Фатима Батрукова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Огонь — друг или враг»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром
Воспитатель Батрукова Ф. И.
Тема: "Огонь - друг или враг".
Цель:
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе „Огонь — друг или враг“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Темочки
Образовательная: Показать роль огня в жизни человека, как положительную, так и отрицательную; познакомить с историей пользования огня человеком; дать знания о причинах возникновения пожара; закрепить знания правил в поведении при возникновении пожара.
Развивающая: Развивать речь детей, память, сообразительность, мышление, наблюдательность, Развивать навыки выполнения аппликации.
Воспитательная: Воспитывать бережное отношение с огнем
Материал: плакаты и рисунки по противопожарной безопасности, иллюстрации с изображением различных пожароопасных ситуации, полезного применения огня; свеча, спички, цветная бумага, клей, ножницы, листы картона.
Интеграция образовательных областей: познание, социализация, художественно-эстетическое, коммуникация, здоровье.
Ход НОД
1. Вводная часть.
Психологический настрой:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: "Доброе утро!"
Доброе утро солнцу и птицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
Загадка:
Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит,
Он со злости ест дрова,
Может час, а может два,
Ты рукой его не тронь,
Искусает он ладонь.
(Огонь)
- Сегодня мы с вами поговорим об огне.
2. Основная часть.
1) Сюрпризный момент:
Раздается стук в дверь.
- Ребята, кто это к нам пришел?
- Здравствуй Пеппи!
- Здравствуйте ребята.
- Пеппи, что с тобой случилось? Почему у тебя рука забинтована?
- Я решила поиграть в пожарных. Взяла спички, хотела развести маленький костер, а потом его потушить.
- Ой, Пеппи, ты меня пугаешь! Ребята, разве можно играть в такую игру? Это может закончиться печально.
- Да, ребята, вы правы. Вот я и обожгла руку. Хорошо, что доктор Айболит рядом оказался! Он огонь потушить помог, руку обоженную забинтовал.
Кто только этот огонь выдумал, зачем он нужен?
- Присаживайся к нам, Пеппи, и послушай рассказ об огне. Тогда ты поймешь, что огонь необходим людям, хотя он и очень коварен.
2) Беседа: "Огонь - спутник и помощник человека".
Огонь издавна был другом человека. Наши древние предки знали немало хитростей, секретов добывания огня. Первобытные люди часто видели, как во время грозы молния ударяла в высокое старое дерево и оно загоралось. И они использовали огонь, который возникал во время грозы.
Проходили столетия за столетиями, и постепенно люди научились высекать огонь с помощью кремня. Кремень - это очень твердый камень. Ударяя одним куском по другому можно высечь искры. Если эти искорки упадут на сухую траву или мох, начинает тлеть огонек.
Как огонь служил древним людям?
Амина: На огне варили пищу, он отпугивал хищников, спасал от холода, приносил свет и радость.
- Огонь - это свет и тепло. На него можно смотреть бесконечно. Люди любят смотреть на огонь. Наверное, это осталось в нас от далеких предков, для которых огонь был загадочным живым существом. Они его "приручили" и "поселили" в своем жилище.
- А сейчас отгадайте загадку:
Это тесный - тесный дом:
Сто сестричек жмутся в нем,
И любая из сестер
Может вспыхнуть,
Как костер!
Не шути с сестричками -
Тоненькими. (спичками).
3) Дети рассматривают иллюстрации.
А для чего нужны спички?
- Чтобы зажигать огонь.
- Много лет назад люди изобрели спички: удобные, легкие, зажигательные палочки. Так и носят теперь люди в кармане прирученный огонь.
Вот одной из таких палочек я зажгу сейчас нашу свечу.
Посмотрите, ребята, на пламя, понаблюдайте танец огня.
Дети наблюдают за огнем.
- Что вы испытываете, глядя на огонь?
Вот видишь, Пеппи, огонь является другом человека. Послушай вместе с ребятами стихотворение о добром огне.
Ислам: Нам без длброго огня
Обойтись нельзя ни дня.
Он надежно дружит с нами,
Гонит холод, гасит мрак.
Он приветливое пламя
Поднимает, будто флаг.
Нам огонь хороший нужен.
И за то ему почет,
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь,
И хлеб печет
Пеппи: Да, такой огонь мне нравится.
4) Беседа "Пожар - стихийное бедствие".
- Ребята, сила у друга - огня большая - пребольшая. Но если с этой силой обращаются неумело и неосторожно, то огонь может стать страшным, коварным врагом. Послушайте стихотворение про злой огонь.
Алия: Вот на спичке, как на ветке,
Голубой дрожит листок.
Вот, ломая прутья клетки,
Хищный делает бросок!
Да, огонь бывает разный :
Бледно-желтый, ярко-красный,
Синий или золотой,
Очень добрый, очень злой.
Злой огонь - огнь пожара,
Злой огонь - огонь войны!
Жители земного шара,
Граждане любой страны,
Злой огнь гасить должны.
- Посмотрите на руку Пеппи и запомните, что огонь всегда таит в себе и опасность. Огонь может натворить много бед. Чем опасен огонь?
- Пожарами. Могут гореть магазины, больницы, школы, жилые дома, леса, хлебные поля. А самое страшное, что в пожарах могут погибнуть люди, и, конечно, дети.
Дети рассматривают иллюстрации.
- Почему возникают пожары?
- Люди не соблюдают правила пожарной безопасности.
- О каких причинах возникновения пожара вы знаете?
- Игра со спичками, непотушенный костер, невыключенные электроприборы.
- Очень большое количество пожаров связанно с шалостью, игрой со спичками. Чиркнул спичкой без нужды, бросил на пол - и вот уже пожар.
Послушайте стихотворение про спички.
Амир: Не играй, дружок, со спичкой,
Помни ты, она мала,
Но от спички-невелички
Может дом сгореть дотла.
Младшим братьям и сестричкам
Дошколята говорят:
"Крепко помните, что спички -
Не игрушка для ребят!"
- Можно ли детям играть со спичками?
- Нет.
- Кто имеет право зажигать огонь : взрослый или ребенок?
- Конечно, взрослый.
- Сегодня мы с вами зажигали свечу, можно ли детям зажигать свечи? Чем она опасна? (Ответы).
- Правильно, когда горит свеча, плавится воск, он горячий, им можно обжечься. Свеча может упасть. И тогда произойдет пожар.
Нельзя наклоняться к свече, можно обжечь лицо, могут загореться волосы.
Часто возникают пожары по вине детей. Большую опасность представляют костры, которые разводят ребята в близи строительных площадок, а также в лесу. Они забывают потушить костер, искры разлетаются на большие расстояния и возникают пожары.
- Ребята, а если вы увидели непотушенный костер, что вы сделаете? (Ответы).
- Чтобы не было беды, как нужно обращаться с огнем?
- Осторожно. - А от чего еще может возникнуть пожар?
- Пожар может возникнуть от телевизора, утюга, др. электроприборов, включенных в сеть и оставленных без присмотра.
Дети рассматривают иллюстрации.
Амалия: Если ты включил утюг,
Убегать не надо вдруг.
Закрывая в доме дверь,
Все ли выключил, проверь.
5) Физминутка.
6) Правила обращения с огнем.
- Чтобы огонь был всегда добрым, с ним нужно правильно обращаться. Давайте рассмотрим иллюстрации еще раз, повторим правила обращения с огнем.
Рассматривание иллюстрации.
Но если случилось беда - пожар, что вы должны сделать? По какомуномеру нужно позвонить?
- 01
Ясмина: Если близко телефон,
И тебе доступен он
Нужно 01 набрать,
И быстрей пожарных звать.
- Правильно, при появлении дыма или огня необходимо вызвать пожарную команду по номеру 01. 01 - вот телефон, который надо запомнить (показать картинку).
- А что еще нужно сообщить по номеру 01?
- Сообщить свой адрес, что и где горит.
- Если пожар небольшой, что вы сами можете сделать?
- Залить водой.
- А вот горящие электроприборы нельзя тушить водой, может ударить током! Ведь вода проводит электричество! Если, например,
у вас загорелся телевизор, что нужно делать?
- Нужно выдернуть шнур из розетки, а затем взять одеяло и набросить на огонь. Воздух не будет поступать, и пламя погаснет.
7) Игра "Не ошибись".
- Я буду называть слова, а вы, услышав слово, относящееся к пожару, должны хлопнуть в ладоши: пожарный, торт, пила, каска, пароход, пожарный, рукав, ноты, огонь, игрушка, спички, 01,компьютер, тушить.
А давайте представим, что случился пожар. Что же делать?
- Правильно, нужно покинуть помещение, а не прятаться под кровать, под одеяло, или убегать в другую комнату. Вызвать пожарных. Позвать на помощь взрослых.
- А если в квартире уже много дыма?
- Нужно низко пригнуться, прикрыть нос и рот мокрым полотенцем и двигаться к двери.
- Представьте, что у нас в саду случился пожар, что мы должны делать?
- Не суетиться, спокойно и быстро одеться, построиться и вместе с воспитателем покинуть здание.
- Это называется - Эвакуация.
Рассматривание иллюстрации с планом эвакуации.
Самира: Знать обязан каждый гражданин -
Телефон пожарных "01" :
Если что-то загорелось,
На себя возьмите смелость:.
Пеппи: Спасибо вам, ребята, теперь я знаю, как нужно обращаться с огнем. Я поняла, что огонь может быть и другом и врагом. Я никогда не буду играть со спичками и всех своих друзей научу правилам пожарной безопасности.
- А сейчас отгадайте загадки:
1) Что бывает если птички
Зажигают дома спички? (Пожар).
2) Выпал на пол уголек
Деревянный пол зажег,
Не смотри, Не жди, не стой,
А залей его. (водой).
3. Итог НОД
- Дети, давайте вспомним, когда огонь является другом? (Когда он нас согревает, помогает готовить еду, помогает работать различным заводам).
- А когда огонь становится нашим врагом? (Когда возникают пожары).
- Чтобы не допустить пожара, как нужно обращаться с огнем? (Осторожно и правильно).
- Как вызвать пожарную машину, если случился пожар? (Набрать 01).
- Какие правила поведения во время пожара вы знаете? (.).
- Молодцы! Вам понравилось?