Татьяна Стахеева
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Защитники Отечества» (старшая группа)
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Защитники Отечества» (старшая группа)
Задачи:
• формировать понятие «защитники Отечества», представления детей о Российской армии и родах войск;
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром „Защитники Отечества“ (старшая группа)» размещена в разделах
- День защитника Отечества. 23 февраля
- День защитника. Конспекты занятий к 23 февраля
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
• уточнять представления детей о своей стране и её природных богатствах;
• активизировать и пополнять словарь прилагательными, существительными, обозначающими рода войск, военную технику и т. п. ;
• формировать конструктивные навыки в работе с бумагой;
• развивать внимание, память, мышление, зрительное восприятие, координацию движений;
• воспитывать чувства патриотизма к своей Родине, армии, чувство гордости за своих земляков (маршал Г. К. Жуков)
Оборудование: видеофильм «Россия – Родина моя», постройка из крупного строительного материала «Самолёт», модель (карта) путешествия, цветовые карточки-символы для обозначения видов вооружённых сил армии, иллюстрации военных, магнитная доска, портрет Г. К. Жукова, иллюстрации Вечного огня, фотогазета «Гордимся отцами и дедами», белая бумага, шаблоны.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, загадывание загадок, чтение художественной литературы военной тематики, сбор данных о месте прохождения службы отцов и дедушек, отбор фотографий родителей в военной форме и оформление фотогазеты, заучивание стихотворений (М. Исаковский «Навек запомни», «Голубь»).
Ход:
Пальчиковая игра.
Здравствуй, солнце золотое.
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок.
Здравствуй ты и здравствуй я.
Здравствуй, Родина моя!
Воспитатель. Ребята, а что такое родина? (Ответы детей).
- А поселок, в котором вы родились, можно назвать Родиной? (ответы детей)
Наш поселок Уфимский - это наша малая родина.
- Давайте посмотрим на карту России. Как вы думаете, наша страна большая? А наш город мы можем увидеть на карте? (ответы детей) Сколько потребуется времени, чтобы проехать из края в край нашей страны?
Хотелось бы вам посмотреть и побывать в разных краях нашей Родины? А как это можно сделать быстро? На чем можно путешествовать? (дети предлагают свои варианты, приходят к выводу, что рассмотреть нашу страну можно с самолёта)
- Каждому из вас необходим билет на самолёт, но чтобы его получить, нужно ответить на вопрос о своей стране.
Блиц-опрос: (воспитатель проводит индивид. работу)
- Как называется наша огромная страна, в которой мы живем? (Россия).
- Как называют жителей России? (россияне)
- А как называется главный город нашей страны? (Москва).
- Как по-другому, образно называют г. Москву? (сердце России)
- Почему так говорят?
- Как зовут президента нашей Родины? (В. В. Путин)
- Назовите цвета российского флага? (белый, синий, красный)
Воспитатель. Я вижу, вы готовы к путешествию. Но ведь я тоже хочу полететь вместе с вами, и мне нужен билет. Задайте мне вопрос? (дети спрашивают)
Теперь занимаем места, сейчас мы на нашем скоростном самолёте пролетим над нашей страной и полюбуемся её просторами и богатствами. Полетели!
(дети рассаживаются на стулья перед экраном для просмотра клипа "Россия - Родина моя!")
Воспитатель. - Чем же богата наша страна? (ответы детей)
Воспитатель. - Все может родная земля - накормить тебя теплым хлебом, напоить родниковой водой, удивить своей красотой. Как вы думаете, а защитить она сама себя может? Кто её должен защищать? (ответы детей)
С давних времё н так повелось: как только на нашу землю приходил враг – все русские люди и стар, и млад поднимались на борьбу. У каждой страны есть своя армия. Вы хотите поближе познакомиться с нашей армией? Чтобы не сбиться с пути во время путешествия, что необходимо человеку? (карта) У нас есть такая карта с маршрутом нашего путешествия. Она будет всегда с нами.
- Давайте посмотрим на карту и определим, где же будет наша следующая остановка? (дети высказывают предположения)
- Итак, следующая остановка – Военная база (дети подходят к столам с карточками)
- Как называются люди этой профессии? (Военные.)
Да, это военные, которые первыми встают на защиту Родины, когда на нее нападает враг.
- Как нам узнать, какие рода войск расположились на этой военной базе? (дети разбирают карточки с изображением военнослужащих и определяют их место под карточками-символами, обозначающими рода войск)
Игра «Кто, где служит?»
Воспитатель: Давайте представим себе, что мы оказались в армии. Вы уже знаете, что в армии есть различные рода войск. Кто служит на танке? ( Дети: танкисты). Кто служит на границе? ( Дети: пограничники). Кто летает на вертолете? ( Дети: вертолетчики). Кто служит в ракетных войсках? ( Дети: ракетчики). Кто служит на подводных лодках? ( Дети: подводники). Кто служит в военной авиации? ( Дети: военные летчики). Как называется солдат, у которого нет военной техники? ( Дети: пехотинец).
- Какими качествами должны обладать люди военных профессий? (ответы детей)
- Русские воины всегда славились мужеством и отвагой.
- А какие вы знаете пословицы и поговорки об армии?
«Не будет обороны - заклюют вороны»
Жить-Родине служить.
Тяжело в учении - легко в бою.
Смелый боец - в бою молодец.
Сам погибай, а товарища выручай.
Воспитатель. – О каком легендарном военном, нашем земляке, вы знаете? (дети рассказывают о маршале Г. К. Жукове, на доске его портрет)
Воспитатель. - Все народы помнят и чтят память тех, кто погиб, защищая свою страну и свой народ. А как они их помнят?
В память о героях поэты слагают стихи.
Композиторы пишут песни.
Им возводят памятники.
Их именем называют города, села, улицы, учебные заведения.
О них снимают фильмы.
Пишут книги.
Приходят поклониться на братские могилы, к местам боевых сражений.
Возлагают цветы, во время праздников.
- А как в нашем городе помнят маршала Жукова? (улица имени маршала Жукова, сквер Жукова с установленным в честь него бюстом)
- Так кто же такие защитники Отечества?
- Зачем они нужны, если сейчас нет войны? (ответы детей)
- Давайте снова обратимся к нашей карте и определим следующую остановку (дети высказывают свои предположения).
Правильно, следующей остановкой будет встреча с защитниками Родины, которых вы очень хорошо знаете (дети рассматривают фотогазету «Гордимся отцами и дедами»)
- Что это за военные? Расскажите каждый о своём папе или дедушке, где он служил и кем (дети рассказывают о своих папах и дедушках).
- Вы гордитесь своими отцами и дедами?
- Вы хотите быть похожими на них?
- А девочки могут служить в армии и кем?
Воспитатель: - Ребята, когда ваши папы служили в армии, они были в засаде, ходили в разведку, участвовали в парадах. Сейчас и мы поиграем в военных. По команде «Разведка»- пойдём на цыпочках. Осторожно. По команде «Засада»нужно присесть. Притаиться. По команде «Парад»- маршируем, высоко поднимая колени.
Игра - разминка «Разведчики, парад, засада».
- Посмотрите на следующий знак на карте? О чем вы думаете, глядя на огонь? (ответы детей) Есть огонь, который вызывает у людей особые чувства и особые воспоминания. Как вы думаете, куда мы отправимся теперь? (ответы детей) Остановка: Вечный огонь.
Воспитатель: - Это огонь на могиле Неизвестного солдата (воспитатель показывает иллюстрации Вечного огня в Москве и в Калуге)
Почему могила называется могилой Неизвестного солдата? Много солдат погибло в боях на той войне. Не всех убитых могли опознать, не у всех находили документы.
- Как вы думаете, почему на могиле Неизвестного солдата горит огонь? (Выслушиваются версии детей.)
- Главное, что огонь на солдатской могиле будит в людях воспоминания и не дает забыть погибших во имя Отечества.
- Ребята, а вы все ходили к Вечному огню?
- Как себя надо вести около огня?
- Надо вести себя хорошо, положить цветы или просто постоять, посмотреть. Нельзя кричать, кидаться и т. д.
Дети читают стих. М. Исаковского «Навек запомни»
Мы с вами много читали и говорили о героях и защитниках Родины, а сегодня сделаем голубя – символ мира. Посмотрите на карту. Это последняя остановка в нашем путешествии.
(Дети из бумаги по трафарету вырезают тело голубка, из бумаги сложенной гармошкой – крылья. Крылья вставляют в прорезь на теле голубя, кладут птичку на ладошку и читают наизусть стихи).
1. Солнце Родины любимой
Озаряет все вокруг
И взлетает белокрылый
Голубь мира с наших рук
2. Мир герои отстояли
Мы их помнить поклялись
Пролетая в синей дали
К обелискам опустись
3. Чтобы взрывы не закрыли
Небо черной пеленой
Голубок наш белокрылый
Облетит весь шар земной
Все: Ты лети, лети по свету
Голубь наш из края в край
Слово мира и привета
Всем народам передай!
- Я предлагаю подарить этих голубков вашим папам и дедушкам и пожелать им, чтобы никогда не пришлось им взять в руки оружие, чтобы мир в нашей стране сохранился навсегда.
- Итак, где же мы сегодня побывали? Расскажите о нашем путешествии, опираясь на значки на нашей карте (дети подводят итог путешествию, рассказывая о нём с использованием модели (карты)