растений растут вниз, а проростки тянутся вверх?
• Какое чудесное превращение произошло с семечком?
Воспитатель: - Вот как из маленького семени вырастает растение, как оно тянется к свету. Давайте и мы потянемся и разомнемся, подражая нашим зеленым друзьям.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ»
Говорит цветку цветок:
«Подними-ка свой листок».
(дети поднимают и опускают руки)
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой
(дети шагают на месте, высоко поднимая колени)
Да головкой покачай
Утром солнышко встречай
(вращение головой)
Стебель наклони слегка -
Вот зарядка для цветка.
(наклоны)
А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся.
(встряхивание кистями рук)
Наконец готовы все
День встречать во всей красе.
Воспитатель: - Вот теперь мы готовы к наполнению жильцами нашего миниогорода.
Какие же растения мы можем там посадить? Может, вкусные и полезные? Ведь будет так здорово принести на кухню то, что мы вырастили сами.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ПОСАДКА ЦВЕТКА
(Как правильно садить растение в новый горшок)
(На дне горшка размещают слой дренажа примерно на 1/3 или 1/4 горшка. Далее насыпают слой свежей земли и формируют холмик. На холмике аккуратно расправляют корни и досыпают землю до корневой шейки растения.
Землю надо слегка утрамбовать, немного полить и поставить горшок на постоянное место. Удобрение в этот момент не вносится, а уход осуществляется обычный).
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ «ПОСЕВ СЕМЯН КАБАЧКА»
Воспитатель: - Ребята, сейчас каждый из вас выберет семена.
(Детям предоставляется возможность выбрать для посадки семена. Дети под руководством воспитателя сеют семена).
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, куда поставить контейнеры, чтобы семена быстрее проросли и лучше росли?
Воспитатель: - Мы сделали очень важное и нужное дело: мы посеяли семена и дали жизнь новым растениям. Теперь мы с вами будем наблюдать, как будут расти наши новые растения из семян. А для этого что мы будем делать регулярно? Правильно, поливать землю и убирать сорняки, чтобы те не мешали им расти.
Рефлексия:
Воспитатель: - Чем сегодня занимались? Что вам больше всего понравилось?
Дети: - Отгадывали загадки, находили семена и их плоды, сеяли семена.
Воспитатель: - Чему вы научились?
Дети: - Научились различать семена и плоды, сеять семена в почву.
Воспитатель: - Молодцы! Дети, есть пословица о труде «Труд красит человека» и еще «Что посеешь, то пожнешь».
Воспитатель: - Теперь вы знаете и умеете все, что нужно для выращивания своего растения, что теперь самое главное это поливать, ухаживать за «новой жизнью».