Папки-передвижки

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Русская каша — сила наша»

Ольга Ларионова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Русская каша — сила наша»
▼ Скачать + Заказать документы

Русская каша – сила наша

Конспект образовательной деятельности

Программное содержание:

Расширять представление детей о традициях и культуре русского народа.

Образовательные:

Обобщить и систематизировать представления детей об предметах народного быта, находящихся в горнице (печь, чугун, горшки, ухват, ложки деревянные, лапти, самовар, прялка, веретено). Продолжать активизировать в речи детей малые формы фольклора. Расширять представление о каше как о исконном русском блюде, закреплять знания детей о здоровом питании, о разных видах крупы, расширять и обогащать активный словарь детей, продолжать формировать умения разыгрывать прибаутки в лицах.

Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи „Русская каша — сила наша“» размещена в разделах

Развивающие :

Продолжать развивать тактильную чувствительность, Продолжать расширять кругозор детей их познавательную активность. Активизировать коммуникативные навыки детей.

Воспитательные:

Воспитывать любовь и интерес к русской народной культуре, вызывать у детей приподнятое, радостное настроение. Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке, воспитывать культуру слушания и зрительного восприятия. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.

Предварительная работа:

Сбор и подготовка предметов старины

Подбор методической и детской литературы

Изготовление костюмов

Экскурсия в сельскую библиотеку

- чтение и рассказывание русских народных сказок, инсценирование;

- отгадывание загадок, разучивание пословиц, поговорок;

- слушание и разучивание народных мелодий (хороводных, плясовых)

- рисование, пластилинография, аппликация

Просмотр мультфильмов" горшочек каши, каша из топора, три медведяй

Проводились дидактические игры

как было в старину, а как в наше время,

потрогай- угадай

использовались тематические раскраски.

Рассматривание иллюстраций просмотр презентаций

Материалы и оборудование:

Предметы старины, костюмы в народном стиле, кукла -столбушка, кот, набор круп

Хозяйка: "Пожалуйте гости дорогие, пожалуйте! Веселья вам, да радости!

Давно мы вас ждем - пождем, праздник не начинаем! У нас для каждого найдется и местечко и словечко. Удобно ли вам гости дорогие, всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?"

звучит аудиозапись голос петуха

Песня «Ой маменька, маменька!»

Хозяйка Вот она наша горенка, посмотрите как здесь интересно

А скажите ка мне добры молодцы и красны девицы, чем вы любите завтракать?

Ответы детей

Хозяйка

«Щи да каша – пища наша». -

Недаром так в народе говорят

Кашу с удовольствием русские люди едят.

Вкусна, сытна, полезна,

Помогает от болезней,

Силы придает, к здоровью ведет.

Особенно нужна для детей.

Готовится без затей,

Но помогает быстро расти.

И здоровый дух в здоровом теле обрести.

Хозяйка. Давно это было. Жили-были дедушка и бабушка, и жила с ними любимая их внучка Дашенька. Всем хороша девочка: и помощница, и рукодельница, да вот только плохо ела. Оттого, наверное, была бледненькая и худенькая.

Как-то в холодные осенние дни заболела Дашенька, слегла в постель. Губки посинели, щечки впали, бледный румянец и тот исчез. Горюют бабушка с дедушкой. Чем помочь внученьке, «солнышку» своему?

А тут пришла соседка тетя Нюра, навестить больную. Многих людей она из болезни вытащила. Увидела и сразу поняла, что Дашеньке поможет, и говорит: «Свари-ка ты, соседка, в русской печке кашу – рассыпчатую, вкусную, душистую. Да маслицем полей. Пусть внученька ваша поест и увидишь, что каша творит чудеса. Ведь в каше вся сила».

Выслушала бабушка соседку. Заставила деда печку пожарче истопить, а сама крупу перебрала, помыла, заложила в горшок. А из горшка такой дух пошел, каша пеночкой румяной затянулась.

- Внученька,- говорит бабушка,- вставай, иди к столу, каши покушай, а то уж совсем ослабла.

- Да я и правда хочу кушать, бабушка, - сказала внучка.

Съела внучка одну ложку каши – сила в руках появилась. Съела вторую- губки заалели, съела третью- глазки засветились и румянец на щечках появился. А как съела всю кашу, встала на ножки и говорит:

- Да ведь я совсем здорова, бабушка. Спасибо тебе за кашу целебную и тете Нюре за добрый совет. Пойду с подружками погуляю.

Кто каши не ест, у того силы нет».

Так и повелось у нас в русском народе говорить! «Каша- сила наша».

Хозяйка: А вы какие -нибудь сказки про кашу знаете?

Ответы детей

Хозяйка: Я надеюсь, вы поняли, Как важно для здоровья есть по утрам кашу.

Хозяйка. Ну вот и хорошо, я очень рада, что мнение о каше у вас изменилось.

На Руси каша испокон веков занимала важнейшее место на столе русского народа, она являлась основным блюдом, как богатых, так и бедных людей.

У русичей существовал обычай при заключении мирного договора вместе с врагами готовить кашу, после чего съедать ее в знак примирения. Кстати, отсюда и пошла поговорка «С ним каши не сваришь» (если не получалось договориться с врагом).

Хозяйка: С детства нам знакома добрая Сорока - белобока, которая кашу варила и малых деток кормила.

Хозяйка: А знаете ли вы, ребятушки, без чего вкусной каши не бывает? Угадайте мои загадки.

Что всегда поверх каши лежит? (Масло)

Не едят меня одну, и без меня ничего не едят. (Соль)

Я бел, как снег,

В чести у всех

И нравлюсь вам

Во вред зубам. (Сахар)

Жидкое, а не вода,

Белое, а не снег. (Молоко,

Молодцы, ребята, все назвали.

рассматривание деревянной посуды

Хозяйка: А вы знаете как в старину детки взрослым помогали, скотинку пасли

Песня Коровушка

Хозяйка. но не только эти продукты в кашу идут. Проведу- ка я для вас игру. Я буду называть продукты, на нужные продукты для приготовления каши вы будете говорить «Да», а на те, которые не идут для каши — «Нет».

Сорока - белобока

Задумала кашу варить,

Чтобы деток накормить.

На рынок пошла

И вот что взяла:

Парное молоко. (Да)

Куриное яйцо. (Нет)

Крупа манная. (Да)

Капуста кочанная. (Нет)

Соленый огурец. (Нет)

Мясной холодец. (Нет)

Сахар да соль. (Да)

Белую фасоль. (Нет)

Масло топленное. (Да)

Рыбка соленая. (Нет)

Лавровый лист. (Нет)

Китайский рис. (Да)

Чернослив и изюм. (Да)

Шоколадный лукум. (Нет)

Перец болгарский. (Нет)

Соус татарский. (Нет)

Клубничное варенье. (Да)

Бисквитное печенье. (Нет)

Молодцы, ребята! Вот такие продукты сочетаются с крупой. А какие крупы вы знаете?

(Ответы детей.)

А теперь мои загадки,

Все они играют в прятки.

Крупу в них отгадайте.

Кто вспомнил — называйте,

А узнав ответ, погляжу,

Что-нибудь интересненькое о крупе расскажу.

1. Эта каша витаминов полна,

Хоть на вид она черна. (Гречневая)

Одна старинная русская сказка рассказывает.

У одного царя родилась дочь красы неописуемой. Долго думал царь, как назвать дочь и решил: выйду на перекресток и у первой встречной путницы спрошу имя. Так и назову свою дочь. Сказано сделано. Незнакомка назвалась Крупеничкой. И царская дочь тоже получила имя Крупеничка.

2. Ее любят маленькие дети,

Сама вкусная на свете. (Манная).

3. Белые зернышки во рту тают,

О Китае вспоминают, (Рис)

В некоторых странах, как Индия, Китай, Корея, Япония, в основном питаются рисом. Он для них, что для нас, русских, хлеб.

4 Мелкие зернышки

Напоминают солнышко.

Желто в горшке,

Сытно в брюшке. (Пшено)

Широко славилась пшенная каша на Руси. Изготовлялась она из проса и готовилась повсеместно.

Хозяйка. А давайте поиграем, вспомним где зерно обрабатывали чтобы крупа получилась?

рассматривание жерновов

песня Чёрный баран

Тот, кто полагает, что угостить гостя дорогого кашей стыдно, заблуждается. Каша исстари была после щей вторым по авторитету блю-дом на русском столе. «Щи да каша — пища наша» — гласит русская пословица, и даже иностранный гость, приехав в нашу страну, не откажется от русской кашки.

Хозяйка. Но не только из крупы варят кашу, варят её из гороха, кто хочет мой горох похвалить?

Скороговорка «Семь стариков»

рассматривание матрёшек

танец мы весёлые матрёшки

Хозяйка. Ой кто-то разговаривает под платком!

Да это же Крупеничка

Ребятушки, она говорит что в их царстве мыши забаловали, всё крупу перепутали, как беде помочь мышей извести? Кто нам поможет?

Ответы детей

Хозяйка : Правильно кот! Давайте кота величать!

Дети рассказывают по желанию потешку про кота

Хозяйка услыхали мыши про нашего кота, да и разбежались

Хозяйка. Мышей-то мы прогнали, а крупа вся перепуталась. Кто может крупу распознать, где какая?

Игра «Угадай крупу на ощупь» Крупа разложена по тарелкам. Нужно угадать крупу на ощупь.

Хозяйка : Молодцы ребятушки всю крупу узнали и гречку, и пшено, и манку.

А у меня для вас есть подарочек, да не простой.

Стихотворение шкатулочка

Хозяйка: лежали в шкатулочке прибаутки вам на забаву, да кто-то

шкатулочку открыл, вот они и вылетели, кто их собрать поможет, да нас позабавят?

Дети по желанию инсценируют прибаутки про Федула и Фому

Хозяйка : резвы ваши ноженьки, умны ваши головушки, меня порадовали, гостей потешили, а теперь давайте вспомним о чём мы сегодня говорили, чем занимались

ответы детей

Хозяйка : Как печка –матушка всю ночь не спала

Наварила напекла.

чтение потешки Бай качи

Хозяйка: А вот и печка матушка вам угощение приготовила, раздаёт детям и гостям баранки

понравилась ли вам горенка?

Тепла да светла горенка наша да пора и честь знать, гостям поклон земной, а нам пора на покой.

Дети уходят.

Публикации по теме:

Конспект интегрированной НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Цветочная клумба»Конспект интегрированной НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Цветочная клумба» Цель: Формирование у детей знаний о летних изменениях в природе. Задачи: 1. Закреплять у детей знания о лете, о цветах; 2. Формировать у.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Зимующие птицы» Программное содержание • Уточнить и расширить представления детей о зимующих птицах (внешний вид, способы передвижения, питание, приспособление);.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи на тему «Осень» Ход. Дети стоят в кругу. Воспитатель: Ребята, мне очень приятно видеть ваши приветливые лица и добрые глаза. Давайте начнем наше занятие.

Конспект НОД в старшей группе компенсирующего вида «Каша — сила наша» Задачи: Сформировать у детей представления о завтраке как об обязательном компоненте ежедневного меню. Расширять представление детей о крупяных.

Конспект организованной учебной деятельности по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром Образовательная область: Коммуникация. Раздел:Развитие речи. Ознакомление с окружающим миром. Тема: «Путешествие в сказочный зимний лес».

Конспект открытого занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром «Овощи» Цель:обогащение знаний детей об осени,обобщение знаний об овощах. Образовательные задачи: 1. Закрепить умение детей различать овощи по цвету,.

Конспект занятия по формированию знаний о правильном питании «Русская каша — сила наша» Конспект комплексного занятия в средней группе. Тема: «Русская каша – сила наша» Задачи: Воспитывать положительное отношение детей к здоровому.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Весна» Цели и задачи: • уточнить и расширить знания детей по теме «Весна»; расширить и активизировать словарь детей по данной теме; - формировать.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе «Целебная сила ягод» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе. Целебная сила ягод. Программное содержание: — познакомить детей с.

Конспект занятия в средней группе по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром «Как найти дорожку?» Пояснительная записка. Занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему «Как найти дорожку?», образовательная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Русская каша — сила наша»
Опубликовано: 14 ноября 2015 в 11:13
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Русская каша — сила наша»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Ларионова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД