Анна Баранова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в разновозрастной группе 5–7 лет «Дары осени»
▼ Скачать +Заказ
Задачи:
- расширять представления детей о многообразии растений, их плодов;
- расширять представления о разнообразном использовании человеком разных плодов;
- закреплять знания о способах сбора, хранения и приготовления овощей, фруктов, ягод и грибов;
- познакомить детей с процессом выращивания хлеба;
- воспитывать уважительное отношения к труду людей, работающих на земле.
Материалы: картинки с изображением овощей, фруктов и ягод; мешочек; иллюстрации с изображением сельскохозяйственной техники.
Ход НОД
Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в разновозрастной группе 5–7 лет „Дары осени“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2022
Разноцветною листвой.
Птиц, зверей и нас с тобой.
И в садах, и в огороде,
И в лесу и у воды.
Приготовила нам осень
Всевозможные дары.
Воспитатель: - Ребята, о чем идёт речь в этом стихотворении?
Дети: - О том, что осень приготовила для нас дары.
Воспитатель: - Правильно. Какие дары приготовила для нас осень?
Дети: - Осень нам даёт грибы и ягоды в лесу, в саду - фрукты, в огороде - овощи.
Воспитатель: - Верно, ребята. Расскажите мне, что вы знаете об овощах: где их выращивают, как они появились у нас на столе, кто их вырастил?
Дети: ответы.
Воспитатель (подводит ответы детей к итогу) : - Чтобы вырастить овощи, сначала человек сажает рассаду или семена овощей в землю. Ухаживает: рыхлит землю, убирает сорняки (пропалывает грядки, поливает и осенью собирает урожай. Есть овощи, которые растут только на поверхности земли, а есть овощи, растущие под землёй – корнеплоды и клубнеплоды. Приведите примеры.
Дети: - Морковь, свёкла, редис, репа, редька, картофель.
Воспитатель: - Как называется профессия людей, которые занимаются выращиванием овощей?
Дети: - Овощеводы.
Воспитатель: - А что такое фрукты? Кто их выращивает и где?
Дети: ответы.
Воспитатель: - Фрукты - это сладкие, сочные плоды, растущие на плодовых деревьях в саду. Выращивают фрукты садоводы. А еще осенью мы собираем урожай ягод. Какие же ягоды созревают осенью?
Дети: - Рябина, калина, клюква, брусника.
Воспитатель: - Правильно. Что общего у овощей, фруктов и ягод? Почему их рекомендуют употреблять в пищу?
Дети: - Овощи, фрукты и ягоды очень полезны, в них содержаться витамины для поддержания сил организма.
Воспитатель: - Сейчас мы поиграем в игру «Назови одним словом».
Д/и «Назови одним словом»
- яблоко, груша, апельсин, персик, мандарин (фрукты)
- капуста, картошка, помидор, морковь, огурец (овощи)
- малина, черника, крыжовник, смородина (ягоды)
- опята, маслята, лисички, сыроежки, мухомор (грибы)
Воспитатель: - Молодцы, все правильно ответили.
Физкультминутка «Съедобное-несъедобное»
Дети становятся в круг. Воспитатель читает стихотворение, в котором перечисляется съедобное и несъедобное. Если дети услышат съедобное, то должны хлопнуть в ладоши. Тот, кто ошибается, поворачивается спиной в круг.
Катя, Катя, Катерина!
Нарисована картина!
Катя с ярмарки идёт
И корзиночку несёт.
В этой маленькой корзинке:
Два орешка и ботинки,
Макароны, огурцы,
Помидоры и шары.
Кружева, селёдка,
Апельсин и кошка.
В этой маленькой корзинке
Есть печенье и духи.
Кексы, кружево, машинки
- Что угодно для души!
Воспитатель: - Все полакомились овощами, фруктами и ягодами, но сразу весь урожай не съешь. Куда же нам остальные овощи и фрукты деть? Как их на зиму запасти?
Дети: ответы.
Воспитатель: - Картошку в мешки ссыпать, морковь в ящики, капусту засолить, помидоры и огурцы замариновать, из фруктов сварить компот, варенье или сок.
Ребята, у меня в мешочке картинки с изображением фруктов и овощей. Помогите мне разобраться, как же запасти на зиму тот или иной овощ или фрукт.
Каждый ребёнок говорит название овоща и фрукта, как его можно запасти на зиму, например: «Я сварю компот (варенье) из яблок или сделаю сок», «Я засолю помидоры», «Замариную огурцы», «Я буду квасить капусту», «Картошку я насыплю в мешки и буду хранить всю зиму» и т. д.
Воспитатель: - Молодцы, ребята. Какой еще дар приносит нам осень?
Дети: ответы.
Воспитатель: - Осенью люди собирают урожай хлеба. Этим занимаются хлеборобы. Вырастить хлеб тяжелая работа. В настоящее время людям в этом помогает сельскохозяйственная техника. Весной, лишь только оттает и просохнет земля, в поле выходит трактор. Кто им управляет?
Дети: - Тракторист.
Воспитатель: - Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. Она становится мягкой, рыхлой.
Затем к трактору прикрепляют сеялки, и те равными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. (Показ иллюстраций)
Вот пшеница взошла. Все лето созревают зерна в колосьях. Поле в это время все зеленое, очень красивое. (Показ иллюстраций)
Хлебное поле ещё называю нивой.
(Дети повторяют слово хором и индивидуально)
Но вот зерна созрели. Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально) И на поле выходят другие машины – комбайны. (Показ иллюстраций)
Кто работает на комбайне?
Дети: ответы.
Воспитатель: - Комбайнёр. (Дети повторяют хором и индивидуально) Что же делает комбайн?
Дети: ответы.
Воспитатель: - Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зёрна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайна сходят большие желтые копны. (Показ иллюстраций)
Машины везут зерно на ток – это большая открытая площадка, где зерно очищают, просушивают под солнцем. Потом часть зерна в амбары для семян, а остальное зерно везут на элеваторы – специальные сооружения для хранения зерна. (Показ иллюстраций)
Чтобы получить хлеб и другие хлебные изделия, зерно из элеваторов везут на мукомольные заводы или мельницы, где мелют его в муку. Куда же потом везут муку?
Дети: - На хлебозавод.
Воспитатель: - Правильно, муку везут на хлебозавод и пекут хлеб.
Рефлексия
- О чем сегодня говорили на занятии?
- Что относится к дарам осени?
- Что узнали нового?