Папки-передвижки

Конспект занятия в средней группе по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром «Как найти дорожку?»

Алёна Александровна Архипова
Конспект занятия в средней группе по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром «Как найти дорожку?»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка.

Занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром в средней

группе на тему «Как найти дорожку, образовательная область

«Коммуникация».

Современные образовательные технологии в дошкольном образовании

направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного

Публикация «Конспект занятия в средней группе по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром „Как найти дорожку?“» размещена в разделах

образования. Одной из основных задач педагога дошкольного учреждения – является правильный выбор форм и методов организации работы с детьми для становления ребенка как личности. В своей работе я опираюсь на программу «Зерек бала», разработанную Министерством образования и науки Республики Казахстан, Республиканским центром «Дошкольное Детство». В свою педагогическую деятельность я интенсивно внедряю информационно-коммуникационные технологии (ИКТ, обучение в сотрудничестве (групповая работа, теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) ученого-изобретателя Т. С. Альтшуллера, здоровьесберегающие технологии. Работая с детьми, я следую правилу «Не рядом, не над ним, а вместе!».

Для организации и проведения занятия-путешествия «Как найти дорожку мной были использованы ИКТ для наглядности и подбора иллюстративного материала. Элементы технологии ТРИЗ, целью которой является развитие творческого воображения ребенка. Здоровьесберегающая технология (физминутки, гимнастика для глаз) способствует сохранению и стимулированию здоровья ребёнка. Игровые технологии, групповая работа способствуют обучению в сотрудничестве, что особенно актуально в разновозрастных группах.

На занятиях использую раздаточный материал в виде карточек, которые помогают ребенку в усвоении материала, в определении своей точки зрения и позволяют наглядно убедиться педагогу в правильности понимания ситуации ребенком.

Данное занятие может быть использовано как для закрепления пройденного

материала, так и для выявления уровня знаний детей.

Цель:Познакомить детей с окружающим миром, миром человеческих чувств и взаимоотношений через произведение В. Берестова «Как найти дорожку Закрепить ранее полученные знания детей по развитию речи; расширить и активизировать словарный запас детей,формировать грамматический строй речи

Программное содержание:

1) Активизировать в речи детей эмоционально-оценочную лексику.

Подбор слов-определений к слову «лес». Цепочка слов (ТРИЗ).

2) Закреплять навыки подбора слов с противоположным значением.

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»

3) Помочь запомнить обитателей леса, некоторые виды растений Дидактическая игра «Назови одним словом». Игра-классификация «Поможем Зайке» (работа в группах).

4) Закреплять навыки в изменении существительных по числам.

Дидактическая игра «Один – много».

5) Развиватьтворческое воображение – умение перевоплощаться в предложенный персонаж, мелкую моторику;

6) Звуковая культура речи. Четкое произношение и артикуляция звука [ж]. Соотношение звука [ж] с буквенным изображением.

Методы и приё мы: наглядные (ИКТ, исследовательские (элементы ТРИЗ, игровые, групповая работа, физминутка.

Демонстрационный и методический материал: видеоролик «Прогулка в лесу» (youtube.com/watch?v=BzP6vSFeqXE); музыкальное сопровождение «Звуки природы»https://go.mail.ru/search_video?q; слайды «Персонажи сказки «Как найти дорожку, карточки «Животные», «Птицы», «Насекомые».

Оборудование:интерактивная доска, ноутбук, проектор, магнитная

доска, кукла «Дедушка-лесник», сотовый мёд, мяч.

Предварительная работа: чтение сказки В. Берестова «Как найти дорожку; беседа о бережном отношении к природе родного края, о труде работников леса.

Ход занятия

1. Мотивационно-побудительный этап.

1. Круг приветствия.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас с вами весь день было хорошее настроение.

2. Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие к дедушке-леснику

- Вы знаете, кто такой лесник (выслушивает ответы детей)

- Правильно, лесник - это человек, который следит за порядком в лесу, чтобы

никто не обижал зверей в лесу, не ломал деревья, не рвал цветы, не бросал

мусор. А поможет нам в нашем путешествии сказка В. Берестова «Как найти

дорожку

- Вы хотите поиграть в сказку «Как найти дорожку (Дети соглашаются)

- Вспомните, куда отправились герои сказки? (В лес, к дедушке-леснику)

- Что делали дети, когда заблудились в лесу? (Они спрашивали у лесных жителей, которых встречали на пути, как найти дорожку).

- Я думаю, мы поступим также, если вдруг заблудимся. Что, отправляемся?

- Мы к лесной полянке вышли. Поднимаем ноги выше,

Через кустики и кочки, через ветви и пенечки.

Очень долго мы шагали. Наши ноженьки устали.

Сейчас сядем, отдохнем, а потом гулять пойдем.

2. Организационно–поисковый этап.

1. На интерактивной доске под музыкальное сопровождение «Звуки природы» демонстрируется видеоролик «Прогулка в лесу».

- Ребята, посмотрите, куда мы попали? (В лес) Какая красота вокруг!

Подбор слов-определений к слову «лес».

- Какой лес? (Зелёный, красивый, густой, дремучий, высокий).

ТРИЗ «Цепочка слов».

-Что в лесу зелёное?

- Что ещё может быть зелёным?

– Ребята, послушайте, как слово лес звучит на казахском языке – орман.

Повторите за мной: орман – лес.

- Ребята, давайте поздороваемся с лесом, а вместе с ним и со всеми лесными жителями, ведь мы здесь только гости.

- Здравствуй, лес! Слеметсіз бе, орман!

2. На интерактивной доске - изображение белки

– Ребята, посмотрите, кто-то сверху бросается шишками. Кто это может быть? (Белка)

Давайте спросим у нее, по какой дороге нам идти дальше.

- Белка, Белка, расскажи,

Белка, Белка, покажи,

Как найти дорожку

К дедушке в сторожку?

- Ребята, белочка хочет с вами поиграть.

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»

Воспитатель называет слово, а дети подбирают к нему слово с противоположным значением.

Большой –

Мягкий –

Жара –

Тяжелый –

Светлый –

Говорить –

Добрый –

Грустный –

- Белочке понравилось с вами играть, и она покажет нам дорожку. Зовёт нас прыгать за ней с сосны на берёзку, с берёзки на осинку. Мы можем прыгать по деревьям, как белка?

Дети: нет,спасибо, Белка! Только мы не умеем по деревьям прыгать. Лучше мы ещё кого-нибудь спросим.

3. На интерактивной доске - изображение зайца.

Ребята и ему поют свою песенку:

- Зайка, Зайка, расскажи,

Зайка, Зайка, покажи,

Как найти дорожку

К дедушке в сторожку?

- Зайка говорит, что расскажет, если мы ему поможем. Зайка нёс дедушке-леснику фотографии всех лесных жителей, но испугался какого-то шороха под кустом и всё рассыпал. Все фотографии перепутались, нужно разложить их по местам, но сначала зайка хочет проверить, знаете ли вы лес.

Дидактическая игра «Назови одним словом»

Берёза, ель, сосна, осина,– это…

Белка, заяц, лиса, волк, ёж – это…

Жук, пчела, бабочка, улитка – это…

Ворона, воробей, галка, синица – это…

- Молодцы, ребята, с заданием справились. Теперь давайте разделимся на три команды и поможем Зайке разложить по местам фотографии.

(У каждого ребёнка на груди есть значок, ребёнок подходит к столику с таким же знаком)

Игра-классификация «Поможем Зайке» (работа в группах).

На трёх столиках хаотично разложены карточки животных, птиц и насекомых

1 группа (3 – 4 лет) собирает только животных!

2 группа (4 – 5 лет) собирает только птиц!

3 группа (5 – 6 лет) собирает только насекомых!

- Молодцы, ребята, вы очень быстро справились с заданием, мне, кажется, Зайка даже не ожидал, что вы знаете всех обитателей леса. А вы знаете, как зайцы ищут дорогу? (по запаху)

- Спасибо, Зайка, жалко, что носы у нас не такие чуткие, как у тебя. Придётся ещё кого-нибудь спросить.

4. На интерактивной доске - изображение улитки

Ребята поют свою песенку:

- Эй, Улитка, расскажи,

Эй, Улитка, покажи,

Как найти дорожку

К дедушке в сторожку?

- Улитка сказала, что сама настуда проводит, если мы выполним её задание.

Дидактическая игра «Один – много»

Воспитатель предлагает слово, а дети ставят его в множественное число.

Муравей – много муравьев.

Тюльпан – много тюльпанов.

Жук – много жуков.

Белка – много белок.

Заяц – много зайцев.

Берёза – много берёз.

- Ребята, мы опять справились с заданием, и Улитка нас проводит, она предлагает ползти за ней.

- Спасибо, Улитка! Нам некогда ползать.

- Ребята, нужно идти дальше, а сил совсем нет, может, отдохнем?

Физминутка с элементами гимнастики для глаз и звукоподражания «Медведь по лесу бродит»

Медведь по лесу бродит. От дуба к дубу ходит.

Ходьба «вперевалочку», слегка согнувшись, «загребая» чуть согнутыми руками.

Находит в дуплах мед и в рот себе кладет.

Изображать, как медведь достает и ест мед.

Облизывает лапу сластена косолапый.

Имитировать, как медведь облизывает лапу, стараясь далеко высунуть язык и двигая им снизу вверх.

А пчелы налетают, сердятся, жужжат, медведя прогоняют.

Звукоподражание: «Жжжж». Отвести руку вперед и поочередно касаться указательным пальцем носа, щек и т. п.

А пчелы жалят мишку: не ешь наш мед, воришка!

Водить указательным пальцем перед лицом и прослеживать за движением пальца глазами, стараясь не поворачивать головы.

Бредет лесной дорогой медведь к себе в берлогу.

Ходьба «вперевалочку»

Ложится, засыпает и пчелок вспоминает.

Сесть на место, положить руки под щеку. (И. Лопухина)

5. На интерактивной доске - изображение пчелы.

- Ребята, вы так здорово изображали медведя, что вас услышала и прилетела

настоящая пчёлка, наверное, хотела проверить, кто это крадёт её мёд.

Как она жужжит?

- Ж-ж-ж-ж-ж (дети чётко артикулируют звук [ж])

Упражнение на скорость.

- Давайте найдём среди этих букв и покажем пчёлке ту, которая издаёт

звук [ж].

Дети находят букву Ж, рассматривают её и прикрепляют к магнитной доске.

- И с этим заданием вы справились, я думаю, что пчёлке тоже было интересно познакомиться с буквой, которая может «жужжать» также, как пчёлки. Ну, что, давайте попросим её показать нам дорожку.

- Пчёлка, Пчёлка, расскажи,

Пчёлка, Пчёлка, покажи,

Как найти дорожку

К дедушке в сторожку?

- Ж-ж-ж, - говорит пчела. - Покажжжу. Смотрите, куда я лечу. Идите следом. Увидите моих сестёр. Куда они, туда и вы. Мы дедушке на пасеку мёд носим. Ну, до свидания! Я уж-ж-жасно тороплюсь. Ж-ж-ж.

Ребята пошли туда, куда летели пчёлы, и быстро нашли сторожку.

3. Рефлексивно-корригирующий этап.

Декорации к кукольному театру: сторожка лесника, кукла дедушка Лесник.

- Ребята, кажется, мы пришли! А вот и лесник!

Лесник: Здравствуйте, ребята! Какие вы молодцы, что пришли ко мне в гости! А как же вы нашли дорогу и в лесу не заблудились? (выслушивает ответы детей).

- Кто вам больше всех помог?

Мне мои лесные друзья передали по почте, что вы с ними играли, не обижали, деревца не ломали. Молодцы! А за то, что вы такие молодцы, я вас угощу мёдом. Мёд очень полезный, в нём много витаминов. А откуда берётся мёд, вы знаете?

Лесник угощает детей сотовым мёдом, дети говорят дедушке-леснику (Рахмет) и отправляются в группу пить чай с мёдом.

Публикации по теме:

Презентация. Из жизни насекомых Презентация по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему: «Из жизни насекомых» В работе с детьми по ознакомлению с окружающим.

Технологическая карта организованной учебной деятельности для средней группы «Игрушки» Образовательная область: «Коммуникация». Раздел: «Государственный язык» Тема: Игрушки Задачи: (Мяч, игрушка, заяц, волк, кошка, есть, нет,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в средней группе по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром «Как найти дорожку?»
Опубликовано: 17 апреля 2015 в 20:41
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия в средней группе по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром «Как найти дорожку?»» (включая файлы) размещена пользователем Алёна Александровна Архипова (УИ 338246) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД