Кузнецова Екатерина
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Путешествие в прошлое народного быта»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
• продолжать знакомить с жилищем русского народа, дать понятие «горница».
• Обобщять и систематизировать знания детей о истории и быте русского народа : одеждой, жилищем, предметами обихода.
• Активизировать словарь детей: чугунок, ухват, кочерга, лапти, самовар, горница, печь.
• Закреплять умение отвечать на вопросы распространенными предложениями.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в старшей группе „Путешествие в прошлое народного быта“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Старшая группа
- Темочки
• Прививать любовь к русским народным традициям, воспитывать бережное отношение к старинным вещам и чувства патриотизма и гордости за свою страну.
Предварительная работа.
Чтение русских народных сказок : «Волк и лиса», «Морозко», «Кот петух и лиса», «Лиса и кувшин».
Слушание народных мелодий Рассматривание картин, иллюстраций с изображением жилища.
Проведение народных игр «Салочки», «Горелки», «Волки во рву»
Дидактические игры: «Что было, что стало», «Узнай что это?», «Выставка старинных вещей»
Материал: презентация о русском быте, шкатулка с иллюстрациями, лапти, прялка, веретено, самовар, блюдо с сушками.
Ход НОД.
Входит воспитатель в русском народном костюме.
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня на мне одет русский народный костюм - белая рубаха, красный сарафан. В такой одежде ходили очень давно ваши пра-прабабушки, когда вас еще не было. Скажите ребята, чем отличается народный костюм от современной одежды, которую носят сейчас? Какую одежду носят ваши мамы? (модные юбки, брюки, кофты, блузки).
Воспитатель: Да ребята, отличается. Но не только одежда и все окружающие предметы, вся жизнь стала другой. Ребята а вы хотите отправится в прошлое и узнать как жили ваши пра-прабабушки?
Тогда давайте отправимся в прошлое, давайте закроем наши с вами глазки и представим что мы отправляемся в прошлое.
Воспитатель: Открывайте глазки. (слайд 2- Русская изба) Ну вот, мы и оказались в русской избе. В избе была одна комната – горница. Она была и кухней и спальней. Ребята, а вы знаете, какой самый главный предмет был в русской избе?
Дети: Печь! (слайд 3 -печь)
Воспитатель: Ребята, в избе была одна комната и почти половину её занимала печь. Печь топили дровами и она согревала всю избу. (4 слайд) Кочерга – это предмет для печи, которым распределяли дрова. Обычно это толстый железный прут, загнутый на конце под прямым углом. (5 слайд –кочерга) Ещё печку можно назвать Чудо - печка. Как вы думаете, почему ее так называли?
Дети: Потому в ней можно было готовить еду, она грела людей и могла лечить.
Воспитатель: Да ребята, она была волшебной. В ней готовили очень вкусную кашу, щи, выпекали хлеб. Ребята, а что это за предметы стоят возле печки Давайте их рассмотрим. (слайд 6- чугунки) Это чугунок - в нем готовили пищу, а рядом это ухват, его использовали для того, чтобы достать из печи чугунок с горячей едой на стол. Ребята, а сейчас я вам предлагаю отдохнуть и отгадать мои загадки.
шкатулка с загадками- иллюстрациями
Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголек,
Кашу сварит. (чугунок)
Из русской печи
Кашу из печи тащи.
Чугунок очень рад,
Что его схватил (ухват)
Чёрный конь,
Скачет в огонь, (кочерга).
Сама не ест,
А людей кормит (Ложка)
Мы раньше обувью служили.
Крестьяне нами дорожили (лапти)
Стоит «толстячок» подбоченивши бочок,
Шипит и кипит, всем пить чай велит. (самовар)
Молодцы ребята, все мои загадки отгадали. А теперь отправимся дальше, В другой стороне горницы – правой – висит икона, стоит стол обеденный и лавки. (слайд 7 красный угол)Эту часть горницы называли красный угол. Красный – значит красивый. Здесь встречали гостей, угощали их чаем, и решали все самые важные семейные вопросы. (слайд 8 горница с вещами) В горнице стояли сундуки, которые служили хозяевам вместо шкафов, тумбочек. В них хранили одежду, ткани, украшения. Чем больше сундуков было в доме, тем богаче считалась семья. Ребята, а сейчас давайте встанем и разомнемся маленько.
Физминутка «Самовар кипит»
Самовар похож чайник Руки на поясе, надувают щеки
Очень важный, как начальник. Поднимают плечи, «пыхтят».
Вот фарфоровые чашки, Приседают, руки на поясе.
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца кружатся, рисуя круг руками.
Только стукни – разобьются.
Вот серебряные ложки, потянуться, руки над головой
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос. Сделать общий круг.
Он посуду нам принес.
Ребята, а давайте поиграем в игру «Что было, что стало»
(Воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают)
1. Раньше носили лапти, а сейчас. (сапоги)
2. Раньше в печи готовили, а теперь. (на плите)
3. Раньше на лавках спали, а теперь. (на кровати)
4. Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас. (в шкафу)
Отправляемся с вами дальше. А это коромысло - при помощи него носили воду в вёдрах с реки. Запомнили, как называются эти предметы? (слайд-9 ведра с коромыслами). Ребята, раньше Чай пили из самовара. Он был символом добра и уюта в доме. Стоял самовар в центре стола, как бы объединяя людей, сидящих за ним. (слайд 10)
Воспитатель: Ну вот мы с вами побывали в русской избе, отдохнули, а теперь пора возвращаться в настоящее время. Давайте ещё раз посмотрим на все предметы, которые мы видели в русской избе. (слайд 8 – предметы в избе). Вот мы и побывали в прошлом. Узнали, как жили наши родственники, какие предметы были в их окружении. Ребятки, скажите, что вам больше всего понравилось в русской избе? (Ответы детей). Что делали в чугунках, А для чего использовалась кочерга? А что такое ухват?
Ребята, вам понравилось наше путешествие в прошлое? Давайте и мы с вами угостимся чаем из самовара.
(Воспитатель угощает детей чаем).